Коммуникативное пространство. Коммуникативное пространство культуры. Понятие социокультурной коммуникации

О.В. ЛУТОВИНОВА (Волгоград)

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Рассматриваются коммуникативное пространство нового типа языковой личности (виртуальной) как тесно связанное с ее мотивационным уровнем и отражающее ее прагматические характеристики, а также возможные направления в изучении данного феномена.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, языковая личность, виртуальная языковая личность, коммуникативное пространство, дискурсивные характеристики.

Начиная с 1980-х гг. в лингвистике прочно закрепился конструкт языковой личности, предложенный Ю.Н. Карауловым, и сегодня языковая личность рассматривается с позиции ее трехуровневой организации, «состоящей из вербально-семантического, или структурносистемного, лингвокогнитивного, или теза-урусного, и мотивационного уровней» . Данная модель вполне применима и к исследованию языковой личности, погруженной в новое коммуникативное пространство, возникшее в связи с появлением и активным использованием новых информационных технологий.

Здесь следует отметить, что коммуникативное пространство Интернета настолько неоднородно, что позволяет говорить о возникновении на его основе различных типов дискурса, таких как интернет-дискурс, сетевой дискурс, компьютерный дискурс, виртуальный дискурс и т.п. Тот факт, что языковая личность формируется и проявляется в общении, является очень важным для рассмотрения ее в рамках какого-либо вида дискурса, где она представляет собой «срединное звено между языковым сознанием - коллективным и индивидуальным активным отражением опыта, зафиксированного в языковой семантике, с одной стороны, и речевым поведением - осознанной и неосознанной системой коммуникативных поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека, с другой стороны» . Целью данной статьи является рассмотрение коммуникативного пространства но-

вого типа языковой личности, виртуальной, представляющей собой языковую личность того или иного участника виртуального дискурса, характеризующуюся смещенной реальной идентичностью в виртуальной среде.

Коммуникативное пространство языковой личности тесно связано с мотивационным уровнем, отражающим ее прагматические характеристики, и представляет собой «совокупность сфер речевого общения, в которой определенная языковая личность может реализовать в соответствии с принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия» . В связи с этим исследователей виртуального коммуникативного пространства будут интересовать следующие основные направления: 1) само виртуальное коммуникативное пространство как таковое, которое создается и используется личностью; 2) виртуальная языковая личность как специфический тип адресата и адресанта, погруженный в виртуальное коммуникативное пространство и имеющий определенные прагматические характеристики.

При исследовании виртуального коммуникативного пространства в поле зрения ученых попадут 1) гипертекст как способ организации виртуального коммуникативного пространства; 2) новая социокультурная среда, влияющая на изменение ценностей и целей виртуальной языковой личности; 3) жанровая деятельность виртуальной языковой личности. Гипертекст является текстом специфической структуры, представляющим информацию в виде связанной сети гнезд, соединенных между собой нелинейными отношениями в многомерном пространстве. к основным характеристикам гипертекста, отличающим его от текста, относятся фрагментарность (информация представляется в виде гнезд, текст состоит из звеньев-фрагментов, и начать его чтение можно с любого звена), нелинейность (двигаться в пространстве текста можно в направлениях, не ограниченных одной плоскостью), бесконечность (гипертекст невозможно прочесть целиком, а понятие его границ субъективно), разнородность (гипертекст - носитель множественной информации, что обусловливается отсутствием четко заданных границ и центра и, следовательно, вариативностью понимания), интерактивность (реципиент является не только потребителем готового продукта,

© Лутовинова О.В., 2012

он сам выбирает тот путь, по которому пойдет в процессе восприятия гипертекста, т.е. становится и его творцом).

В процессе восприятия гипертекста привычное чтение заменяется браузингом - беглым чтением, или просмотром. Интерактивно управляемый пользователем процесс перемещения в информационном пространстве гипертекста получает название навигации. Это переход от одного фрагмента гипертекста к другому при помощи гиперссылки, являющейся важнейшим структурным элементом гипертекста, содержащим путь осуществления перехода. Гиперссылки - это каркас гипертекста, они структурируют его и определяют поведение пользователей. В настоящее время выделяются следующие виды гиперссылок: внутренние и внешние, простые и расширенные, абсолютные и относительные, с визуально наблюдаемым указанием адреса и с описанием содержания того фрагмента гипертекста, на который ведет ссылка, текстовые и графические, внутритекстовые и затекстовые, ассоциативные и структурные, листовые и навигационные, дискурсивные, сломанные.

Несмотря на немалое количество работ, в которых авторы представляют возможные пути построения классификаций гипертекста на основе тех или иных параметров (Т.Дж. Байэрс, Р. Боднер, Е. Брейдо, П. Брусиловский, М. Визель, С.Дж. Грин, О.В. Дедова, Дж. Конклин, Д. Майэл, С.С. Маршалл, П.И. Сергиенко, В. Схелтйенс, Т.И. Рязанцева, Ю. Хартунг, М. Чигнел, Ф.М. Шипман и др.), типологии гипертекстов в настоящее время не существует, и ее создание является одной из приоритетных задач теории гипертекста.

