Сообщение о герое былины удмуртского народа. Богатыри удмуртской земли. предметные учебные действия

То ли раньше, то ли позже, но так же давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь по имени Донда и остался тут жить. И было у него тогда два сына – Идна и Гурья. На Солдыре в семье Донды появилось ещё несколько сыновей, среди них – Весья и Зуй.

Время шло, сыновья подрастали, а гора, как была, так и оставалась прежней. И вот наконец стало этой большой семье настолько тесно, что всем вместе жить уже было невозможно. Тогда Донда взял с собой младших сыновей и отправился с ними вверх по течению небольшой речки, которую с той поры стали называть его именем.

Шел, шел. Не близко, не далеко ушел – верст на пятнадцать от горы. Здесь он основал новое поселение, которое потом стали называть Дондыкар, что означает селение или городище Донды.

Старшие сыновья Донды не долго жили на старо месте, вскоре и им стало тесно: Идна остался на отцовском угодье, а Гурья покинул его и поселился, как т отец с младшими братьями, тоже у реки, но только у другой.

Так сыновья батыра Донды отделились от отца и стали независимыми хозяевами-батырами, занимаясь каждый полюбившимся делом. Гурья – хлебопашеством, Идна – охотой, а сам Донда, хоть и не оставил земледелия, но более стал известен промыслом и торговлей.

Много-много лет прожил Донда на новом месте. Но вот и младшие его сыновья возмужали и покинули отцовский дом. Дондинские батыры разбрелись в разные стороны, основали новые городища и крепости на высоких угорах, по берегам рек и лесных речек. Может, потому, что они помнили свое раннее детство на горе Солдырь, но уж очень им всем полюбилось селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его кверху, пока он не становился горою. Только после этого они селились здесь с такими же батырами, как и сами, занимаясь охотой, хлебопашеством и промыслами.

Дондинские батыры отличались добрым нравом и покладистым характером. Однако случалось, что они не всегда ладили с соседними батырами. Хоть и редко, но доходило дело до споров, а то и до сражений. А сражения те состояли из перебрасывания на городище или крепость противника целых бревен или тяжелых железных гирь.

На реке Чепце, ниже поселения Идны, жили в городище батыры из дружины самого Донды. Однажды они поспорили с батырами Идны, что у дондинцев силы больше, и луки лучше, и копья летят дальше и точнее. Спорили-спорили – ни одна сторона не уступает. Тогда решили биться об заклад: если стрелы иднакарских батыров улетят за пределы их владений, то дондинцы уступят им свое городище и уйдут на новое место. Если же не смогут так далеко послать их, тогда иднакарские батыры навеки ставят эти места дондинцам.

В день и час, назначенный для сражения, батыры, каждый со своей горы, послали стрелы в сторону противника. Стрелы ид накарцев не долетели и до середины владений дондинцев и воткнулись в землю с такой силой, что образовали большой пригорок. Дондинцы выстрелили удачнее, их стрелы попали в сосны, что росли у самых стен Иднакара. Так они выиграли заклад. Земли, полученные от иднакарцев, с той поры стали называть Утэм, то есть «выигрыш».

На другой стороне Чепцы владения Идны граничили с поселением батыров Селты. Одна возвышенность до сей поры так и называется Иднакарскими воротами. Зимой батыры Селты надевали серебряные лыжи, чтобы сбегать повидаться с батырами Идны. Серебряные или какие другие были те лыжи, но только батыры на них в один миг проносились двадцать верст. Именно столько их и было между поселениями батыров Идны и Селты.

Идна-батыр

Идна-батыр, сын Донды, жил в местности, которую потом по нему стали называть Иднакаром.

Занимался Идна одной охотой, отказавшись от землепашества, которым славился его отец Донда и предок того Кылдысин. Охотиться он ходил верст за тридцать. Для этого у него были золотые лыжи, на которых такое расстояние он преодолевал быстрее ветра.

Дичь Идна ловил силками, а зверей бил самодельными стрелами из лука.

Силы Идна был неимоверной. Когда случалось состязаться в силе с другими батырами, то равного ему не находилось, все вынуждены были признать его превосходство.

И вот Идна возгордился своей силой, своей ловкостью, захотелось ему княжить над всеми племенами в своем краю, захотелось, чтобы все батыры служили ему и дань приносили. Не по нраву пришлось это гордым батырам, стали они держать совет меж собой и решили поймать гордеца и проучить.

Было у Идны три лошади – вороная, саврасая и пегая. Таких лошадей поискать – не найти: сильные, выносливые, быстрые. Они всегда спасали Идну от преследователей. Для них ничего не стоило проскакать сто верст без передышки.

Всё это узнали батыры, которым доверили поймать Идну. Они не стали гоняться за Идной: своих лошадей уморят, а Идну всё равно не догонят. Поэтому они решили подкараулить его в засаде.

Однажды им удалось узнать, по какой дороге поедет Идна. Подпилили заранее мост через речку, засели в кустах, ждут.

