Презентация по психологии на тему "внимание как психический познавательный процесс". Презентация "Внимание" по психологии – проект, доклад Физиологические основы внимания в психологии презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Управление вниманием учащихся «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». Л. С. Выготский

2 слайд

Описание слайда:

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Характеристика свойств внимания: Концентрация – это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи. Устойчивость внимания – это во–первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для данной деятельности; во – вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости». Распределение внимания – это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий). Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного действия к другому

5 слайд

Описание слайда:

Виды внимания: Непроизвольное внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами, привлекается ярким, неожиданным раздражителем Произвольное внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Послепроизвольное внимание - этот вид внимания характеризуется волевой направленностью с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

6 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности внимания 7-10 лет слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольность внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

7 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности внимания 11-15 лет внимание избирательно - что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как–то связано с его актуальными потребностями, с поиском «себя», с познанием своих способностей и возможностей

8 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности внимания 16-17 лет наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли.

9 слайд

Описание слайда:

Причины рассеянности: переутомление ребенка нарушение правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом недостаточная умственная активность неправильное воспитание

10 слайд

Описание слайда:

Устранение рассеянности внимания хороший темп урока и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое учитель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий; четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель дает до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания. Отсутствие лишних разговоров учителя с классом; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы); бережное отношение учителя к вниманию детей. Громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс уже работает, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают хрупкое внимание учащихся; разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока; включение в учебную работу всех учеников не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы детей: подбор ими разнообразных примеров, способов решения уравнений, объяснений наблюдаемого факта. При этом учитель должен держать в поле своего внимания весь класс;

11 слайд

Описание слайда:

Непосредственная причина появления внимания значимость внешних воздействий для личности интенсивность и новизна форма его подачи придать формулировке темы урока интригующий характер: формулировка темы в виде вопроса использование "интригующей" лексики типа "загадка", "тайна", "секрет", "разгадка", "путешествие", "странствие" и т. п. Постановка цели для себя, для учащихся, как они приняли цель(зависит от возрастных особенностей ребенка, сформированности мотивов учебной деятельности, от мастерства учителя, от его умения сделать привлекательной цель урока или отдельное учебное задание) темп и интонация речи, паузы краткое отступление от темы благоприятная эмоциональная атмосфера урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формы и методы развития когнитивных функций Презентацию подготовила учитель математики ГБС(К)ОУ школа № 26 СТОЯНОВСКАЯ ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА Prezentacii.com

Внимательность - это свойство, рвение или желание всё услышать, узнать и усвоить. Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. В. Даль

ЗАДАНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Распределение цифр в определенном порядке. (концентрация внимания) В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

Таблицы, с помощью которых можно тренировать внимание. Для этого надо сделать из плотной бумаги или картона 6 карточек с разными таблицами и ежедневно работать с ними (можно перед началом уроков и перед выполнением домашнего задания). В таблице необходимо отыскать все числа по порядку от 1 до 25. При этом фиксировать время, затраченное на поиск. Постепенно время должно сокращаться. Если ученик добился результата за 30 – 35 сек, то можно считать, что он развил внимание, но если оно резко меняется от таблицы к таблице, то у него неустойчивое внимание и его нужно укреплять.

Упражнение "Найди слова". На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: волк, столб, коса, смех, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. Prezentacii.com

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШКАФСПТУЧА ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных. Найди их.

Упражнение "Найди отличие ". (развитие навыка переключения внимания) Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите ученику взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ученик постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить найти несоответствия.

Упражнение "Найди ошибку". В некоторых примерах допущены ошибки. Найти их, затратив на работу 3 -4 мин. Для младших школьников: Для старших школьников задания конечно, надо подобрать посложнее, например:

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

программа " развитие внимания младшего школьника"

Занятие 1. “Давайте познакомимся”Цель занятия:создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми. Вступление. Научить ритуалу приветствияв...

Система занятий по развитию внимания младших подростков на уроках физической культуры

Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра дос...

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком- либо объекте восприятия называется вниманием.

Внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние.

Внимание обуславливает избирательность, сознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания

Функции внимания

Отбор значимых

Игнорирование несущественных

Удержание данной деятельности

до тех пор, пока не будет

воздействий

воздействий

достигнута цель

Свойства внимания:

Объем

Сосредоточенность (концентрация)

Распределяемость

Устойчивость

Колебание

Переключаемость

Объем внимания

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Объединённые по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединённые.

Концентрация внимания

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте.

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофёра, лётчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он ещё и пишет что-нибудь на классной доске.

Устойчивость внимания

Под устойчивостью внимания понимается общая направленность внимания в процессе деятельности.

На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Колебание внимания

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжённой работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15- 20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Внимание, виды и основные свойства внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин). Послепроизвольное. Свойственно только человеку; возникает на основе устойчивого произвольного внимания и интереса к объекту, после чего внимание становится похожим на непроизвольное. Произвольное. свойственно только человеку, относится к высшим психическим функциям. Процесс формирования произвольного внимания описал Л. С. Выготский: указательный жест + слово = выделение предмета из остальных, фиксация. Непроизвольное. Внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Общая психология. Copiriht Теплова Л.И. 8.

Слайд 8 из презентации «Общая психология» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Общая психология.ppt» можно в zip-архиве размером 405 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

«Психологическое сопровождение» - Формы взаимодействия с образовательными учреждениями. Родительские собрания. Психологическая консультация всех участников сопровождения. Проверка запроса на обоснованность. Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.). Социальные проекты как форма интеграции детей в образовательную среду.