Исследованию жанров интернет-коммуникации в целом к настоящему времени посвящено уже немало работ (Н.Г. Асмус, Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, О.В. Дедова, Е.И. Горошко, Л.Ю. Иванов, Л.А. Ка-панадзе, П.Е. Кондратов, О.В. Лутовинова, М.л. Макаров, С.Н. Михайлов, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнов, Г.Н. Трофимова, Л.Ю. Щи-пицина и др.), однако стройной и непротиворечивой классификации жанров интернет-коммуникации до сих пор еще предложено не было. На наш взгляд, моделирование жанрового пространства Интернета является крайне сложной и, вероятно, невыполнимой задачей. Это объясняется комплексной природой коммуникации в Интернете. Интернет представляет собой многомерное образование, вмещающее в себя различные виды дискурсов и формы взаимодействия. И те исследователи, кото-

рые пытаются создать исчерпывающую классификацию жанров интернет-коммуникации в целом, вряд ли смогут сделать это в ближайшем обозримом будущем. И если количество жанров, которые можно выделить на основе специфической структурности, композиционности текста, обусловленной новыми информационными технологиями (такие, например, как электронное письмо, чат, форум, блог и т.п.), еще можно исчислить, то количество речевых жанров настолько велико, что вряд ли можно учесть их все в рамках одной классификации так же, как и при попытке исчисления жанров коммуникации, не опосредованной компьютером. На наш взгляд, более успешными могут быть те исследования, в которых объектом выступает не все коммуникативное пространство Интернета в целом, а только определенная его часть. Например, для виртуального дискурса специфическими являются такие речевые жанры, как флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, флуд, спам, креатифф, послание.

Рассматривая ценности и цели виртуальной языковой личности, можно говорить о выделении третичной социализации, инкульту-рации, саморепрезентации и развлечения. к ценностям виртуального дискурса относятся неограниченная доступность и скорость получения информации и завязывания знакомств, анонимность, отсутствие пространственных границ, размывание расстояний и стирание роли временного фактора, демократичность общения, свобода самовыражения.

Исследования виртуальной языковой личности в в новом коммуникативном пространстве будут затрагивать 1) коммуникативную компетенцию участников виртуального дискурса, 2) конструирование языковой личностью своей идентичности, 3) саморепрезента-цию языковой личности, 4) коммуникативное поведение языковой личности.

Несмотря на то, что одна из метафор, использующихся при характеристике Интернета, - «большая свалка», что в качестве одной из ценностей выделяется свобода, часто граничащая с вседозволенностью и выливающаяся в негласный принцип «делай, что хочешь», для успешной коммуникации участникам интернет-общения все равно необходимо быть компетентными относительно того, что для данного вида взаимодействия является нормой, а что может привести к его нарушению. Иными словами, языковая личность в интернет-коммуникации должна владеть определенными знаниями, представлениями, умениями и навыками, необходимыми для

поддержания общения и обмена информацией в рамках соответствующей ситуации общения согласно определенным целям, т.е. должна обладать коммуникативной компетенцией.

коммуникативная компетенция языковой личности складывается из трех составляющих: энциклопедической, лингвистической и интерактивной. Энциклопедическая компетенция находит выражение в способности человека вербально описывать положение дел в том или ином фрагменте мира, например, какой-то предметной области. О лингвистической компетенции свидетельствует способность пользоваться арсеналом определенного языка для достижения своих целей. Интерактивная компетенция проявляется в способности устанавливать языковой (речевой или текстовый) контакт с партнером по коммуникации, поддерживать или прерывать этот контакт, соблюдая при этом правила и конвенции общения, принятые в данном языковом коллективе. С одной стороны, энциклопедическая компетенция виртуальной языковой личности не отличается от энциклопедической компетенции в ситуации неопосредованного общения и заключается в наличии у коммуникантов определенных знаний по теме разговора. С другой стороны, энциклопедическая компетенция среднестатистического участника виртуального дискурса по сравнению со среднестатистическим человеком, не приобщенным к интернет-общению, является более высокой в отношении знаний из области новых информационных технологий и способов использования этих технологий.

Лингвистическая компетенция участников виртуального дискурса состоит в умении использовать вербальные средства во всем разнообразии их грамматико-парадигматических, семантико-синтаксических и ассоциативных связей. Поскольку речь участников виртуального дискурса - это сплав устной и письменной речи, включающий в себя компьютерный жаргон и интернет-сленг, специфические аббревиатуры и сокращения слов, своеобразные синтаксические конструкции и т.п., то для адекватной коммуникации в Сети языковая личность должна знать все эти особенности и уметь правильно употреблять и воспринимать эту новую устно-письменную форму речи. Высшей степенью обладания лингвистической коммуникативной компетенцией является способность языковой личности включаться в языковую игру. Интерактивная компетенция в виртуальном дискурсе заклю-

чается в знании и адекватном использовании языковой личностью правил нетикета, или сетевого этикета, а также умении общаться в различных жанрах.