Вот Идна доехал до моста на вороной, но перед мостом та вдруг отказалась слушаться хозяина. Тогда Идна пересел на саврасую. Но и эта не пошла на мост. Пересел Идна на пегую, она помчала его через мост, но на середине вместе с всадником провалилась в реку.

Как батыры проучили Идну, никто не знает. Однако известно, что будто бы Идна, падая, успел воскликнуть: «Пегая лошадь лишь на безлошадье лошадь».

Ватка и Калмез

Когда-то давным-давно севернее владений племени Донды жили батыры племени калмез. Они пришли сюда из-за реки Кильмезь. В то время там стояли большие сосновые леса. Главным занятием калмезов было пчеловодство. А ещё они славились умением плести лапти.

Калмезы были сильные и рослые люди, можно сказать – великаны, хоть и не такие, как алангасары. Из одного коточика, которым они плели лапти, можно было сделать сошник, чтобы пахать землю. Сами лапти их были длиною в аршин.

Селились калмезы не многолюдно, по одному, по двое. Одназды два калмеза поселились в густом бору между двумя речками и поставили себе избу.

У тех калмезов были сани, полозья которых были длиною в полторы сажени. На сани прилаживали калмезы короб на высоких ножках, в него они собирали мед лесных пчел. Лошади у калмезов не водились, а потому такие сани с коробом – и пустым, и доверху наполненным медом – калмезы возили сами. Вмещалось в тот короб более пятнадцати пудов. Калмезы волочили сани не по снегу, а по земле. Вот какие они были сильные! Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен.

Долго и мирно жили два калмеза. Но однажды пришел конец спокойному житью-бытью. Со стороны реки Вятки явилось сюда племя ватка и мало-помалу начало вытеснять всех калмезов.

Один батыр из племени ватка добрался до этих вот двух калмезов. Приглянулось ему место, и он решил поселиться тут, а калмезам велел убираться отсюда. Те давно жили здесь и заупрямились. Завязался спор.

Калмезы, идя на уступки, согласились жить вместе с Ваткой, но тот и слышать об этом не захотел. Ватка убеждал, что здесь лучше жить одному племени. И выходило, что этим племенем должно быть только племя ватка.

Спорили-спорили – ни к чему не пришли. Тогда они сошлись на том, чтобы втроем пройти владения калмезов и вместе осмотреть их.

Шли, шли. У слияния двух небольших речек их застала ночь. Путникам ничего иного не оставалось как заночевать у костра. Так они и сделали. Приготовили себе место для сна, устлав его лапником пихты, легли спать. Один калмез как лег, так тут же и уснул богатырским сном, а другой не уснул, только притворился спящим. Сам же между тем следил за каждым движением Ватки. И не напрасно.

Ночью Ватка потихоньку встал, прислушался, крепко ли уснули калмезы. Тот, что не спал, даже всхрапнул для видимости. Пусть, мол, думает, будто он крепко спит. Уж очень ему хотелось узнать, что дальше сделает Ватка. Может, думал, откажется от своей затеи и уйдет прочь.

Но у Ватки на уме было совсем иное. Он, крадучись, взял дубину, посмотрел, крепко ли спит, и, размахнувшись, хотел ударить спящего калмеза. Но не успел: второй калмез отнял у Ватки дубину. Он не спускал с него глаз и бесшумной молнией вскочил, увидев в руках дубину. Что было после, и куда подевался Ватка – никто не знает.

Позже все калмезы сами ушли из той местности к реке Иж, а ватка остались. Однако удмурты и поныне почитают тех древних силачей калмезов и берегут память о них.

Батыр Ядыгар

В стародавние времена батырам приходилось защищаться от набегов врагов. Тогда-то и появился у них предводитель Ядыгар.

Народ сам назвал Ядыгара предводителем после того, как он прославил себя умом, богатырской силой и добрым нравом. Став предводителем, Ядыгар жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился.

И было у Ядыгара два коня – пегий и рыжий. Резвый, быстроногий пегий конь мог, не разбирая дороги, носиться вихрем. В скорости бега ему, пожалуй, не было равных. Рыжий, хотя и скакал во всю мочь, всё оставался позади. Зато он был сообразительнее: всегда обходил опасное место.

А ещё у Ядыгара был удивительный меч. Когда нападали враги, садился на быстроногого коня и вихрем скакал вокруг вражеского скопища. Благодаря заветному мечу, враги уже не могли выйти за пределы круга, не оставив оружия. Выйдя из него, они никогда больше не воевали. Так меч помогал побеждать врагов, приходивших завоевывать земли, на которых расселились батырские племена.

Но Ядыгар не всегда брал с собой этот заветный меч. Дорожа им, он, вернувшись с поля битвы, прятал меч в сундук и, случалось, в спешке не успевал достать его оттуда. На этот случай он договорился с женой, что будет присылать ей гонца за пирогом. Она должна была передать гонцу пирог, внутри которого лежал удивительный меч. Жена так и поступала.

