Работа редактора над лексикой рукописи. Устранение лексических ошибок. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык Все из детства

1. Большинство времени проходит бесплодно. 2. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 5. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 6. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 7. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 8. Рекорды продолжаются. 9. В нашем городе появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.

Упражнение № 14

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

Упражнение № 15

В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, ставшие причиной речевых ошибок.

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 9. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 10. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 5. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 6. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина (И. и П.). 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 8. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение (Из газет).

Упражнение № 17

Укажите речевые ошибки и погрешности в слоге; особое внимание обратите на употребление многозначных слов, имеющих омонимы. Отредактируйте текст для газеты.

Когда сыр плачет

Сыр. Его остроароматные ломтики придают нашему утреннему завтраку особый аппетит. «Российский», «Прибалтийский», «Пошехонский»… В витринах магазинов головки похожи, словно двойнята. Тонкая парафиновая оболочка надежно укрывает секреты каждого.

Чтобы разгадывать и создавать их, нашим сыроделам приходится много трудиться, – рассказывает главный инженер маслосырзавода. – Сыр очень капризен в изготовлении. Только точное выполнение технологии может дать необходимые вкусовые качества.

Борьбу за них сыроделы начинают вести с самого начального момента – заготовки сырья. Работники завода сами часто выезжают в хозяйства, выискивают фермы, которые могут поставлять сыропригодное молоко.

…Дело не в одной только технике, сыр надо понимать, чувствовать надо! Это дается только многолетним опытом. И он уже, можно смело сказать, пришел к угличским сыроделам. В этом году завод выработал уже сверх плана 50 тонн сыра. На достигнутом коллектив не думает успокаиваться. В этом месяце здесь перешли на новый вид закваски, которая значительно замедляет развитие вредных для сыра масляно-кислых бактерий. При его созревании устраняются такие нежелательные пороки, как затхлость, горечь.

В канун праздника мы хотели назвать имена лучших сыроделов завода, но сделать это оказалось непросто. Все работницы по многу лет трудятся в цехе, и каждая вкладывает свою частицу в общий котел, все вместе они ответчики за качество, за то, чтобы сыр, как говорят здесь, «плакал». Разрежешь головку, а в глазках рисунка поблескивают молочные «слезинки». Их матовые шарики и есть первые вестники удавшегося сыра.

Упражнение № 18

Укажите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов (использование слов без учета их семантики, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики), а также погрешности слога, явившиеся следствием неумения использовать синонимы (повторение слов, тавтология, плеоназм, ошибки в создании градации). Исправьте предложения.

1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить. 2. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 3. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 4. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий. 5. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 6. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. 7. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 8. Плавучие средства - лодки и моторы к ним - должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 9. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов - фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. 10. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набегавшие волны. 11. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. 12. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.

Упражнение № 19

Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис).

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть... Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 6. Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти. 7. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 8. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 9. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

Упражнение № 20

1. В XVIII-XIX вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное коли­чество сведений, к началу XX в. ставшее необозримым.

2. Характерно, что при трении наблюдаются значительные деформации погра­ничного слоя, сопровождающиеся структурными превращениями, избира­тельной диффузией: учет всех этих процессов затруднен благодаря сильной зависимости от температуры.

3. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза.

4. Квант света, проникая внутрь вещества, выбивает электрон, переводя его из связанного состояния (в атоме) в свободное - таким образом, при облучении полупроводников и диэлектриков через фотоэффект внутри кристаллов по­являются свободные носители тока, что существенно изменяет электропро­водность вещества.

5. Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца XVIII столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II и Пещурова.

ЗАДАНИЕ № 9. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные окончания.

1. Большинство практических применений ультразвука основан__ на эффекте кавитации.

2. Пришл__ большинство студентов.

3. Большинство студентов постоянно посеща___ лекции по статистике.

4. Растения обладают определенными музыкальными пристрастиями, особенно цветы. Большинство предпочита__ мелодичные пьесы со спокойными рит­мами, но некоторым - скажем, цикламенам - больше по нраву джаз.