«Кабинет психолога» - Заведующая кабинетом: Катаева Оксана Николаевна. Наличие посадочных мест 14. Паспорт кабинета педагога-психолога. План кабинета психолога.

«Пособие по психологии» - Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Основные формы страха. Психология и педагогика. Подробно освещаются вопросы делового общения и этикета.

«Психолог профессия» - Учат использовать силу стресса себе во благо. Врач-психолог. Учат брать ситуацию под контроль и принимать взвешенные решения. Психолог - профессия будущего. Профессия очень редкая, дефицит большой. Где работать: Как психологи помогают космонавтам избежать стресса: Доверенный психолог. Врач-психолог Доверенный психолог.

«Медицинский психолог» - Работа с пациентками в ходе психологической консультации. А.А.Коваль-Зайцев МГППУ, ф-т КСП Кафедра нейро- и патопсихологии. Формы взаимодействия психологов и медиков в различных учреждениях. Знания, необходимые психологу. Работа психолога в условиях поликлинического звена медицинской помощи (на примере работы в женской консультации).

«Внимание – единственные ворота к сознанию человека».

К. Д. Ушинский.


Что такое внимание?

  • Внимание – сложный физиологический процесс, который является главным условием осуществления познавательного процесса.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.


  • Быть внимательным – значит

следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.


Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно.

Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими.

Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от характера воспитания в семье, в школе, от собственной деятельности ребенка по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.


Свойства внимания

Внимание характеризуется

  • устойчивостью
  • переключаемостью
  • распределяемостью
  • объемом
  • концентрацией
  • колебанием
  • избирательностью



Виды внимания

Внимание бывает произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Произвольное - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное развивается из непроизвольного. В то же время произвольное переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.



Влияние внимания на успеваемость

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания.

В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью.

Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач.

Поэтому тренировка распределенности внимания может способствовать улучшению успеваемости.


Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа.

При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных детей, тем лучше они учатся. А у невнимательных обучающихся высокий темп может сочетаться с низкой успеваемостью.


  • На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальный темп.
  • На успеваемость по русскому языку большое внимание оказывает уровень развития распределенности внимания и меньше – объем внимания.
  • Успешность чтения связана больше всего с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слова.

  • Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
  • Нарушение каждого из вешеперечисленных свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Нарушения свойств внимания

  • Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • Недостаточная избирательность – ребенок не может сконцентрироваться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • Недостаточная произвольность – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

Актуальность изучения темы

  • Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен. Обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведет оживленную беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных, в течение дня, факторов отвлекающих внимание обучающихся, обусловленных учебной работой двух классов одновременно.

  • 40 – 45 минут работы распределяется между малым числом обучающихся, тем самым возрастает нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей, на снижении внимания.
  • Ограниченность времени работы с учителем требует от детей быстрого переключения внимания от самостоятельной работы на другой вид работы. От скорости переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение1 -2 ух минут завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока ведет к снижению внимания всего класса.

В данной ситуации это влечет следующее:

  • Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом.
  • Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, исправить которую на данном уроке будет сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.

  • Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.
  • В реальном учебном процессе учащиеся устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьезную проблему в условиях малокомплектной школы.


Развитие свойств внимания поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости,

во-вторых, организует работу классов в комплекте синхронно и слажено.



Особенности внимания в учебном процессе.

  • Сила раздражителя.
  • Громкий звук, яркий свет и др. привлекают внимание помимо нашей воли. Но главное не в абсолютной силе, а в относительной силе раздражителя.
  • Динамические особенности.
  • Привлекают внимание динамические особенности объектов – мерцающий свет, порывистые ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности)
  • Необычность, новизна предметов и явлений в разумных порциях. Много нового – трудно, мало нового – скучно.
  • Повтор приемов и выражений притупляют внимание.

  • Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастает напряжение внимания и приводит к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.
  • Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимаия. Внимание ребенка может быть устойчивым 25-30 минут, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранить внимание, держа класс в напряжении все 45 минут урока.
  • Опорные схемы и план организуют и активируют внимание.
  • Нестандартный вопрос, проблема, загадка – это безотказное средство пробуждения внимания.
  • Внимании ребенка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.

Причины нарушения внимания

  • Организационно-методические ошибки
  • Пустые промежутки, длинные паузы.
  • Резкие, громкие замечания.
  • Ненужные хождения по классу.
  • Утомление.
  • Нарушение режима дня (поздно ложится спать, телевизор, компьютер, гости - перегрузка нервной системы).
  • Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и прочее – все эти виды умственной деятельности держат внимание. Обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.

  • Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
  • Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо, и ВТО же время внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.
  • Развивайте у себя волевые качества – это способствует и развитию устойчивости внимания. Заставляйте себя сосредотачиваться, когда этого не хочется делать. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.

  • Почаще прибегайте к играм, направленным на развитие внимания: шашки, шахматы, головоломки, спортивные игры. В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, старайтесь заметить, а потом описать возможно большее число предметов.
  • Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза состояния мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови – и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее. Значит, если вы хотите быть внимательными, сделайте сначала то, чему вас учили с первого класса, - сядьте прямо, соберитесь, настройтесь.

  • Внимание нужно развивать именно в той деятельности, для которой нам внимание нужно.
  • Но тем не менее, чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это.
  • Лучший способ развивать внимание – научитесь быть внимательными к людям.
  • Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.