Услышав о нападении, Ядыгар брал с собой обоих коней: на рыжем он шел в сражение, а на пегом отправлял гонца за «пирогом». Если у батыра, к примеру, кончался хлеб, то на пегом коне его доставляли горячим. Тридцать – сорок верст мчал он так, что хлеб не успевал остыть.

Но вот у Ядыгара умерла жена. Потосковал-погоревал он, но где одному-то управиться по хозяйству – женился снова. Только ввел новую хозяйку в дом, к нему прискакал гонец: на родственное поселение в двадцати верстах напали враги.

Ядыгар вскочил на пегого коня, крикнул рыжему, чтобы не отставал, и помчал к месту битвы, забыв второпях заветный меч. Вот явился он туда, враги, завидев Ядыгара, сразу отступили верст на пять. Решив, что они признали себя пораженными, Ядыгар завернул свое воинство домой.

Враги, заметив, что их никто не собирается преследовать, подумали, что удмурты отказались сражаться, испугались. Тогда они снова напали на селение. Завязался неравный бой: Ядыгар уже успел распустить свое воинство, а меча с ним не оказалось. Тут-то и послал он гонца на пегом коне к своей жене за «пирогом». Вторая жена ещё не знала привычек Ядыгара да и сообразительностью не отличалась, а потому не вспомнила о мече, когда к ней прискакал гонец от Ядыгара. Она передала для мужа горячий пирог – и вкусный, и пропеченный, но без того, что нужнее всего было предводителю, - без меча.

Ядыгар потерпел поражение. Чтобы окончательно разбить войско Ядыгара и расправиться с ним самим, враги разрушили на его пути все мосты. У последнего, самого большого моста, они подпилили сваи и стали ждать.

Ядыгар не подумал о возможной ловушке и помчался через мост на рыжем коне. Однако тот не послушался и, почувствовав опасность, попятился назад. Тогда Ядыгар перескочил на пегого коня. Не успел батыр домчать до середины моста, как тот рухнул. Ядыгару ничего не оставалось, как вступить в единоборство с преследователями. Он стал кидать в них бревнами от разрушенного моста. Враги не смели приблизиться к нему до тех пор, пока, бревно за бревном, не перекидал в них всё до последнего. Но вот Ядыгар начал выдергивать сваи. Только тогда враги подобрались к нему и схватили.

Тут Ядыгар и сказал:

Пегий конь – не конь, вторая жена – не жена.