5. У большинства металлов сопротивление увеличивается линейно с ростом тем­пературы. В то же время ряд сплавов име__ отрицательный температурный коэффицент сопротивления.

6. Существу__ ряд веществ, в которых квантовые эффекты межатомных взаи­модействий приводят к появлению специфических магнитных свойств.

7. Ряд ученых предложил__ различные алгоритмы управления полетом лета­тельного аппарата.

8. Трубка сделана из прочного металла, в ней насверлен__ множество мелких отверстий, закрытых полунепроницаемой оболочкой, например из ацетатцел-люлозы.

9. Множество исследователей вслед за академиком П. Л. Капицей утвержда__, что шаровая молния - это объемный колебательный контур.

10. Большинство металлов явля__ся цветн___.

11. Ряд величайших открытий был__ совершен__ случайно, например откры­тие Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку компаса.

12. Большая часть вторичных электронов облада__ незначительной кинетиче­ской энергией.

Раздел 4. Лексические нормы

ЗАДАНИЕ № 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотиви­руйте свой выбор.

l.Ha месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины сто­лицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, мо­дернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, круп­ный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство налади­лось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (про­дукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всяко­му, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, велико­лепные, превосходные) ... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) тра­гические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих со­временников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (уви­деть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) пре­мия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, веду­щее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безуко­ризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

ЗАДАНИЕ № 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе прово­дятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать та­кие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко от­крыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследова­телями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта поли­тика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонко­рунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

ЗАДАНИЕ № 3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буй­ный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тарака­нов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свал­ки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносит­ся на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение прида­ется нравственному и трудовому воспитанию.

ЗАДАНИЕ № 4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический. Мифология, языки.
Врожденный, прирожденный. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Прием, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.

Длинный, длительный, долгий, долговре- Воздействие, период, путь, сборы,

менный, продолжительный. кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
Найти, обрести. Опора, поддержка.

Наложить, оставить. Отпечаток, след.

Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.

Доказать, обосновать. Теорема, теория.

Предвещать, предсказать. Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал.

ЗАДАНИЕ № 5. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. От­редактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят сти­хотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черно­го блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плаш­мя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке ма­ленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнако­мец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песоч­нице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое пере­пачканное платьице. Кто ее научил фации? 15. От усталости мое тело подкашива­лось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

ЗАДАНИЕ № 6. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили про­фессионально-техническое училище, но чтобы хорошо работать, нужен непосред­ственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязаль­ной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясель­ного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

ЗАДАНИЕ № 7. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.


1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голу­бого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливае­мой плоскости.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

4. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном из­мерении.

5. Три гостиницы возникнут на пе­ресечении с Ленинградским, Ярослав­ским и Каширским шоссе.


1. Если взглянуть на город с высо­ты птичьего полета, то дома покажут­ся светлыми островками среди зеле­но-голубого моря.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работы фабрики «Лай­ма» с показателями, которых достига­ло предприятие в предыдущие годы.

4. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ле­нинградским, Ярославским и Каширс­ким шоссе.


ЗАДАНИЕ № 8. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тав­тология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стек­ла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

ЗАДАНИЕ № 9. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приня­ло ложное направление. 2. Наша передача посвящена творчеству ве­теранов технического творчества. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 5. Мы перед принятием решительных решений. 6. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, кото­рых еще никогда не показывали и показать не сможем. 7. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 8. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, тур­не, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 9. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 10. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 11. Правительство в это труд­ное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 12. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 13. Толпа людей ворвалась в здание.

ЗАДАНИЕ № 10. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте пред­ложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и инте­ресных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они дол­жны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупреди­тельными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, исполь­зовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Предполагаемый район лесозаготовки изобило­вал болотами, несметным количеством комаров. 10. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, маши­ну. 11. В прошедшие дни про­шли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополни­тельные трудности при проведении нынешней гонки. 12. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался... (Евт.)

ЗАДАНИЕ № 11. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?

Слова для справки: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

ЗАДАНИЕ № 12. К каждому слову первой группы подберите со­ответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мото­циклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

ЗАДАНИЕ № 13. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.