Погружаясь в мир Интернета, языковая личность может как оставаться собой, так и экспериментировать со своей идентичностью. Языковая личность, для которой Интернет представляет собой еще один дополнительный способ коммуникации, не стремится построить образ, значительно отличающийся от ее реального Я. Данная языковая личность вполне реальна и на различных интернет-ресурсах, где происходит ее общение, дает о себе достоверную информацию. однако физическая непредставлен-ность и анонимность партнеров по интернет-общению дают им возможность нивелировать ряд параметров, являющихся неотъемлемой частью языковой личности в процессе неопосредованной коммуникации. Вследствие этого языковая личность может менять отношение ко времени и пространству, характеризоваться высокой степенью поглощенности сетевой деятельностью даже при отсутствии конечной цели, у нее могут смещаться акценты мировосприятия, когда ориентация на других в процессе коммуникации заменяется ориентацией на себя, ее поведение начинает характеризоваться большей степенью полярности, т.е. впадением в какие-то крайности, и у нее притупляется чувство страха за сохранность собственной жизни. Иными словами, здесь появляется виртуальная языковая личность, не являющаяся идентичной той реальной языковой личности, которая стоит за ней. Наивысшей степенью игры с собственной идентичностью является создание языковой личностью квазиличности и управление ею.

Проблема идентичности виртуальной языковой личности является тесно связанной с саморепрезентацией, представляющей собой совокупность вербальных и невербальных средств, направленных языковой личностью на формирование определенного впечатления о себе у своего собеседника. основным средством саморепрезентации языковой личности в процессе интернет-коммуникации является ее коммуникативное поведение. Только проявляя себя в общении, языковая личность может быть замечена и оценена партнерами по коммуникации. однако прежде чем раскрыться в процессе коммуникативного поведения, участникам интернет-общения необ-

ходимо привлечь к себе внимание потенциальных партнеров по коммуникации. И здесь можно говорить об использовании языковой личностью докоммуникативных лингвистически релевантных средств саморепрезентации языковой личности.

лингвистически релевантными докомму-никативными средствами саморепрезентации языковой личности в виртуальном дискурсе являются 1) ник, или сетевое имя, которое берет себе пользователь для идентификации на том или ином сетевом ресурсе, которым он затем именуется и с которым неразрывно связывается его образ внутри данного ресурса; 2) аватара, представляющая собой небольшую картинку, целью которой является визуальная репрезентация языковой личности, и сопровождающая все сообщения пользователя в форуме или блоге, а также прикрепляемая в профиле, содержащем набор данных, предоставляемых пользователем для первичного ознакомления других с собой; 3) ориджин, или подпись, прикрепляемая после основного текста сообщения в письмах или на форумах и содержащая какое-то краткое высказывание; 4) название блога или домашней страницы, создаваемых пользователями Сети. Выбор данных средств огромен и зависит от того, какие цели преследуются языковой личностью в процессе интернет-коммуникации.

После того как языковая личность заявляет о себе посредством докоммуникатив-ных средств саморепрезентации, она включается в процесс общения, в ходе которого также репрезентирует себя своим коммуникативным поведением, демонстрируя свою коммуникативную компетенцию, используя необходимые коммуникативные стратегии и определенный эмоционально-стилевой формат общения.

Рассматривая процесс коммуникации виртуальной языковой личности, необходимо также обратить внимание на особенности ее речевого поведения и невербальные компоненты коммуникативного поведения. к особенностям речевого поведения относятся специфические формулы общения, прецедентные феномены и языковая игра. Использование невербальных компонентов включает в себя кре-олизацию текста посредством своеобразных эмотиконов (так называемых смайлов) или всевозможных картинок, а также другие мультимедийные средства.

Литература

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд., стер. М. : Едиториал УРСС, 2004.

3. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : Флинта: Наука, 2006.

Communicative space of a virtual language personality

There is regarded the communicative space of a language personality of the new type, virtual, as closely connected with its motivation level and reflecting its pragmatic characteristics. There are also suggested the possible tendencies in the investigation of the given phenomenon.

Key words: virtual discourse, language personality, virtual language personality, communicative space, discursive characteristics.

М.А. гуляЕВА (Волгоград)

виды отказа от общения как коммуникативного акта

Отказ от общения анализируется с позиций теории коммуникации. Выделены виды отказа от общения, обозначены параметры данной классификации и охарактеризованы ее составляющие.

Ключевые слова: отказ от общения, межличностная коммуникация, коммуникативный акт, коммуникативная интенция, цель коммуникации, способы выражения отказа.

отказ от общения, анализируемый с позиций теории коммуникации, представляет собой сложное и дифференцированное понятие. Цель настоящей статьи - выделить виды отказа от общения, обозначить параметры данной классификации и охарактеризовать ее составляющие.

Живя бок о бок друг с другом, люди вынуждены взаимодействовать между собой, чтобы их жизнь была наиболее комфортной и наполненной смыслом. Коммуникативное пространство - это наиважнейший социальный элемент, без которого сложно представить современного человека.

Изо дня в день нам приходится общаться: с родными, с соседями, с деловыми партнерами, с вышестоящим начальством и друзьями.

Почему коммуникация так важна?

Какого бы характера ни была потребность в общении, ее невозможно игнорировать, так как это чревато тем, что человечество снова превратится в дикарей, живших во времена динозавров.

