Природно антропогенный объект примеры. Антропогенный объект. Примеры антропогенных водных объектов

Природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (ст.1 Закона)

  • - приро́дно-антропоге́нный ландша́фт природный ландшафт, преобразованный хозяйственной и иной деятельностью человека...

    Географическая энциклопедия

  • - - связанный с происхождением человека...

    Педагогический терминологический словарь

  • - заболевания, распространенные в очаге на территории которого возбудитель постоянно циркулирует среди определенных видов животных, распространяясь, как правило, членистоногими переносчиками...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - anthropogenic mudflow ----- Syn: техногенный сель АНТРОПОГЕННЫЙ СЕЛЬ - один из генетических типов селей, образование которых прямо связано с последствиями хозяйственной деятельности, кардинально изменяющими условия среды...

    Селевые явления. Терминологический словарь

  • - обязанный своим происхождением деятельности человека. В некоторых научных изданиях встречается термин "антропический" так как ряд авторов считают его более точным...

    Экологический словарь

  • - ландшафт, сильно измененный и преобразованный деятельностью человеческого общества, его агроценозами, жилищными, техническими и транспортными сооружениями...

    Экологический словарь

  • - субклимакс, порождаемый человеком...

    Экологический словарь

  • - сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов...

    Экологический словарь

  • - географический ландшафт: - созданный в результате целенаправленной деятельности человека; или - возникший в ходе непреднамеренного изменения природного ландшафта...

    Финансовый словарь

  • - стресс, возникающий у животных под влиянием человеческой деятельности.См. также: Стрессы Антропогенное воздействие на природу  ...

    Финансовый словарь

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - антропог"...

    Русский орфографический словарь

  • - ая, ое...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Словарь синонимов

"ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ОБЪЕКТ" в книгах

автора Ко Майкл

Реферат ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

Реферат ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ План1. Общие сведения о стране.2. Рельеф, полезные ископаемые Великобритании.3. Природные и климатические особенности.4. Водные ресурсы.5. Почвенный покров, ландшафтные особенности; растительный и

Вопрос 12 Природно-ресурсный потенциал России: общая характеристика

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 12 Природно-ресурсный потенциал России: общая характеристика Ответ Российская Федерация является крупнейшим по территории государством мира – 17,1 млн км2. Страна омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Через Азовское и Черное моря Россия имеет

§ 2. Основні типи праворозуміння: правовий позитивізм і природно- правове мислення

Из книги Філософія права: підруч. для студ. юрид. вищ. навч. закл. автора Колектив авторів

§ 2. Основні типи праворозуміння: правовий позитивізм і природно- правове мислення Традиційно основними конкуруючими типами праворозуміння вважаються правовий позитивізм і теорія природного права. Їх суперництво пронизує всю історію філософсько-правової думки. Що ж

1. Природно-вещественный слой истории

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

1. Природно-вещественный слой истории Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. История есть действительно ряд каких-то фактов, причинно влияющих друг на друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем пространственно-временном общении. Кто-то

Понять Россию умом. Природно-климатические условия страны, в которой правил Иван Васильевич Грозный

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Понять Россию умом. Природно-климатические условия страны, в которой правил Иван Васильевич Грозный Почему Россия не… Мнения классиков Каким-то общим принципом у псевдориков, со времен писателя-сентименталиста Н. М. Карамзина, является чрезвычайно узкое изображение

Природно-климатические условия

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Природно-климатические условия Лишь несколько мест на нашей планете имеют такие же разнообразные природные условия, как Мезоамерика. В этом регионе встречаются почти все климатические зоны – от скованных льдом вершин высоких вулканов до сухих и знойных пустынь и

Антропогенный ландшафт

БСЭ

Антропогенный рельеф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Регионоведение автора Сибикеев Константин

52. Природно-ресурсный потенциал Дальневосточного района

Из книги Регионоведение автора Сибикеев Константин

52. Природно-ресурсный потенциал Дальневосточного района Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Высота гор в

2. Антропогенный фактор и биосфера

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

2. Антропогенный фактор и биосфера Биосфера, сформировавшаяся на планете Земля в течение 3 млрд лет, включает в себя не просто все многообразие мира животных и растительных организмов. С самого начала своего формирования в первичном Океане, она представляла собой

(а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

(а) Объект как «желанный перебежчик» или «возбуждающий желание объект», от которого шизоид уходит Материал, раскрывающий шизоидную позицию, становится доступным лишь в глубоком анализе и часто не постигается, когда защиты достаточно эффективны. У крайне нестабильного

3.1. Природно-климатические условия, история создания и развития Норильского промышленного района

Из книги Дело «Норильский никель» автора Коростелёв Александр

3.1. Природно-климатические условия, история создания и развития Норильского промышленного района По объёму производства товарной продукции, а также по многоотраслевому характеру хозяйственной деятельности из шести предприятий, входивших в состав Российского

Артиллерийские установки «Конденсатор 2П» «объект 271» и «Ока» «объект 273»

Из книги автора

Артиллерийские установки «Конденсатор 2П» «объект 271» и «Ока» «объект 273» Установки «Конденсатор 2П» и «Ока» на военном параде на Красной площади. Москва, 1957 г.С использованием силовой установки и элементов ходовой части танка Т-10 были спроектированы и гораздо более

  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.