Так враги одолели батыра Ядыгара. А заветный меч его и поныне, сказывают не утратил своей силы. Только никто не знает, где тот меч. Может, он и не скрыт от глаз людских, может, и в руках кто-нибудь держит его. Но, по завету, удивительную свою силу он может обрести лишь у беззлобного миролюбивого предводителя.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Батыры земли УдмуртскойКраеведение, 5 классСоставитель: Чумакова С.Л.Учитель истории и краеведенияМКОУ «Узинская ООШ» У каждого народа были свои сильные и смелые люди, которые отличались в бою с врагами. Русские богатыриУдмуртские батыры О героях-богатырях народ сочинял героические песни и бережно передавал их от поколения к поколению. В прикамских лесах, в краю серебряных родников и озёр, поселились люди, которых позже стали называть удмуртами. Вдоль рек Вятка и Чепца жили племена Ватка (северные удмурты). Территорию около рек Кильмезь и Вала облюбовали племена Калмез (центральные удмурты). Племена южных удмуртов заселяют территории рек Камы и Иж.Р. Вяткар. Кильмезьр.Иж У удмуртов городища назывались «кар» и содержали собственное имя одного из богатырей: Городище Хлынов (Кылно кар) Городище Иднакар Городище Арск (Арча кар) У каждого племени были свои сильные батыры. Батыры были как князья своих государств-земель. В мирное время суд-право творили, во время битв впереди народа ходили. Бывали времена, когда батыры ссориться начинали. В гневе, говорят, они целые брёвна и железные шары с городища на городище кидали. Батыры северных удмуртов Жизнь северных батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием. У каждого из батыров было своё занятие. Северные батыры (Ватка) очень любили селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его к верху, пока он не становился горою. Донды батыр стал предводителем племени Ватка. Он занимался земледелием, торговлей и промыслами. К великому князю приезжали торговцы с заморских и русских городов и обменивались товаром. Донды́ - самый старший из богатырей, жил сначала в городище Иднакар, затем перешёл в Дондыкар.Идна́ (Игна, Иднать), Гурья́, Весья́, Зуй - сыновья Донды, жили соответственно в городищах Иднакаре, Гурьякаре, Весьякаре и Зуйкаре Иднакар Батыры центральных удмуртов (Калмез) Главным занятием калмезов было пчеловодство. Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен. А ещё они славились умением плести лапти. Калмезы-батыры были сильные и рослые люди, можно сказать великаны. Из одного шила, которыми они плели лапти, можно было сделать плуг, чтобы пахать землю. Могучим был батыр Бурсин Чуньыпи. Как шагнёт, так земля дрожит. Шаги его за шесть вёрст были слышны. Часто ему приходилось сражаться с марийцами. Селта батыр – младший брат Бурсина. Отомстил марийцам за смерть брата страшной местью: три раза спалил их селения. В результате враги отступили с Кильмези на запад. Батыры южных удмуртов Очень сильными и умными были южные батыры. Деревья они вырывали с корнями, как коноплю, собирали в груду, словно хворост. Поля и луга их рук дело, говорят. На жердях знаки вырезав, друг другу перебрасывали: так они новостями делились. Батыр Ядыгар прославился умом, богатырской силой и добрым нравом. Он жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился. Обладал волшебным мечом. Когда нападали враги, Ядыгар хватал свой волшебный меч, садился на коня и скакал вокруг врагов, нападающих на удмуртов. Враги не могли выйти из круга, не оставив оружия. В можгинских краях, Мардан был удмуртским князем. Все его отцом называли. Сила его была необыкновенная. Ходил он быстро. На своём городище котёл на огонь поставит, а сам на охоту отправляется. Пока он ходит, даже вода закипеть не успевает. Эш-Тэрек отличался мудростью. Он умел любые споры и раздоры решать мирно и по справедливости. Хоть он был ловким и бесстрашным, но побоищ не любил. Больше всего любил работать в поле. Эш-Тэреку Водяной дарит коня. Взамен коню Эштэрек должен был дать ему красавицу-татарку. Не желая отдавать её Водяному, погибает в холодных водах Камы.ЗЯНКА, невеста Эш-Терека Людей всё стало больше и больше, всё дальше и дальше расселялись по земле. Старые батыры умирали, и всё реже и реже появлялись великаны, похожие на прежних батыров. Зато в каждом роду появлялись и будут появляться, пока род человеческий не скончается, батыры-защитники, батыры-умельцы, батыры-мудрецы. Так что, выходит, никуда не подевались настоящие батыры. Живут и поныне они. Поискать, так, наверное, и среди вас батыры найдутся.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батыры земли Удмуртской Краеведение, 5 класс Составитель: Чумакова С.Л. Учитель истории и краеведения МКОУ «Узинская ООШ»

У каждого народа были свои сильные и смелые люди, которые отличались в бою с врагами.

Русские богатыри Удмуртские батыры

О героях-богатырях народ сочинял героические песни и бережно передавал их от поколения к поколению.

В прикамских лесах, в краю серебряных родников и озёр, поселились люди, которых позже стали называть удмуртами.

Вдоль рек Вятка и Чепца жили племена Ватка (северные удмурты). Территорию около рек Кильмезь и Вала облюбовали племена Калмез (центральные удмурты). Племена южных удмуртов заселяют территории рек Камы и Иж. Р. Вятка р. Кильмезь р.Иж

У удмуртов городища назывались «кар» и содержали собственное имя одного из богатырей: Городище Хлынов (Кылно кар) Городище Иднакар Городище Арск (Арча кар)

У каждого племени были свои сильные батыры. Батыры были как князья своих государств-земель. В мирное время суд-право творили, во время битв впереди народа ходили. Бывали времена, когда батыры ссориться начинали. В гневе, говорят, они целые брёвна и железные шары с городища на городище кидали.

Батыры северных удмуртов Жизнь северных батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием. У каждого из батыров было своё занятие. Северные батыры (Ватка) очень любили селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его к верху, пока он не становился горою.

Донды батыр стал предводителем племени Ватка. Он занимался земледелием, торговлей и промыслами. К великому князю приезжали торговцы с заморских и русских городов и обменивались товаром.

Донды ́ - самый старший из богатырей, жил сначала в городище Иднакар, затем перешёл в Дондыкар. Идна ́ (Игна, Иднать), Гурья ́, Весья ́, Зуй - сыновья Донды, жили соответственно в городищах Иднакаре, Гурьякаре, Весьякаре и Зуйкаре

Батыры центральных удмуртов (Калмез) Главным занятием калмезов было пчеловодство. Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен. А ещё они славились умением плести лапти. Калмезы-батыры были сильные и рослые люди, можно сказать великаны. Из одного шила, которыми они плели лапти, можно было сделать плуг, чтобы пахать землю.

Могучим был батыр Бурсин Чуньыпи. Как шагнёт, так земля дрожит. Шаги его за шесть вёрст были слышны. Часто ему приходилось сражаться с марийцами. Селта батыр – младший брат Бурсина. Отомстил марийцам за смерть брата страшной местью: три раза спалил их селения. В результате враги отступили с Кильмези на запад.