ЗАДАНИЕ № 14. Напишите, какое из слов (туристский - турис­тический) сочетается со словами: УЖИН, ПРОСПЕКТ, ПУТЕВКА, КО­СТЮМ, ПОХОД, СНАРЯЖЕНИЕ, СПРАВОЧНИК, БЮРО, ОБЕД, СЕЗОН, ПОЕЗД, БАЗА, РЮКЗАК.

Помните, что туристский - прилагательное к слову ту­рист, а туристический - прилагательное к слову туризм.

ЗАДАНИЕ № 15. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командиро­вочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты перво­го курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово доклад­чику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много про­дукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как нач­нет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собра­ние: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое пове­дение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требова­нии простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

ЗАДАНИЕ № 16.

ЗАДАНИЕ № 17. Из поставленных в скобки слов выберите нуж­ный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и «Словаря иностранных слов» установите смысловое и стилисти­ческое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурса­ми, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмечен­ные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактичес­кое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (констан­тны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформиру­ют) потомству такие свойства, как урожайность, величина пло­да, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (ги­постазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), ис­ходя из своей собственной (концепции, представления) о (пер­сонажах, героях, образах).

ЗАДАНИЕ № 18. Отредактируйте предложения так, чтобы каж­дое слово было понятным.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец запла­тил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики - дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства - сдержать, обуздать инфля­цию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих де­батов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо при­дать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импор­тную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

ЗАДАНИЕ № 19. Определите, какие из приведенных слов соот­ветствуют норме литературной речи, а какие - просторечию.

Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, на­гражу - наградю, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу; ляг - ляж, положи - поклади, мурлычь - мурлыкай, напои - напой; мозоль - мозоля, дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, оладья - оладий; туфля - туфель, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний, мягонький - мяконький, мурлычущий - мурлыкающий.

ЗАДАНИЕ № 20. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спаль­ни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно; 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернати­вы. 3. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безо­пасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный мате­риал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходя­щий материал. 5. Имидж - это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его дей­ствий. 6. Партнер - это соучастник какого-либо действия, со­бытия, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 10. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 11. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалован­ным ребенком. 13. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

ЗАДАНИЕ № 21. Найдите ошибки, вызванные нарушением лекси­ческой сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение про­филирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интере­сы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноруч­но сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Алек­сей Вавилов, уже второй год обучаясь в университете Сток­гольма, является там признанным лидером. 7. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

ЗАДАНИЕ № 23. Определите, употребление каких слов стилис­тически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

1. На полях животноводческой фермы трудится самая со­временная техника. 2. К концу года рапортуют труженики тор­говой сети столицы. 3. Кара за небрежность в обороне настиг­ла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 4. Строите­ли обещали воздвигнуть здание нового вычислительного цент­ра в сентябре.

Раздел 5. Качества речи

Точность как качество речи

«Единственное средство умственного об­щения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно упот­реблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответству­ющие и точные понятия.»

А.Н. Толстой

Задание № 1.

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа. Отдельные члены группы не явились на экзамен по мате­матике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать я вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В кон­курсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важ­ное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков ори­гинальным до банальности сюжетом.

Задание № 2. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Характеристика Ильина не соответствовала действитель­ности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, - аллегорию. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждо­му. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - яв­ный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жи­тели Северной Америки - индийцы - значительно ущемле­ны в своих правах. Радостное известие привело его в минор­ное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

Задание № 3. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек, произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в эко­номике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари. В первое время, по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возроди­лась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза ма­ленькой проказницы засверкали, выражение лица стало вос­торженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Задание № 4. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского. Скажите, что он понимал под точностью речи?

1. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Ви­дишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мыс­ли (Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке).

2. Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каж­дое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь и меж­ду строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опа­саясь быть многоречивым. Как образны и оригиналь­ны его фразы: каждая из них годится быть эпигра­фом к большому сочинению («Герой нашего време­ни», сочинение М. Лермонтова).

3. Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемо­го мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы за­менить его. Пушкин и в этом отношении величай­ший образец: во всех томах его произведений едва ли можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже слово... (Стихо­творения М.Ю. Лермонтова).

