Что изучает география. Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» (5 класс) Предметные результаты обучения

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)

Географическое положение России. Россия - самое большое государство мира. Территория и акватория. Государственная территория. Географическое положение страны, его виды. Границы России. Их виды: морские и сухопутные, воздушное пространство. Выявление изменение границ страны на разных исторических этапах. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Крайние точки. Географическое положение Россия как фактор развития её хозяйства.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов . Местное время, поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса на территории России. Роль в хозяйстве и жизни людей. Реформа системы исчисления времени в России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI - начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII- XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX-XX вв. Выявления изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство России . Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования, их равноправие и разнообразие.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для разных городов России.

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Особо охраняемые природные территории (ООПТ ). Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники и национальные парки России Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия и ресурсы России. Природно-ресурсный и экологический потенциал России. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). Анализ физических и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ - самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.

Урал - «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток - край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных

богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III. Человек и природа (б ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революциия: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию; структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.

География в школе

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.

Существуют следующие значения географии:

  • понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
  • формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
  • осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.

Почему нужно учить географию?

Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.

К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.

Как это пригодится в жизни

Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.

Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.

Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.

Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.

Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.

Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.

Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.

Презентации по географии

Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте .

Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.

Урок 5. Тема: Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цели: обобщить и закрепить знания по разделу «Что изучает география»; развивать умение анализировать разные источники географической информации, выражать свои мысли в форме связного рассказа.

Формируемые УУД:

предметные: знать основные понятия и термины раздела;

метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях; составлять описания объектов; оценивать работу одноклассников;

личностные: обладать ответственным отношением к учёбе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; основами экологической культуры.

Виды деятельности: беседа с использованием различных источников информации; работа с тестовыми заданиями.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные.

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, физическая карта мира.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

ΙΙ. Обобщение знаний по разделу

1. Рассказ с элементами беседы.

Итак, мы закончили изучение раздела «Что изучает география». Это первый из разделов в курсе географии, вы узнали, что мы будем изучать в курсе географии 5 класса.

Охарактеризуйте методы географических исследований.

2. Работа с картой.

Назовите и покажите на карте материки. Какой материк имеет наибольшую и наименьшую площади?

Покажите океаны и назовите их по площади от самого большого к самому маленькому.

3. Физминутка.

4. Работа с тестовыми заданиями.

Тестовый контроль знаний по разделу «Что изучает география».

1. К объектам живой природы относится:

а). вода;

б). гранит;

в). Солнце;

г). кит.

2. Объектом неживой природы является:

а). грач;

б). человек;

в). снег;

г). гриб.

3. К биологическим явлениям относится:

а). рождение;

б). ветер;

в). смена времён года;

г). затмение Солнца.

4. К естественным наукам не относится:

а). география;

б). математика;

в). химия;

г). экология.

5. Наука о превращении веществ:

а). химия;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

6. Какая наука в переводе с греческого означает «природа»:

а). география;

б). физика;

в). астрономия;

г). экология.

7. Древние люди использовали метод:

а). статистический;

б). описания;

в). наблюдения.

8. Какие объекты изучает география? Выберите правильные варианты ответов:

а). планеты;

б). реки;

в). движение тел на Земле;

г). извержение вулканов;

д). горы.

9. Установите соответствие между объектами и науками, которые их изучают:

а). насекомые; 1. астрономия;

б). полезные ископаемые; 2. биология;

в). рельеф; 3. демография;

г). население; 4. климатология;

д). движение планет; 5. геология;

е). климат; 6. геоморфология.

10. Органическим веществом является:

а). соль;

б). вода;

в). белок;

г). песок.

III. Итог урока

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: повт. § 1 – 4, подготовить сообщения о древнегреческих учёных.

В переводе с греческого языка слово «география» означает «описание земли».

Понятие слова «география»

География представляет собой науку, которая изучает поверхность Земли, а также ее слои, которые образуют земную оболочку. Помимо этого, география занимается изучением взаимодействия окружающей природы и человеческого общества.

В зависимости от предмета, география бывает экономической, физической и политической. География включает в себя такие предметные направления изучения, как геосфера и геоэкология.

Геосфера представляет собой атмосферу, гидросферу, земную кору, мантию, литосферу, астеносферу, биосферу и ядро планеты.

Геоэкология - подраздел географии, которые изучает влияния антропогенного фактора на необратимые процессы в геосфере.

Также предметом изучения географии является ноосфера - совокупность людей населяющих планету, основные аспекты их жизнедеятельности (промышленность, экономика, медицина, образования, религия).

Известные ученые-географы

Первые ученые - географии появились еще во времена древнего мира, когда мореплаватели начали открывать новые земли. Впервые термин «география» ввел древнегреческий ученый географ Эратосфен Киренский (274-195гг. до н.э.).

Этому ученому удалось определить размеры Земли с довольно высокой для того времени точностью. На основе данных, предоставленных ему Александром Македонским, он сумел составить первую карту Евразии.