Батыры южных удмуртов Очень сильными и умными были южные батыры. Деревья они вырывали с корнями, как коноплю, собирали в груду, словно хворост. Поля и луга их рук дело, говорят. На жердях знаки вырезав, друг другу перебрасывали: так они новостями делились.

Батыр Ядыгар прославился умом, богатырской силой и добрым нравом. Он жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился. Обладал волшебным мечом. Когда нападали враги, Ядыгар хватал свой волшебный меч, садился на коня и скакал вокруг врагов, нападающих на удмуртов. Враги не могли выйти из круга, не оставив оружия. В можгинских краях, Мардан был удмуртским князем. Все его отцом называли. Сила его была необыкновенная. Ходил он быстро. На своём городище котёл на огонь поставит, а сам на охоту отправляется. Пока он ходит, даже вода закипеть не успевает.

Эш-Тэрек отличался мудростью. Он умел любые споры и раздоры решать мирно и по справедливости. Хоть он был ловким и бесстрашным, но побоищ не любил. Больше всего любил работать в поле. Эш-Тэреку Водяной дарит коня. Взамен коню Эштэрек должен был дать ему красавицу-татарку. Не желая отдавать её Водяному, погибает в холодных водах Камы. ЗЯНКА, невеста Эш-Терека

Людей всё стало больше и больше, всё дальше и дальше расселялись по земле. Старые батыры умирали, и всё реже и реже появлялись великаны, похожие на прежних батыров. Зато в каждом роду появлялись и будут появляться, пока род человеческий не скончается, батыры-защитники, батыры-умельцы, батыры-мудрецы. Так что, выходит, никуда не подевались настоящие батыры. Живут и поныне они. Поискать, так, наверное, и среди вас батыры найдутся.


Легенды Первухина

Легенда «Батыр Донда – хранитель земли удмуртской»

Жил да был в старые престарые, добрые времена честный батыр-Донда. Любил и уважал его народ. Много легенд и сказаний сложили о нем благодарные люди.

На север, от города Глазова, за рекой Чепцой, и теперь стоит д. Дондыкар, а в далекие времена это был город, городище-кар! А маленькая деревенька Донда стоит рядом с дорогой в поселок Понино. Сама же дорога идет через Дондинскую гору. В деревеньке теперь никто и не живет, а гору… когда стоили дорогу – подрезали. Но помнят, не забывают люди Донду. Послушайте и вы одна из сказаний о Батыре Донде.

Батыр Донда – хранитель земли удмуртской

Времена событий древних пролетели и забылись.

Стерлись в памяти народной в суете, заботах мелких.

Но еще в глухих деревнях, старики бывает вспомнят

Сказки мудрые прадедов, на вечерних посиделках.

Тут лови минуты эти. Что дороже их на свете?

Так рождаются былины, вспоминается история.

Вот и эту сказку слышал я с полсотни лет назад.

Жил когда-то воин Донда, за Чепцой, за Богатыркой.

Время было не простое – погибал народ удмуртский.

Окруженные врагами, племена удмуртов древних,

Потихоньку отступая перешли Чепцу и встали.

Сил, пожалуй, очень мало. Вся надежда на Инмара,

Бог великий и могучий небо он создал и землю.

Заселил ее лесами, зверем. Создал человека.

И сказал «Владей, однако, умножай мое хозяйство!».

Позабыт наказ Инмара. Ладно вспомнили сегодня

И пошли к священным елям в шалашах молится богу,

«О Инмар! Прости нас грешных! Мы нарушили заветы…

Наши жертвы стали скудны, наши жертвы стали редки,

Стариков неуважаем, их не слушаем советы, редко молимся

И боги нас оставили шайтану. О Инмар прости нас грешных!».

Люди помощи просили – уберечь народ удмуртский.

На кострах сгорали жертвы, а шаманы били в бубны,

Ссемь племен собрались вместе принесли Инмару жертву,

Семь вождей и семь шаманов руки к небу возносили.

И услышал бог молитвы принял и дары и жертвы.

Он послал спасенье людям, пожалел народ любимый.

Смотрят на берег и видят на коне батыр могучий,

На нем медная кольчуга, меч стальной, копье и стрелы,

Шлем и щит горят на солнце, словно золотом литые.

Это Донда, грозный воин, послан на спасенье людям.

Он пришел из стран далеких, стран полуденных и жарких,

С берегов пришел Евфрата, где когда-то племя Удов

Обитало в райских кущах. Семь сынов привел с собою –

Хоть сейчас готовых к бою – семь сынов-богатырей,

«Здесь останемся: встречают нас приветливо – нам рады!

Мы поможем братьям удам в мире и согласии жить,

Ну а если враг нагрянет, на удар двойным ответим

Отобьем ем охоту на удмуртов нападать!»

Так сказал отважный Донда, обращаясь к сыновьям,

Те в согласии кивнули. Прав отец они решили.

«Нам врагу не уступать. Если надо будем драться!

Не умеем мы сдаваться – мы умеем побеждать!»