Задание № 5. Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были двусмысленными.

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.

Задание № 6. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений .

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который назы­вается «Стоять насмерть». Этот обелиск - фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2. В Самаре на одной из улиц находится двух­этажный дом с мансардой. На фронтоне этого двух­этажного здания висит мемориальная доска. На дос­ке сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарс­кий писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Задание № 7. Прочитайте текст и скажите, кто из гово­рящих допустил ошибку? (Сак надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Ста­ли думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.

Задание № 8. Напишите, какое из слов (туристс­кий - туристический) сочетается со словами:

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряже­ние, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский - прилагательное к слову турист, а туристический - прилагательное к слову туризм.

Задание № 9. Составьте словосочетания со следую­щими паронимами:

Удачный - удачливый, понятный - понятли­вый, соседский - соседний, хозяйский - хозяй­ственный, обидный - обидчивый, тяготится - тя­готеет, бережный - бережливый.

Задание № 10. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко­мандировочных на втором этаже». 2. Господа ко­мандировочные, получите командировочные удосто­верения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Пред­седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись кни­ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес­кое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав­тор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Тол­стого к языку - о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает ме­дицинская сестра Наташа, не бывает больным.

Задание № 11. Из слов, заключенных в скобках, выберите нуж­ное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героичес­кие) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести ста­ла (драматичная - драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 5. Регистрация (командированных - ко­мандировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове гру­зовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Моск­вича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпри­нять) (эффективные - эффектные) меры.

Задание № 12 . Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильни­ка улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктив­ных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгорев­шегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработа­ли, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражи­тельностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (ре­комендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Задание № 13. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упраж­нения.)

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал ) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле ). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на ) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил ) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует ) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие ) в мире. Он... (запечатлел, отразил, со­хранил ) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движе­нию, прогрессу, развитию ) техники, науки, искусства. Он может... (выде­лить, назвать, обозначить, определить, указать на ) любую вещь и распо­лагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения ) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(По С. Маршаку)

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.


Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Упражнение 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. (Автор хрестоматии не составил еще тематического плана. Составители хрестоматии не придумал еще аннотации). 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. (В заводском клубе проводятся вечера.) 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. (Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие вечера.) 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. (В деревне быстрыми темпами идет уборка урожая) 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. (Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; эту же честь доверили ему и в этом году) 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. (Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие задачи) 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. (Два пернатых в одном гнезде не живут) 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. (Книжная ярмарка приглашает посетителей.) 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. (Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области) 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. (В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании детей) 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. (Эта политика уже приносит плоды) 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. (Много внимания уделяется благоустройству города.) 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. (Этому вопросу мы придаем первоочередное значение) 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. (Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы) 15. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. (Молодая березовая роща зеленела за околицей.)

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. (Дети стоят врассыпную и читают стихотворение.)

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». (В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина».)

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». (В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя, тогда свободнее будет!».)

5. Рекорды продолжаются. (Рекорды устанавливаются.)

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. (Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.)

7. Большинство времени проходит бесплодно. (Большая часть времени уходит бесследно.)

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. (Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.)

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. (В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.)

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. (Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.)

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. (Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.)

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. (Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.)

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. (Незнакомец сел на коня и поехал верхом.)

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? (Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?)

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. (От усталости мои ноги подкашивались.)

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. (Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.)

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. (В нашем городке появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.)

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). (Стой спокойно и не размахивай руками.)

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) (Вот как сожму кулаки.)

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца). (Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.)

Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. (П.) (внезапно - постигнуть; нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца). лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи (А на левом с ходу, с ходу....Их толкали в воду, в воду).лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись, за добро добром платят).лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации ) 2. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). (Все живут одинаково .) 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.) (Навязчивое объяснение всем известных истин, повторная передача одной и той же мысли, утверждение самоочевидной истины. ) 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.) (думал - думы , повторение однокоренных слов, создающее тавтологию . Из отрывка создается впечатление, что употребление Толстым именно таких слов - взволновало, думал(долгие) думы - имеет некий подтекст. Николай Петрович был к сыну не безразличен, любил его, и поэтому его приезд не оставил отца равнодушным. В то же время взволнованная надежда омрачается сомнением: а так ли хорошо они понимали друг друга. Долгая дума о чем-то нерешенном. ) 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.) (Продолжительное состояние. Все меньше остается у природы неразгаданных загадок... Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи . Поэтический подтекст углубляет содержание высказывания. ) 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) (Продолжительное состояние. ) 7. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.) (Продолжительное состояние - период. Все, поздно и как-будто надолго. Сожелею, сочувствую. Немного сержусь. ) 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.) 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). (Волей - неволей что-то замечается новое и видно это опечаливает Ум. заставляет обратить внимание на это в разумной, привычного уклада жизни. Либо недостаточно изучено. ) 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

Упражнение 5. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. (Разработка годового плана работы.)

2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. (Процесс плавки длится несколько часов.)

3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. (Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится березовая роща, сосновый бор.)

4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. (Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.)

5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. (Фасад украшен витражами из цветного стекла.)

6. В огне пожара 1912 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. (Пожар 1912 г. оставил монастырь без деревянных сооружений.)

7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. (Стремительное развитие города историки объясняют тем, что здесь перекрещивались важные торговые пути.)

8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. (На западной стороне расположено водохранилище, с южной стороны лес.)

9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. (Эти побеги зацветут в текущем году.)

10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота. (Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным и сейчас он числится пастбищем для скота.)

Упражнение 6. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы:

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Умел поддержать (его)

Шла ли (речь)

Трактовали

Показывал

Рассуждал

Упражнение 7. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную.

Герцен (Герц.)

Чем белокурая и белобрысая от личаются друг от друга? Только тем, что они - мать и д очь .

Знается, что белокурая прелестней. А белобрысая коротко пострижена , либо высоковата, и из самого сердца, слишком самостоятельна. Нужен ли белобрысой друг? Она одиночка.

Были бы они как мать и дочь, только и всего.

2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск.

Автор критикует Сашу за отсутствие интересности словом "унылая Саша". Весьма грустно, так огорчает, что ты опять не весела, ведь Солнце светит и растет трава. Взгляни, Саша, на небо. Разве оно хмурится?...Да, Саша, уже август. И лето кончилось. Но если не лето, то зима! правда, Саша. Вот за это непримиримое отношение мы тебя и любим, все твои друзья.

3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг...эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом.

Живописный, картинный - видимо, это синонимы. Тоесть искусственный тоже.

4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба.

Пикировка...

5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, но не смел признаться в этом.

Игра на чувствах героев, их отношение друг к другу.

6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой.

Тривиально, что все так делают: многие ухаживают за гувернантками, это интересно. Но гувернантка почти легкая добыча.

7. Среди журнальных работников он был очень нелишним...У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение.

Разъясняют его сущность.

8. Ему (Коровину) хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

Ему хотелось не ничтожного, например сумняшегося. Хотелось не плоского, например тривиального или давно известного наперед. И главное - поражающего. Чтобы сказать, не зря. Экая вещь!

9. "Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?" - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.

Простой, обыкновенный, замечательный.

Непростой и необыкновенный в своей сложности. Очень обыкновенного.

И вот она вышла не за самого благородного, приземленного и чистого человека.

10. Он не ел, а вкушал.

Необходимость избежать повторения слов.

11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!

Я вас обобрал до нитки. Чего это вам всеравно? Я взял самое лучшее, в этом нет никаких сомнений, но вы? Разве красть хорошо?...

12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик...Как он любил храбрых, стойких людей!

Вполне возможно. Можно, можно совместить хорошего человека и решительного летчика. Любить храбрых. Но вот управлять ими нельзя.

13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся.

Каким может быть был добродушным и доверчивым, человеком.

14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре...Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней.

Кроме собственной. Любой. Эта культура проявляет себя в стремлении. Считается мужественной, мужественнонаправленной. Но имеет оттенок негативизма, абсолютности. Уничтожение не помогает развитию конкурентности, за некоторым, как мне кажется, отсутствием наличия выбора. Выбор единственный - оптимальный вариант. Становление.