Современное коммуникативное пространство все чаще заменяет формальное общение, ведь оно значительно облегчает выживание в обществе. И главным достижением можно по праву назвать интернет.

Общая суть

Коммуникативное пространство - это путь сообщения как между отдельными индивидами, так и между социальными группами. Его можно условно разделить на четыре основных уровня, различных по своему характеру. Все они создаются посредством сочетания трех дихотомий, складывающихся в два обобщения:

  1. Дистанционное общение. Характеризуется различиями во взаимодействии индивидов, находящихся рядом друг с другом, или на значительном расстоянии. Если они общаются удаленно, то могут сознательно контролировать эту социальную потребность. Зачастую дальняя дистанция формируется между людьми, которые не знакомы лично или состоят в сообществе из примерно десяти человек. Под понятием близко установленного общения между отдельными индивидами, понимается то, что его характер протекает весьма тесно и спонтанно, так как они отлично знакомы между собой. На близкой дистанции контролировать взаимодействие с людьми становится весьма непросто.
  2. Углубленное общение. Характеризуется тесной связью между индивидами, когда к построению определенных взаимоотношений привлекаются все характерные способы взаимодействия конкретного социотипа. Акты общения на данном уровне, обычно носят весьма долгосрочный характер. Если люди знакомы недостаточно близко, то это коммуникативное пространство можно назвать поверхностным. Но когда их объединяют несколько общих интересов, тогда при взаимодействии между ними используются все доступные сознанию способы, для установления более глубокой и продолжительной связи.

Уровни коммуникативного пространства

Физический - носит характер материального взаимодействия между объектами и субъектами окружающего мира. Человек постоянно испытывает такие примитивные чувства, как: жажда и голод; жара и холод; любовь и секс; деторождение; гигиена; оправление естественных надобностей и так далее. И примеры подобного взаимодействия каждый из нас наблюдает ежедневно.

Психологический - это, в общем-то, то, что делает нас людьми, так как любому индивиду требуется моральная поддержка и взаимопонимание. Именно поэтому мы постоянно участвуем в информационном круговороте, делясь своими тайнами или спрашивая дельного совета относительно той или иной жизненной ситуации. Такой может называться и дружбой, и любовью, и родством душ, поэтому он очень важен для нашего психического здоровья.

Социальный - характерен для обычных коммуникаций, принятых в обществе. Он подогнан под определенный формат, и поведение каждого индивида подчинено своду общепризнанных норм, условий, порядков, законов, а также традиций. И человек, чтобы не быть отщепенцем, вынужден подчиняться принятым нормам, причем легко дается это далеко не каждому. Для успешного выживания в социуме, требуется все время следить за собой, подстраиваться, хитрить и даже лицемерить. Начиная от яслей и детского сада и заканчивая работой в коллективе, человек проходит весь сложный путь становления своей личности в обществе. Социально-коммуникативное пространство - залог успешного развития человеческого сообщества.

Интеллектуальный - характеризуется тем, что главным условием коммуникации становится наличие хорошо развитых мыслительных способностей. Это и научная деятельность, и широта восприятия мира, и культурные ценности и духовная составляющая человека. Каждый индивид испытывает потребность как в знаниях, так и в возможности их передавать. Ему жизненно необходимо раскрывать имеющиеся таланты и получать людское одобрение, а также искать новые истины и самосовершенствоваться.

Организация коммуникативного пространства

Построение вышеописанных уровней происходит не линейно, а циклически, поэтому все они зависят друг от друга, взаимодействуют между собой и, как ни странно, противостоят - одно против другого. И выглядит это так примерно так:

  • физический уровень является антиподом интеллектуального, так как, чрезмерно развивая материальную сторону жизни, можно напрочь забыть о самообразовании.
  • психологический и социальный уровни, также прямо противоположны друг другу, потому что совместить индивидуальный и социальный подход к общению не представляется возможным.

Сочетание видов взаимодействия

Каждый из методов коммуникативного пространства - это совокупность нескольких уровней. Например, для того, чтобы успешно защитить свой научный труд перед аудиторией (неважно, большой или маленькой), требуется прибегнуть как к интеллектуальному, так и социальному уровню взаимодействия. Ведь, во-первых, это разъяснение работы, созданной посредством высоких мыслительных способностей конкретного индивида, а во-вторых, действо является процессом с установленными ролями, принятыми в человеческом обществе.

Вне зависимости от того, что участники коммуникации могут быть неизменными, ее характер и уровень может постоянно изменяться. Например, после удачной защиты научного труда происходит вечеринка, посвященная данному событию, и тогда общение перетекает из формального в неформальное - все расслабляются и хорошо проводят время. Это уже пример смешивания психологического и физического уровней.

Информационно-коммуникативное пространство

В эпоху современности произошел огромный скачок в развитии новейших способов общения. Ведь сейчас для поддержания связи вовсе необязательны личные встречи, так как достаточно позвонить нужному человеку по телефону или написать сообщение в соцсети. И это дает нам большие преимущества, перед людьми, жившими хотя бы столетие назад.

Коммуникативное время

Это измерение, в котором живут и общаются миллионы людей. Причем коммуникативное время не привязано ни к историческому, ни к физическому его понятию.