Много было тут народа – все кричали «Донду!

Донду! Донду князем выбираем! Жить останься с нами Донда!

Место покажи для дома, а построить мы поможем!»

Вышли старцы, поклонились и спросили: «Что ответишь?».

Донда тоже поклонился: «Мы служить вам будем рады,

Коль меня назвали князем – мой приказ не нарушайте!

Дружно жить и враг нестрашен! Обещание выполняйте –

Не бросайтесь зря словами – слово это тоже дело».

Тут сказал сынам: «А ну-ка подтащите мне тот камень

И куда его заброшу – там стоять родному дому».

Люди ахнули, тот камень был с хорошую лошадку!

Он швырнул за гору камень, там где ныне Дондыкар,

А прозвали эту гору Богатыркой, в честь героя.

Удивил всех Донда силой, но и гордости прибавил,

И надежды на победу над бессчастными врагами.

«А теперь – сказал он людям – на свет прошу собраться.

Самым опытных и мудрых пригласил она на беседу,

Совещались они долго – третий раз поднялось солнце,

Все как будто обсудили, но сидели долго молча:

Может что-то не сказали? Может вспомнится однако?

Неспешна совет покинул свое первое кострище,

Самым дальним путь не близок, если пешим не лошадкой.

На другой день только к утру все в дома свои вернулись.

Каждый знал какое дело ему Донда поручит.

Балы выслана разведка и расставлены дозоры.

Два отряда конных воинов скрыто двинулись в засаду,

Остальные дружно взялись за осенние работы,

Холода не за горами, время жизни быстротечно.

Надо хлеб убрать, да поле приготовить для посева.

Лес сожгли в начале лета, но не кончили корчевку,

Лыко драли и мочили. Лапти старики плели,

Уйма дел – не переделать! А зима спешит – не ждет,

Дом опять не ставить Донде, тоже вроде не забава!

Мастеров собрали ловких – к холодам успеть бы надо.

Дом поставить не успели, а враги уже напали!

Правда хлеб с полей убрали – сохнет хлебушек в овинах,

А теперь война и Донда будет за народ сражаться!

Нет не даром посылает нам Инмар батыра в помощь.

Степняков набеги наглы словно ветер налетают

Разоряют деревеньки, племена уничтожают,

Не щадят детей и женщин, в злобе зверь добрей бывает,

Кто покрепче брали в рабство – это горе люди знали.

Нападали регулярно, смерть неся и черный ужас.

Для набегов выбрали только осень.

Уносили, кроме скарба, урожай и все запасы,

Что готовили на зиму, холода и непогоду.

Вот и ныне в час обычный появился неприятель,

Но врасплох застать не вышло, не обманет Донду враг!

Заклубился дым сигнальный от костров разведки дальней

И немедленно мужчины, взявши копья, лук и стрелы,

Подпоясавшись мечами, в крепких шлемах и кольчугах

На коней садились быстрых, принакрывшись щитами,

Каждый знал свою задачу, где врага он должен встретить.

Донда все решил с советом – каждый шаг врага он знает!

Сам батыр и семь отважных сыновей по центру встали,

Рядом с ними сотня воинов, воинов смелых и бывалых,

Между тем враги лавиной к берегам Чепцы примчались

С визгом, криками бросались в волны черные реки

Вплавь реку переплывая, завывали словно волки.

В деревнях ревели дети, бабы в ужасе орали.

Но стояли твердо войны в бой решительный вступая,

Словно молнии взметнулись степняков кривые сабли,

Но со звоном отскочили от стальных мечей удмуртов,

И опять блеснули сабли – их щитами удержали.

Тут в ответ мечи поднялись, их ни чем не остановишь!

Целый день идет сражение, а враги все прибывают.

От меча батыра пала не одна бандитов сотня.

Сыновья врагов рубили ни на шаг не отступая,

Встали конники стеною, не побил их враг могучий.

Орды дрогнули от страха, заметались в беспорядке,

С ними так никто не дрался. Гуннов даже Рим боялся!

Как котел Чепца кипела от бегущих степняков.

Вот и враг неодолимый испугался нашей силы.

Отступил, в реке спасаясь от карающих мечей.

Стало ясно – враг повержен! Он бежит – победа наша!

Ликовал народ счастливый, величал батыра Донду!

Семь племен опять собрались и богов благодарили,

Донда тут сказал народу: «Главный враг разбит

Но надо охранять границы наши, постоянно, каждый день!

Завтра утром в путь – дорогу я уйду с отрядом конным.

Вы хозяйством занимайтесь, чтобы зиму жить в достатке.

Подлечите раны воинов и закончите постройки.

Как вернусь дела проверю, плохо будет нерадивым!

Десять дней в разъезде буду, а потом пошлем мы Зуя,

Герд, Весья за ним поедут, а потом другие братья,

По декаде все отслужат, там опять пойдет по кругу,

Не оставим без охраны ни на день родную землю.