15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле.

Воле к жизни. Которая множественна.

16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В библиографии славной твоей разве можно оставить проблелы?

Картина ясна, но не полноценна. Где бывает мудрость без ошибок молодости? Нигде.

17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы...

Что-то сдвинулось с места и в лучшую сторону.

Такой способ сообщения инфы.

18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья.

Я хочу, надеюсь, что ты не завидуешь. Не завидуешь ее жизни.

19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании.

С помощью синонимов жил-существовал(был на свете) можно устроить целый временной период, два события.

Я только думал, что жил!

Я жил,...теперь же не живу, а существую без письма. Его украли.

20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на "ты" не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, ... как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости.

В общем-то синонимы принято употреблять для усиления впечатления.

Но часто писатели используют синонимию не для синонимии, а чтобы указать на дополнительный смысл, углубляя высказываемое.

21. "Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее", - подумал Левин, вышедши от Щербатских.

Указывается на относительность противного. Но если Левин заметил, что люди "к нему не тянутся", то может сделать вывод, что существует причина этого. Важна ли для Левина не причина, но мнение людей...

22. У Ули были не глаза, а очи.

Синоним используется для усиления выразительности сказанного.

Упражнение 8. Сравните редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; объясните, чем были вызваны синонимические замены слов при авторедактировании. (За справками обращайтесь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля).

1. Неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю.

1. …плотно убитую землю.

2. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы…

2. Рассказы и болтовня…

3. «Скажи епископу от лица всех запорожцев, - сказал кошевой, - чтобы он ничего не боялся: это казаки еще только люльки раскуривают».

3. «Скажи епископу от меня и от всех запорожцев… Это казаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки».

4. Жид … точил из бочки горилку.

4. Жид … цедил из бочки горилку.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба, как недавно выпущенные семинаристы.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья…

6. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

6. Пестрые суслики выпалзали из нор своих…

7. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их…

7. «Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!..»

8. У кого был ковш, у кого корчак, которым поил и коня…

8. У кого был ковш, у кого черпак…

9. Точили сабли, палаши и списы…

9. … пробовали сабли и палаши…

10. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки, дрогнула, далеко застугуневши, земля.

10. …дрогнула, далеко загудевши, земля.

1. тесно убитую- плотно убитую

в обоих вариантах подразумевается плотно прибитая пыль к земле, второй вариант ближе к употреблению в современном русском языке

2. рассказы, балагуры...- рассказы и болтовня

в современном русском балагур- это шутник, веселый человек, и в контексте первоначального варианта современным сознанием воспринимается так же. поэтому вариант "рассказы" более уместен для современного понимания

3. люльки раскуривают- зажигают и раскуривают свои трубки

слово "люльки" является устаревшим и употреблялось в определенной местности, слово "трубки" воспринимается в нужном контексте гораздо большей аудиторией

4. точил из бочки- цедил из бочки

"точил"- в настоящее время просторечное выражение слова "ел", а, значит, в контексте вопсринимается, как "жид злоупотреблял горилкой", а вот "цедил"- не имеет такой агрессивной окраски и более умесстно в данном случае

5. смотревшие исподлоба- смотревшие исподлобья.

первый вариант- устаревшее выражение, сейчас употребляется второй

6. пестрые овражки- пестрые суслики

в словаре Даля овражек (евражек)- пестро-сереноький степной хомяк, я настоящее время "овражек" воспринимается в контексте слова "овраг"(углубление в земле и пр) с уменьшительно- ласкателдьным суффиксом- маленький овраг. из этого вытекает, что логичнее употребление слова "суслик".

7. одурел старый- сдурел старый

в первом варианте речь воспринимается в резко негативном и просторечном контексте, второй вариант- более мягкий и приятный для восприятия.