В эпоху технического прогресса, взаимодействие между индивидами происходит несколько иным образом, чем раньше:

  1. Какой-либо собеседник, нужный индивиду, обретается путем нескольких необходимых шагов.
  2. В ходе успешной коммуникации стираются грани между временем и пространством, так как важную роль играет не расстояние, а технические возможности.
  3. Удаленные коммуниканты теперь могут максимально сблизиться друг с другом.
  4. Устные приемы взаимодействия между людьми отошли на второй план, уступив место письменным, ведь огромные потоки нужной и ненужной информации ежедневно разливаются по планете посредством СМИ.
  5. Современное коммуникативное пространство - это несколько размытая связь между реальностью и анонимными адресатами. Поэтому координаты во времени являются стертыми и нечеткими.

Главной причиной возникновения новейших способов общения стал огромный рост информационных ресурсов, которые просто физически невозможно «запихнуть» в рамки обыденного человеческого восприятия и уж тем более обработать. Поэтому сеть Интернет стала настоящим «банком знаний», в котором есть ответ на любой вопрос, а найти там единомышленников проще простого. В общем, исходя из всего сказанного, видно, что коммуникативное пространство и время - это понятия, которые претерпели глобальные изменения за последние сто лет.

Читайте также:
  1. Вопрос 47.Общая философия: философское учение о движении, пространстве и времени. Движение и развитие и проблема классификации наук. Социальное время и социальное пространство.
  2. Вопрос № 74 Топография прямой кишки. Позадипрямокишечное клетчаточное пространство. Пути распространения гнойных затеков. Операции при ранениях прямой кишки
  3. Вопрос № 75 Топография прямой кишки. Позадипрямокишечное клетчаточное пространство. Пути распространения гнойных затеков.
  4. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  5. Городское пространство и его влияние на стоимость объектов недвижимости.

Вопрос 45.Коммуникативное пространство. Теория массовой коммуникации и ее связь с другими науками.

Коммуникативное пространство

Взаимодействие соционических типов протекает в определенной протяженной среде, которую я буду в дальнейшем называть коммуникативным пространством. Это пространство неоднородно: его плотность в разных местах неодинакова, поэтому информационный обмен одних и тех же типов в разных его местах будет иметь различную интенсивность.

Предположим, что коммуникативное пространство четырехмерно, как и пространство материальное. Под измерением пространства надо понимать уровень устойчивого информационного обмена, который отделен от других таких же уровней потенциальным барьером энергией преодоления, т. е. усилием, необходимым для перехода с уровня на уровень.

Для того чтобы определить, на каком уровне пространства протекает коммуникация, необходимо определить два параметра коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации (параметр проницаемости пространства).

С точки зрения проницаемости пространства, для полноценного инфообмена нужно различать коммуникацию глубокую и поверхностную.

Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены существенным расстоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития. Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах более восьми человек.

Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение Lсиловых линий" информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности контакта.

Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен наличных информационных ресурсов. Плотность информационного потока оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень доверительности также невелика.

Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название физический , так как характерен для плотного, материально опосредованного соприкосновения физических субстратов (носителей) информационных систем. На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов.



Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация глубокая. Называется психологическим , поскольку на первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией.

Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, коммуникация поверхностная. Называется социальным , так как регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами, законодательством, государственными институтами и т. д. Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наиболее формальный характер.

Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но коммуникация глубокая. Носит название интеллектуального , или информационного , уровня. На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании.

1. В чем состоит суть коммуникативного процесса? Какие основные элементы представлены в этом процессе

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами. Она соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков.

Коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным сообщением. В рамках коммуникационной сети информация может поступать к человеку, который в ней нуждается, не из первых рук, а через посредничество других людей. Это оказывает влияние как на скорость передвижения информации (информация поступает не на прямую, а через посредников), так и на ее точность (в процессе передачи она может искажаться). Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Чем больше участников вовлечено в коммуникационную сеть, тем более сложной будет ее структура.

Коммуникация является по существу процессом, посредством которого состояние дел в одном месте передается в другое место при помощи символических средств. Процесс коммуникации обязательно включает следующие компоненты:

Коммуникантов (участников коммуникации) отправителя, то есть лицо, которое отбирает информацию, создает сообщение и отправляет его, и получателя - того, кому адресовано сообщение.

Сообщение - материально воплощенный текст, который выступает в роли носителя информации. Сообщение всегда обладает определенной целью, поскольку отправитель, формируя сообщение, стремиться вызвать определенную реакцию получателя или изменение его состояния (прежде всего - в осведомленности о том, что произошло, происходит или может произойти).

Код - совокупность знаковых средств, которые используются для передачи сообщения. Код обязательно должен быть общим для коммуникантов: если два человека не владеют одним и тем же языком, они не могут вступить в коммуникацию. В качестве кода могут выступать язык, изображения и даже отдельные предметы, используемые в знаковой функции.

Канал - средство, которое используется для передачи информации.