Мы отучим тать ночную грабить мирные деревни.

Ну а если враг коварный к нам придет ордой несметной

Пусть узнает силу дружбы и у маленьких племен!».

Так сказал наш мудрый Донда и пошел поспать немного –

За день видно утомился, да и всем пора на отдых…

По оградам гор Уральских, по холмам чепецких долей

Богатырская состава Донды, славного героя,

Потихоньку шла вдоль речки, никого не беспокоя,

Охраняя край родимый от мечей врагов коварных.

Солнце раннее вставало просыпался мир от ночи.

Петухи старались очень втолковать что день начался

И орали во все горло, шумно крыльями махая.

В деревнях поднялись люди и залаяли собаки,

Ржали лошади, мычали на подворьях коровенки.

По полям, где рожь убрали солнце брызнуло лучами.

Красны-девицы рябинки сарафаны применяли,

Белоствольные березки золотым плащом прикрылись.

Поле убрано, солома свезена в дворы на зиму,

В быстрых реках и озерах – фитилями рыбу ловят.

По лесам силки, капканы установлены на зверя

С пестерями за грибами и за ягодой лесною

Бабы, девки и ребята ходят дружною гурьбою.

Нюлэсмурт их щедро дарит, отдает свои богатства!

А охотникам в их снасти зверя, птицу посылает.

Нюлэсмурт хозяин леса. Добрый бог земных просторов!

Как прекрасна наша осень, и богат наш край удмуртский!

А народ еще прекрасней мирный, добрый, работящий

Между тем все ярче солнце, все светлее день осенний,

Притомились кони Донды – стали что-то спотыкаться.

И решили дать им отдых, искупать, попить водицы.

Отпустить в луга кормиться сочной свежею травою.

Для себя шатры разбили, сняв тяжелые доспехи.

Принесли еду им бабы из соседней деревеньки,

Ели вяленое мясо и кумышкой запивали.

А потом в шатрах уснули богатырским крепким сном,

Вещий сон приснился Донде – на него напали волки.

Треплют война за одежду, рвут их острыми зубами,

Еще миг и с ног повалят – разорвут его на части!

Тут матерая волчца обернулась в человека

И сказала тихо Донде: «Берегись врага – он близко!

Разбуди свою дружину, в боевой построй порядок

И ударь, к чему нам гости, если их не приглашали?

С обнаженными мечами, не на пир идут – на битву…»

В гневе Донда встал и вышел из шатра чернее тучи:

«Где тут подлый и коварный враг, что прячется кустами?

Выходи-ка в чисто поле и в открытую сразимся,

В честной битве покажи-ка свою ловкую и отвагу!»

Богатырская застава, как скала несокрушима,

Встала грозную стеною и бежал не приняв боя

Враг трусливый и коварный, испугавшись воинов Донды.

«Им бы с бабами подраться, там им нечего бояться» -

Говорил с усмешкой Донда, меч в бою не обнаживший.

Между тем склонялось солнце, короток наш день осенний.

На коней садились войны уходили в ночь дозором.

Засыпали деревеньки, звезды высыпали в небе,

А на запад навалились тучи черной пеленою,

Наступает непогода: поливает дождь холодный,

Ветры воют, словно звери – редко день придет погожий,

Но бывает, заиграют краски осени всей силой:

Вдруг засветит солнце ярко и как будто снова лето…

Повернул отряд на запад – где врагу еще скрываться?

Там и быть ночному вору – тьма и буря их прикроет,

Тихо двигаются кони, чтоб копыто шло в копыто.

След чтоб в след ложился ровно, тишину не нарушая.

Вдруг остановились кони. Где-то рядом брод удобный.

Звуки слышаться оттуда, кто пришел на переправу?

Может это весла плещут запоздалых рыбаков?

Кто в такую непогоду, в ночь глухую ищет броду?

Но подъехали поближе – на песке следы и только,

Встречу просто избегали, им опасна была встреча!

Слух, видать, уже промчался – богатырь пришел к удмуртам!

Их теперь опасно трогать, могут живо рассчитаться.

Низко кланяться вдруг стали и дорогу уступают –

Все, кто в день еще вчерашний, насмехались и глумились,

Обходительными стали, шапку снять не забывают,

Но спокойный ехал Донды – его войны были скромны.

Месть была им непонятна, лесть была им неприятна.

Так промчалась вся декада. Донда к дому возвращался.

Наступило время мира, время доброго покоя,

Люди строили, пахали, свадьбы шумные играли.

Поднимались городища, потихоньку прирастали земли,

Но всегда был щит надежный, Донда родину хранил!

Вот и ныне помнят люди своего богатыря.

