Принципы построения системы образования в россии. Система образования рф Принципы построения системы образования

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.



Вопросы теории управления школой

Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Основы управления в школе – это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Директор школы обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля. Директор – соучастник педагогического процесса, соответчик, он непосредственно участвует в работе школьного коллектива по обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями, учащимися, родителями детей.

Методы управления – это способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления. Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели.

Стиль руководства зависит как от объективных факторов (условия работы, специфика решаемых задач, уровень развития коллектива), так и от факторов субъективных (особенности личности руководителя, степень его подготовленности и т. д.).

Выделяют три основных стиля руководства : авторитарный, либеральный и демократический.

В наибольшей степени принципам управления соответствует демократический стиль руководства, который основан на правильном сочетании коллегиальности и единоначалия, предполагает активное участие общественных организаций, всех учителей в принятии управленческих решений в школе.



В наиболее крупных школах действует линейная система . Директор осуществляет руководство через своих помощников.

В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления.

К основным функциям управления относятся анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.

Анализ – это основа, на котором держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т. д.

Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.

Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности в работу, рост творческой активности.

Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.

Стимулирование – это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.

Важнейшей закономерностью управления является единство по конечным целям и задачам административно-педагогического, семейного и общественного воздействия и процесса формирования личности школьников.

Для проявления этой закономерности очень важна координация действий школы, семьи и общественности.

90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– общедоступность образования;

– бесплатность образования;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

Прежде всего Закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.


Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I – IV классы);

Основного общего образования (V – IX классы);

Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Роль образования в развитии российского общества……………………5

2. Структура современного Российского образования……………………..8

3. Система высшего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

Введение

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета.

Переход к двухуровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.

Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.

Цель данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.

Объект исследования – система образования.

Предмет исследования – российская система образования.

Рассмотреть образование как социальный феномен;

Рассмотреть российскую систему образования;

Провести исследование статей по вопросам современного образования.

1. Роль образования в развитии российского общества

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

Переход к постиндустриальному, информационному обществу,

Значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,

Глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

2. Структура современного Российского образования

Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Негосударственное образовательное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Центр социально-гуманитарного образования»

    РЕФЕРАТ

    Современная система образования в РФ

    Тюнина Елена Владимировна

    Программа профессиональной переподготовки

    «Образование и педагогика»

    Руководитель: Ларионова И.Е.

    Преподаватель высшей категории

    Работа допущена к защите «__»____2015г.

    Оценка: ____________________________

    Казань, 2016

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

    Объект исследования: система образования в Российской Федерации

    Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

    Задачи исследования:

      Выявить основные особенности системы образования РФ;

      Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

      Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

      Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

    В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

    1.1 Система образования в Российской Федерации:

    Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

    В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

    1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

    Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

    Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

    1) признание приоритетности образования;

    2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

    3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

    4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

    5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

    6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

    8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

    9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

    10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

    11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

    12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

    В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

    К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

    Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

    На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

    При этом основными задачами государства являются:

    Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

    Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

    Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

    Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

    Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

    Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

    Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

    Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

    Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

    1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

    Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

    Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

      Кризис старой системы образования.

      Излишняя теоритическая направленность образования.

      Отсутствие должного финансирования;

      Низкий уровень связи между этапами образования;

      Коррупция;

    Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

    Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

    Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

    Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

    Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

    Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

    В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

    1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

    В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

    Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

    В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

    Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

    На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

    В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

    Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

    Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

    В заключении исследования