Шум - любые помехи, которые препятствуют адекватной передаче информации, то есть приводят к тому, что сообщение понимается получателем неправильно или вообще не может быть понятым. К помехам относятся стереотипы, то есть устойчивые мнения по поводу людей и ситуаций, или различия в статусе, с которыми связано предвзятое отношение к собеседнику. Естественно, препятствием для обмена информацией могут служить и технические неполадки в собственном смысле слова (например, плохая работа факса). К ним также относятся различия в понимании символов, обусловленные различиями в образовании, специальности, квалификации, национальными особенностями или плохим владением языком. Искажение или потеря информации происходит под воздействием физиологических психологических причин: усталости, слабой памяти, забывчивости, рассеянности партнеров, их лени или наоборот, импульсивности, не позволяющих сосредоточиться, излишней эмоциональности, нетерпеливости и т.д.

Информация - это сведения и знания о действительности, которые отчуждаются от их носителя в виде сообщений и благодаря которым уменьшается неопределенность. Способность информации снимать неопределенность - одно из наиболее важных ее свойств, от которых зависит ценность информации.

Процесс коммуникации, возможно, осуществлять при наличии следующих основных элементов:

1. отправитель - лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации.

2. сообщение - информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующего символа.

3. канал связи - средство передачи информации.

4. получатель - лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение

Процесс коммуникации:

Формулировка идеи. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Главное для отправителя еще до передачи сообщения - четко определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны и адекватны конкретной ситуации.

Кодирование информации и формирование сообщения. В качестве таких символов могут использоваться слова (звуки, буквы), интонации, жесты, рисунки (графические изображения) и т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Выбор канала связи и передача сообщения. К таким общеизвестным и часто используемым каналам относятся: почта, телефон, телефакс, электронная почта, компьютерные сети и т.д. Важно, чтобы выбранный канал соответствовал идее и цели сообщения, иначе обмен информацией теряет эффективность.

Декодирование и восприятие информации. Декодирование - это, по сути, перевод символов сообщения в мысли получателя. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею.

Для того чтобы компенсировать негативное влияние шумов и повысить эффективность обмена информацией, в коммуникационных процессах используется обратная связь. Под обратной связью здесь понимается реакция получателя на принятое им сообщение.

Фильтрация. В организации существует необходимость отбора или фильтрации сведений, чтобы при обмене информацией между подразделениями или уровнями управления направлять получателю только те сообщения, которые его касаются.

2. Какие требования предъявляются к отправителю и получателю сообщения

Каждый из участников должен обладать всеми ли некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Коммуникация лишь тогда будет успешной, когда кодовая система построена по согласованным правилам, доступным для использования и автором и получателями сообщения, обладать определенной избыточностью, строиться на общепринятой знаковой системе.

3. Можно ли иметь "статичного" и "нереагирующего" адресата

Нет. Обратной связи не будет, коммуникацию нельзя считать успешной.

4. Каким образом происходит кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации? Почему, на ваш взгляд, не разгадана тайна Фестстского диска

Кодирование - это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для того чтобы передать свою идею, отправитель должен с помощью символов, понятных получателю. Закодировать информацию, придав ей определенную форму. В качестве таких символов могут использоваться слова (звуки, буквы), интонации, жесты, рисунки (графические изображения) и т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Выбор канала связи и передача сообщения. Одновременно с кодированием отправитель выбирает и канал связи, соответствующий типу символов, использованных для кодирования, и целям коммуникации. К таким общеизвестным и часто используемым каналам относятся: почта, телефон, телефакс, электронная почта, компьютерные сети и т.д.

Выбрав канал, отправитель использует его для передачи сообщения получателю. Речь здесь идет только об одной из операций - физической передаче информации, занимающей часто лишь считанные секунды, которую, однако, иногда ошибочно принимают за весь процесс коммуникации.

Декодирование - это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и заложенную в нем идею. Однако в силу ряда причин в процессе передачи информации возникают различного рода помехи и искажения (шум), способные изменить смысл сообщения.

Такая обратная связь реализуется с помощью двух завершающих этапов коммуникационного процесса.

Интерпретация сообщения и формирование ответа. На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: получатель становится отправителем и формирует свой ответ, в котором содержится его интерпретация полученного сообщения и реакция на него, а первоначальный отправитель - получателем, ожидающим сообщения - ответа.

Передача ответа. Сформированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.

Тайна Фестского диска. На данный момент существет несколько трактовок значения символов Фестского диска. Но наше мышление и представления мира существенно отличалось от тех времен, поэтому правильного определения этой исторической находки пока нет.

5. Каково значение обратной связи в процессе коммуникации

Обратная связь - это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Это подтверждено в самых разных культурах.

Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

6. Какие модели коммуникации существуют в научной теории

Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Она получила название классической линейной модели коммуникации. Модель могла в равной степени быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: кто?, сообщает что?, по какому каналу?, кому?, с каким эффектом? Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

Анализ управления процессами массовой коммуникации: при ответе на вопрос "кто?" рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

Анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих масс-медиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;

Анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;

Анализ результатов ("эффекта") коммуникативного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим разделом.

Коммуникативная модель Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса и развернутый план собственно коммуникативного действия.

Однако она имеет и существенные недостатки.

Во-первых, лассуэлловская модель монологична, в ее структуру не входит обратная связь.