  1. легенде , разработанной нами, Кузнецов... казахов, под руководством Османа Батыра против советских и китайских войск... Маленков поддерживали тесные рабочие отношения с Первухиным и Сабуровым, занимавшимися экономическими вопросами...
  2. Документ

    Первухин легенды Батырь

  3. Оружие противоракетной обороны россии героическая эпопея создания оборонной триады и первопроходцы – создатели и испытатели

    Документ

    Комбинатов и др.: Б.Л. Ванников, М.Г. Первухин , А.П. Завенягин, А.Н. Комаровский, П.К. Георгиевский... Создавались различные легенды , устанавливались адреса... М.: Воениздат, 1971. Анисимов В.Д., Батырь Г.С, Меньшиков А.В., Шилин В.Д. Система...

Нашим предкам часто приходилось отстаивать свои земли от врагов. Русские и удмурты славились сильными и смелыми людьми. Таких людей любили, о них складывали песни. У русских это были богатыри, у удмуртов — батыры.

Особо сохранились в памяти народа три прославленных русских богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

С древних времён в нашей памяти живут подвиги богатырей, их имена не забыты. Во все времена наши предки горячо любили свою Родину, потому и защищали её со всей богатырской силой от врагов и не званных гостей.

Илья Муромец, крестьянский сын. Он одолел Соловья-разбойника, освобождал людей из плена, бился до победы с врагом. Добрыня Никитич, сын воина-воеводы, победил врага не только силой, но и умом. Он играл с татарским ханом в шахматы и выиграл у него «коня доброго и золотую казну», а после побил всё татарское войско. Алёша Попович, сын священника, одолел врагов смекалкой, ловкостью и храбростью.

О героях-богатырях народ сочинял былины.

Былины - героические песни о богатырях, передавались от поколения к поколению.

Батыр - богатырь, силач.

И среди удмуртов много преданий о богатырях-батырах.

Одной рукой способны батыры сровнять с землей гору. С вершины одной горы до вершины другой перебрасывают батыры тяжелые железные гири и бревна. Стрелы, выпущенные из их луков, врезаясь в землю, образуют холмы. Как ветер летают батыры на золотых лыжах. Голос батыра сотрясает все вокруг, содрогается земля, падают деревья.

Северные удмурты рассказывали о богатырах Донды, Идна, а южные удмурты - о Тутой, Эш-Тэрек, Ядыгар.

Жизнь богатырей-батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием, часто именно они или их дети были начинателями того или иного промысла. У каждого из батыров было своё занятие: Гурья вырубал леса и пахал землю, Идна был охотником, а старик Донды занимался земледелием. Могущественны и сильны были они. Обладали необыкновенной физической силой: вытягивали рукой пригорки до величины горы; очищали леса голыми руками; перебрасывали камни из пращей или целые брёвна с городища на городище; стреляли из лука от одного города до другого; изготавливали необычные по величине и качеству орудия труда и оружие.

Донды батыр. Однажды на гору Солдырь пришёл удмуртский батыр по имени Донды. Возле небольшой речки основал городок Дондыкар. Главное занятие Донды торговля. Он разъезжал на своей лошади, которая могла перескочить через реку, не нуждаясь в мостах. И дожил Донды до глубокой старости. Перед смертью он превратился в белого лебедя. И в этом образе покровительствует всем удмуртам, которые не забывают его поминать.

Идна батыр - старший сын Донды-батыра. Он занимался охотой. Идна охотился с помощью лука и самодельных стрел. У него были золотые лыжи, на которых расстояние он преодолевал быстрее ветра. Было у Идны три лошади. Они всегда спасали Идну от преследователей. Он основал город Иднакар, который находится около современного города Глазова. Теперь на месте городища музей под открытым небом.

Ядыгар батыр. В древние времена появился у удмуртов защитник-батыр по имени Ядыгар. У него было два коня: пегий (пятнистый) и рыжий. Ядыгар славился богатырской силой Был у него удивительный меч. Он брал в руки меч, садился на быстрого коня и скакал вокруг врагов, нападавших на удмуртов. Враги не могли выйти из круга. Если кому и удавалось это, воевать он больше не мог. Так удмурты побеждали врагов. Ядыгара батыра долго помнили удмурты и сейчас иногда вспоминают.

Выродились сказочные великаны, землю заселили обыкновенные люди. Но батыры не ушли из жизни. В каждом роду-племени они есть, люди с виду обычные, но обладающие уникальными умениями, мудростью и знаниями.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Студенты Сарапульского педагогического колледжа.

28 мая в ДК и С «Нефтяник» состоялся фестиваль талантливых учащихся Игринской СОШ № 1 «Успех года».
29.05.2019 Игринский район Праздничная акция, посвященная 101-й годовщине создания пограничных войск России, прошла в Сарапуле 28 мая.
29.05.2019 Музей истории и культуры Среднего Прикамья Студенты Ижевского машиностроительного техникума имени С.Н. Борина приняли Торжественную клятву кадета.
29.05.2019 Музей им. М. Т. Калашникова

Театр «Молодой человек» в рамках спецпроекта «Ура, каникулы!» весь июнь будет играть спектакли для детей.
29.05.2019 Udm-info.Ru