8. корчак- ковш

устаревшее просторечное слово,по совместительству- украинская фамилия. для упрощения восприятия используется слово ковш

9. точили сабли- пробовали сабли

в этом варианте сложно сказать, т.к. вариант "точили сабли" привычнее для употребления. не хватает контекста, что бы дать точную оценку

10. далеко застугуневши- далеко загудевши

первый вариант понимается как что то стойкое, чугунное, тяжелове. если цель автора была в том, что бы обрисовать нам, как далеко и сильно пронесся звук, то вротой вариант является самым подходящим

Упражнение 9. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

1. Отпуск не проведешь : он всегда кончается вовремя. (Ты проведешь меня по тёмной равнине) 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими . (Недалекие расстояния) 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают . (Друг снова надул меня) 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. (Перейти реку; Одеть зимнее пальто; Пойти на летнюю веранду) 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. (Купила материи на платье) 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. (Списание со склада ) 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. (Интересно знать , где ты пропадал?) 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. (Бросаться в объятия. Бытовая техника ) 9. В психиатрической больнице. Родственники больного: «Профессор, как он?». Профессор: «Сдвиги есть». (Сдвиг земной коры) 10. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев . (Перья птицы намокли; Крылья бабочки)

Упражнение 10. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо – сущность.

Добрый вечер. Какое добротное сукно;

Я хочу дать тебе дружеский совет. Развивать дружественные отношения.

Этот прибор дефектный . Твой приятель какой-то дефективный .

Конструкторские разработки, выполненные на этом предприятии, представляют интерес для наших партнёров. Для того чтобы спор был конструктивным , необходимо соблюдать несколько простыхправил.

Женщина была в эффектном платье. Это самый эффективный метод.

Беззастенчиво блудить . Сколько можно блуждать по городу?

Отражать тень. Отображать действительность.

Он захотел проводить ёё до дома. Производить молочную продукцию.

Пора представить нового сотрудника нашей компании. Не могли бы Вы предоставить мне арендное помещение.

Опробовать новые модели. Контролируется качество не только вновь предлагаемых препаратов, но и каждая серия их, изготовляемая по уже апробированной технологии.

Злостно укрывать . Скрывать правду.

Осудить преступника. Обсудить один нерешённый вопрос.

Новшество в образовании. Новинки музыки.

Мы собирали урожай всей семьёй. В этом году хорошая урожайность картофеля.

Жалкое существо . Загадочная сущность .

Упражнение 11. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.

26/02/2018 2 790

Городские спортивные объекты: достижения и перспективы

В нашем городе в последние годы появилось несколько новых спортивных объектов. И в перспективе есть много новых. Каких именно, рассказал заместитель главы города по социальной политике Юрий Сергеевич Ладейщиков:

— В 2012 году был составлен поэтапный план строительства новых спортивных объектов. В тот же год мы приняли достаточно масштабную задачу: к 2020 году у каждой школы должны появиться новые школьные стадионы.

Уже несколько стадионов были введены в эксплуатацию, в частности новый многофункциональный стадион на Высокой, 14 (второе здание школы №2) стоимость 9,4 млн. руб. Обращаю внимание, что очень существенна доля софинансирования из местного бюджета – 3,7 млн. руб.

Буквально год назад ввели многофункциональный стадион школы №4. Его стоимость 6, 4 млн. руб. Соотношение софинсирования из областного и местного бюджетов – 50/50.

На сегодняшний день уже подготовлены и прошли государственную экспертизу несколько проектов: в частности, многофункциональный стадион школы №9. Мы заявились в 2018 году в Министерство физической культуры и спорта. Но чтобы повысить шансы, мы вносим изменения в существующие проекты и пытаемся заявиться в Министерство образования в ближайшие два месяца. Стоимость данного объекта в будущем будет составлять более 13 млн. руб.

По состоянию на данное время новая школа № 3 на ул. 8 Марта, которая появится в ближайшие годы, прошла госэкспертизу. Там тоже будет многофункциональный стадион.

Так же в этом году мы начинаем разработку проектно-сметной документации спортивного стадиона в посёлке Пудлинговом.

Внимание уделяется и спортивным площадкам. В 2017 году были введены в эксплуатацию два объекта: хоккейная площадка на ул. Манчажской, 34 стоимостью более 2 млн. руб. и скейт-парк стоимостью более 4 млн. руб., который начнет функционировать с весеннего периода.