Во-вторых, она практически не обращает внимания и не учитывает контекст, в котором происходит коммуникация и который на эту коммуникацию влияет.

Модель Шеннона - Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие линейной модели Лассуэлла. Она основана на аналогии с телефонной связью. В структурную схему модели входят следующие элементы: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение), сообщение - передаваемая информация, телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы, телефонный провод - канал, телефонный приемник - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны, приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала, либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух - или многоканальной коммуникации. Математическая теория связи Шеннона - Уивера абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки зрения Шеннона, информация - противоположность энтропии (хаоса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности, хотя слишком большое количество информации способно трансформироваться в "информационный шум", который тоже увеличивает неопределенность. Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона - Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве "источника" или "приемника" информации; она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечественный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей:

1.) источника информации (в данном случае говорящего человека);

2.) сигнала, несущего информацию в закодированном виде (в данном случае в виде акустических особенностей речи и голоса);

3.) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия - слушателя). Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов. Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. Ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и Морозова, свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации. Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник речи, говорящий), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник, слушатель).

Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации. Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние.

Модель "ИСКП" была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСКП: источник - сообщение - канал - получатель. Иногда ее называют Стенфордской моделью коммуникации. Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (сложных комплексов социально-психологических установок, определяющих реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми установка связана). Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.

Модель Умберто Эко. И Ю. Лотман, и У. Эко уделяли большое значение визуальной коммуникации. Эко У. трактует иконический знак как континуум, в котором невозможно вычленить дискретные смыслоразличительные элементы, подобные существующим в естественном языке. Эко У. ставит это известное наблюдение в систему, объясняющую различие визуальной коммуникации. Он подчеркивает, что знаки рисунка не являются единицами членения, соотносимыми с фонемами языка, потому что они лишены предзаданного позиционального и оппозиционального значения, сам факт их наличия или отсутствия еще не определяет однозначно смысла сообщения, они значат только в контексте (точка, вписанная в миндалевидную форму, значит, зрачок) и не значат сами по себе, они не образуют системы жестких различий, внутри которой точка обретает собственное значение, будучи противопоставленной прямой или кругу. В естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном оно вырабатывается по мере получения сообщения. Иконический знак, обладающий сходством с изображаемым предметом, берет не все его характеристики. Или такой пример: художник XIII века рисует льва в соответствии с требованиями тогдашних иконических кодов, а не исходя из реальности.

Визуальный знак должен обладать следующими типами характеристик:

а) оптическими (видимыми),

б) онтологическими (предполагаемыми),

в) условными.

Эко У. предлагает следующую модель коммуникации: (физический шум) - отправитель - код - лексикоды - сигнал - канал - сигнал - приемник - значащее сообщение - код (может стать семантическим шумом) - лексикод (может стать семантическим шумом) - адресат - сообщение. Это стандартная прикладная модель, которая усилена понятием лексикодов или вторичных кодов, под которыми У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения, которые известны не всем, а только части аудитории. Анализируя раннее христианство, У. Эко подчеркивал, что для воздействия приходилось изобретать притчи и символы, чего не может сделать чистая теория.

7. Поясните, что понимается под коммуникативным пространством

Коммуникативное пространство можно охарактеризовать как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными авторами коммуникации. Общество создает свое коммуникативное пространство - социальное коммуникативное пространство, агентами которого выступают отдельные люди, группы людей (большие или малые), социальные институты. Многочисленные связи, возникающие между различными людьми, индивидами и группами, группами и институтами, людьми и институтами и т.д., формируют социальное коммуникативное пространство. Его основными параметрами являются плотность и протяженность. Плотность означает, что это пространство неоднородно, его плотность в различных местах неодинакова и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Близкая дистанция означает непосредственный контакт, возникающий в условиях межличностной коммуникации или коммуникации в малых группах. Напротив, большая дистанция характерна для массовой коммуникации, где обычно непосредственного контакта между источником и получателем информации не существует, а их связь опосредована специальными техническими средствами коммуникации. Несомненно, коммуникативная дистанция оказывает большое влияние на выбор стратегии и средств коммуникативного взаимодействия.

8. Почему современное коммуникативное пространство часто оценивается негативно

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более, глубинных целей: информация воздействует. Это воздействие может быть осмысленно как информационное насилие. Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.

Избыток информации препятствует критическому суждению: "ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает, как следует переварить, порождает "интеллектуальную диспепсию", сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении", познавательный эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения.

СМК, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

Коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на стереотипы человека (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.

9. Почему мы часто вынуждены говорить о непонимании в рамках коммуникативных отношений

Кто несет ответственность за качество информационного продукта и эффективность коммуникативных отношений?

Непонимание возникает из-за некорректно предоставленной информации и плохо построенной коммуникации.

Всю ответственность несет "отправитель сообщений" является частью организованной группы, а зачастую представителем института.

10. По каким параметрам мы оцениваем эффективное коммуникативное взаимодействие

Эффективность коммуникационного воздействия определяется в первую очередь потребителем информации. В любой системе коммуникационного воздействия доминанта всегда смещается в сторону потребителя (реципиента, целевой аудитории), и в зависимости от этого главного параметра определяются каналы и содержание воздействия.