Большой вклад в развитие географической науки сделал Александр Гумбольт, который выделил физическую географию как самостоятельную науку. Важную роль в географических исследованиях сыграл выдающийся русский ученный М. Ломоносов, отец экономической географии.

Инструменты географа и географическая номенклатура

Для изучения географии используются разные инструменты, среди которых множество приборов, позволяющих сделать научные выводы на счет природных явлений и процессов. Учащиеся используют два инструмента, которые позволяют максимально глубоко выучить предмет географии - это географические карты и атласы.

Географические карты - уменьшенные изображения поверхности Земли, которые за счет применения проекций и масштабов, дают возможность ознакомиться с особенностями рельефа, природных комплексов, промышленностью, социальной структурой того или иного региона.

Географические атласы - это систематизированное собрание всех географических карт. В ходе изучения географии применяется также географическая номенклатура - названия материков, рек, озер и океанов. Например: Азия, Северная Америка, Байкал, Северный Ледовитый океан, Амазонка.


СОДЕРЖАНИЕ программы.

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем . Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле . Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Учащийся должен уметь:

Приводить примеры географических объектов;

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;

Объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья . Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающееся результаты географических открытий и путешествий;

Показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Приводить примеры собственных путешествий и иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную .Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца . Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон . Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты .

Мир звезд . Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета- Земля . Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса . Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование . Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта . Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы № 2, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты ; 3. Самостоятельное построение простейшего плана

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: «Горизонт», «Линия горизонта», «Стороны горизонта», «Ориентирование», «План местности», «Географическая карта»;

Работать с компасом;

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, местных признаков;

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Природа Земли (12ч)

Как возникла Земля . Гипотезы Ж.Бюффона,И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли . Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы . Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам . Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Практическая работа № 5 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Вода на Земле . Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли . Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли . Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело . Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа . Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значения понятий: «Литосфера», «Горные породы», «Полезные ископаемые», «Рельеф», «Гидросфера», «Море», «Океан», «Атмосфера», «Погода», «Биосфера»;

Показывать по карте основные географические объекты;

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Объяснять особенности строения рельефа суши;

Описывать погоду своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

Представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

Строить простые планы местности;

Создавать простейшие географические карты различного содержания;

Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Материально-техническое обеспечение.

Для учителя.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.Атлас. Начальный курс географии. 5 класс.

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Для учащихся.


  • География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). «Дрофа», 2012год.

2.Атлас с комплектом контурных карт. Начальный курс географии. 5 класс.

3.Рабочая тетрадь по географии. 5 класс.

Дополнительная литература, источники информации:

Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.


  • Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

  • Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

  • Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.

  • Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.

  • Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

  • Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

  • Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

  • Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.

  • Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.

  • Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.

  • Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.

  • Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.

  • Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.

  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.

  • Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Календарно-тематический план


п/п


Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне универсальных учебных действий)


1

Тема 1: « Что изучает география » Всего часов 5 Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических

описаний объектов и явлений живой и неживой природы


Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Вид контроля

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

1.1

Мир, в котором мы живем.

1

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле


приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды

текущий

§ 1, р.т стр3 №3, стр5 №8

1.2

Науки о природе

Комбинированный урок


1

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология


находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности

входной

§ 2,

1.3

География- наука о ЗемлеУрок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела

географии


называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры,показывающие роль географической науки в решении социально-экономических, геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

текущий

§ 3, р.тстр 8 №4, уч-ик

Методы географических исследований

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод


получат представление о различные источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

текущий

§ 4, р.тстр 10 №4;

повторить § 1- 4


1.5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»


1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативны:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя


Коммуникативные:

учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов


тематический

р.тстр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер

2

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в

Тема 2: « Как люди открывали Землю » Всего часов 5 Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам

И описывать маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.

Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Исследовать и описывать по картам

маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать

сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах

изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических

исследований


2.1

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья


называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время

текущий

§ 5, р.тстр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта

2.2

Важнейшие

географические

открытия

Комбинированный урок


1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1 Работа с контурной картой, учебником, диском Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.




текущий

§ 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию

2.3

Открытия русских путешественников

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря».


называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;



текущий

§ 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5

2.4

Открытия русских путешественников

Комбинированный урок


1

Освоение Сибири.

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

текущий

§ 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер

2.5

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Урок обобщения и систематизации знаний


1

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»


Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Метапредметные : работа с текстом ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл


Регулятивные: при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

тематический

Р.тстр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА

3

Тема 3: « Земля во Вселенной » Всего часов 9 С оставление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)

3.1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника (рубрика подумайте)

3.2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной


описывать представления древних людей о Вселенной;

текущий

§ 9, р.тстр 25 № 4-5

3.3

Соседи Солнца

Комбинированный урок


1

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

называть и показывать планеты Солнечной системы; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

текущий

§ 10, р.тстр 27 №5, учебник стр 56 № 2 (под рубрикой подумайте)