На перспективу разрабатываются два дизайн-проекта и проектно-сметная документация площадок для занятий уличной гимнастикой. С одной площадкой, которая будет расположена на центральном стадионе, мы заявляемся на 2018 год, с другой – на ул. Металлистов – на 2019.

Также до 2020 года планируем полностью реконструировать хоккейную площадку на ул. Юбилейной.

В 2016 году был открыт ФОЦ «Сокол».

Что касается крупных инвест-проектов, то хотелось отметить, что на данный момент уже пройдена в 2017 году экспертиза лыжно-биталонного центра. Мы заявились с ним на 2018 год. Его стоимость 270 млн. руб. Такой масштабный спортивный кластер поможет существенно повысить потенциал нашего региона. Буквально сегодня подготовлена заявка в адрес министра спорта Мутко. Надеемся, что все-таки реализация первого этапа строительства начнется в 2018 году. В ходе визита губернатора 2016 нам была поставлена задача: разбить проект на два этапа, исходя из его высокой стоимости. Эта работа осуществлялась в 2017 году. Мы ее закончили и готовы к реализации проекта в этом году.

На 2019 год мы заявились со строительством еще одного спортивного комплекса с ледовой ареной. Его стоимость более 200 млн. руб. Изначально объект был привязан к Ухтомского, 2. К сожалению, спортивный комплекс не садится на этом земельном участке. Сейчас рассматривается вариант посадки объекта на ул. Мизерова на территории бывшей воинской части. Запасным вариантом остается территория стадиона «Локомотив».

Хотел бы обратиться вниманию на финансирование сферы физической культуры и спорта за последние пять лет. В 2012 году на всю эту сферу бюджетные ассигнования выделялись в объеме 17,8 млн. руб., включая ДЮСШ, стадион и все проводимые мероприятия. То есть, за пять лет финансирование увеличилось в 4 раза. И на сегодняшний день сумма составляет почти 65 млн. руб. в год. Это – бюджетные ассигнования только на содержание объектов и проведение мероприятий.

Также за последние пять лет инвестиции в строительство новых объектов, включая проектирование, составили 245 млн. руб. Но когда в 2012 году мы начинали данную деятельность, не было готово ни одного проекта. На сегодняшний день проектно-сметной документации а новые проекты у нас готово на сумму более 500 млн. руб.

Поэтому хочу отметить, что сфере физической культуры и спорта уделяется особое внимание. Финансирование позволило не только вводить новые спортивные объекты, но и создавать новые спортивные учреждения. То есть, если в 2012 году в городе за счет бюджетных ассигнований на базе ДЮСШ функционировало всего пять отделений, то в 2018 году с новой спортивной школой таких отделений у нас уже 11 (8 – на базе ДЮСШ, 3 – на базе школы «Лидер»). Все это на бюджетной основе. Там занимаются уже более 900 человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Упражнение 14.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей.

Молодая березовая роща зеленела за околицей.
Молодая дубрава зеленела за околицей.

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
???
Дети читают стихотворение, стоя порознь.
Дети читаю стихотворение, стоя вряд.
Дети читают стихотворение, стоя вразвалку.

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».

В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина»

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!».

В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя (пластом), тогда свободнее будет!».

5. Рекорды продолжаются.

Рекорды устанавливаются.
Спортсмены продолжают устанавливать рекорды.

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках.

Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.

7. Большинство времени проходит бесплодно.

Большая часть времени уходит бесследно.
Большая часть времени тратится попусту (уходит впустую).

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.

Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.
Наблюдается невероятное улучшение жизненных условий.

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.

Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.

Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.

Незнакомец сел на коня и (неспешно) поехал верхом.
Незнакомец сел на коня и тронулся в путь.

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации?

Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах.

От усталости мои ноги подкашивались.

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан.

Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.

В нашем городке (городе) появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду).
???
Стой спокойно и не размахивай руками.
Стой спокойно и не хлопай глазами.

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка)

Вот как сожму кулаки.

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.
Я вчера купил новый самолет и прилетел на нем в Москву.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.