А специалист, формирующий сообще- ние (журналист, специалист по связям с общественностью), выбирает, уже ис- ходя из объема и качества аудитории, СМИ. Следует учитывать также особен- ности получения информации аудиторией разных видов СМИ.

А. Моль предлагает правило эффективности коммуникации: количество информации в сообщении и форма ее подачи должны находиться в гармоничном соответствии, приемлемом для получателя. Конкретные соотношения, обеспечивающие выполнение этого правила эффективности, определяются интеллектуальным и культурным уровнем того слоя общества, которому адресовано сообщение.

Задание 1. Определите, к каким видам коммуникации относятся следующие ситуации (назовите все возможные виды коммуникации):

Дополнительные

· интраперсональную(внутренний диалог, восходит к теории внутренней речи Л. С. Выготского);

· межкультурную (коммуникация между носителями разных культур; может быть как межличностной, так и групповой, включая все ее разновидности);

· межличностную (двое или более коммуникантов; сочетает вербальную и невербальную формы, например, паралингвистические средства);

· международную (на уровне международных контактов, включая дипломатию) и глобальную

· кросс-культурную (в зависимости от толкования может быть понята как межкультурная, как международная, либо как их синтез - глобальная)

· групповую (внутри отдельной группы или между группами, а также по схеме "коммуникант и группа", например, интервью политического деятеля);

· организационную(коммуникация в деловой и производственной сфере) и бизнес-коммуникацию;

· массовую (отправителем может быть один коммуникант, а получателем - масса; учитывается, как правило, средний получатель, либо электорат в целом (в ходе предвыборной кампании); специфика задается каналом коммуникации - пресса, радио, телевидение);

· публичную (межличностная, например, лектор, общественный деятель - аудитория);

· политическую (структурирует политическую деятельность; осуществляется как между индивидами. так и между управляющими и управляемыми);

· виртуальную (может быть межличностной, групповой; может иметь характеристики массовой; специфика задается каналом коммуникации, основанном на компьютерно-коммуникационных технологиях)

· бытовую (преимущественно межличностная; содержит возрастной и гендерный компоненты)

коммуникационный отправитель сообщение кодирование

Беседа двух друзей; межличностную

Выступление президента страны по телевизору; массовую

Электронное сообщение коллеге; виртуальную

Письмо, передача по радио, обращение через газету; массовую

Общение по телефону. межличностную

Задание 2. Опишите ваш речевой день: какие виды и формы общения вы используете в течение дня.

Утром в голове строится план на будущий день, все запланированные дела проговариваются, продумываются (Внутриличностная). На работе, при общении с коллегами преобладает общение в деловом ключе (организационная). Обсуждение проекта выставки (групповая). После работы возможны встречи с друзьями или продолжение общения с коллегами, но уже не на деловые темы (межличностная). Вечером, перед сном, подводятся итоги дня, выявляются все плюсы и минусы (Внутриличностная).

Задание 3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. По каким основаниям классифицируются коммуникативные барьеры?

1.) дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

2.) инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

3.) антипатия к чужым мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

4.) языковой барьер - существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

5.) профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

6.) неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров:

* семантический - различие в системах значений слов;

* стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

* логический - сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

1.) акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;

2.) отвлекающая окружающая обстановка - яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;

3.) температурные условия - слишком холодно или слишком жарко в помещении;

4.) погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Технические барьеры.

В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие "шумы", введенное в научный оборот автором математической теории связи (коммуникации) К. Шенноном.

Человеческие" барьеры коммуникации. Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров - сам человек.

Человеческие барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, обоняние (вкус), чувство тепла и холода. Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции, нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (афония, дисфония), глухоты, потери зрения, потери чувствительности кожи и т. Д

Психологические барьеры выполняют две основные функции:

1.) функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды. Причины возникновения такого рода препятствий усматриваются обычно в особенностях либо ситуации, либо сообщения, либо личностных характеристик коммуникатора и реципиента;

2.) функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт, их взаимопонимание может быть существенно осложнено. Одна из главных причин этого состоит в феномене "группового сознания", которое отчетливо проявляется в сплоченных группах, особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

2. Какие барьеры коммуникации легче всего, а какие - труднее всего преодолеть?

Технические барьеры сейчас преодолеть довольно легко. Логические барьер, барьеры антипатии - сложнее всего.

3. Какие барьеры коммуникации вы считаете наиболее опасными?

Антипатия, логический, стереотипизированность сознания, профессиональное неприятие.

4. Какие барьеры в поведении других людей раздражают вас больше всего?

стереотипизированность сознания.

5. Какие барьеры присущи вашему речевому поведению?

языковой барьер, социокультурные

Задание 4. Прослушайте одну из теле/радиопередач, идущих в прямом эфире. Проанализируйте, какие факторы явились помехой в коммуникации журналиста и аудитории, как осуществлялась обратная связь.

Радиопередача, на радио: в студию дозвонился человек ему задают ряд вопросов. Помехи в коммуникации: технические (плохая телефонная связь), языковой барьер (неразборчивы некоторые слова, они уточняются). Громкий неуместный смех ведущего, при обсуждении серьезной темы стилистический.