    П р и р о д н о - антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности человека, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным называется объект, созданный человеком для удовлетворения его потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    природный объект, измененный человеком в результате бытовой или хозяйственной деятельности или созданный человеком, но имеющий свойства природного объекта Пример первого рода - Лесопарковая полоса (лес, измененный человеком для отдыха горожан) Пример второго рода - Водоохранная полоса

    Виды объектов экологического права:

    1. Земля – рассматривается и как природный объект, и как природный ресурс. Определение содержится в ЗК РФ. Наиболее используемым является понятие земельный участок - часть поверхности земли, в т.ч. почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Здесь речь идёт о сугубо почвенной характеристике. Собственник земельного участка может пользоваться только земельным участком.Для практической деятельности мы должны избирать оптимальные правовые категории.

    2. Недра – определение содержится в Законе «О недрах» 1992 г.:Это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя или дна водоёмов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. С точки зрения с этого понятия всё-таки не просматриваются некоторые моменты. Недра – самостоятельный природный объект/ресурс. На практике предоставить в пользование участок недр без предоставления в пользование земельного участка невозможна, но с законодательной точки зрения эта связь напрямую не просматривается.Недра в РФ в частную собственность не предоставляются. Но в США - удачный пример такого предоставления.е

    3. Леса (ЛК РФ от 2006). Сложность в соотношении понятий «лес» и «лесной участок». Леса рассматриваются как экологическая система или природный ресурс, но никаких видовых признаков понятия «леса» в этом кодексе не дано. Ст. 7 ЛК приводит понятие лесного участка достаточно размыто, но по крайней мере можно увидеть, что это земельный участок, границы которого определены в установленном законом порядке, который покрыт древесно-кустарниковой растительности. Но понятия древесно-кустарниковой растительности российское законодательство не даёт. Поэтому существует некая неопределённость, приходится возвращаться в ЗК РФ, который вводит понятие земель лесного фонда – земли, которые делятся на лесные (покрытые древесно-кустарниковой растительностью) и не лесные. Если растительность расположена в пределах земель лесного фонда, то это лес. Градостроительный кодекс вводит понятие «городские леса».

    Виды лесов, предусмотренные ЛК:

      Резервные

      Защитные

      Эксплуатационные

    Нужно руководствоваться понятием лесного участка и классификацией лесов из ЛК.

    4. Вода. ВК РФ от 3.06.2006Водный объект - природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы водного режима.

    В любом водном объекте воды должно быть достаточно много. ВК говорит о ручьях, озёрах, морях. Бассейны и рукотворные пруды, выкопанные на земельных участках, находящихся в собственности чаще всего не относятся к водным объектам. Однако есть подзаконное законодательство об искусственных водных объектов.Подземный водный объект – особая категория, регулируется нормами и водного, и горного законодательства.

    5. Животный мир. Определение содержится в ФЗ «О животном мире».Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.В понятие включается всё: начиная с микроорганизмов до млекопитающих. Домашние животные, животные на фермах и в питомниках, бродячие животные – не включаются в понятие о животном мире.

    6. Атмосферный воздух. Закон «Об охране атмосферного воздуха»Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;Воздух в помещениях регулируется нормами санитарного законодательства.

    Статья 1. Основные понятия

    1. В комментируемой статье предложен обширный перечень понятий, используемых в настоящем Федеральном законе. Юридический смысл дефиниций заключается в том, что данные понятия должны трактоваться при реализации закона строго в том значении, которое придается им в данной статье. Кроме того, по общему правилу, именно это значение должно вкладываться в соответствующие термины и в том случае, когда они встречаются в иных законах или подзаконных актах, если только в самом нормативном акте не дается иное определение.

    Понятийный аппарат закона представляет собой сложную систему, в которой все термины тесно взаимосвязаны, каждый из них интерпретируется с обязательным учетом всех остальных. Начальным звеном в этой терминологической цепочке можно считать понятие "природный объект".

    Природный объект представлен тремя разновидностями. Во-первых, это естественная экологическая система, которая обладает следующими свойствами: а) объективно существующая часть природной среды; б) имеет определенные пространственно-территориальные границы; в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое. Таким образом, экологическая система - это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

    Во-вторых, к природным объектам относится природный ландшафт. Если экосистема - часть природной среды, то ландшафт определяется более конкретно: это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде. Природный ландшафт, кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий. В-третьих, природным объектом является и каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека. Законом также вводится понятие природного комплекса, который представляет собой более сложное образование - совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

    Производным от природного объекта явлением выступает природно-антропогенный объект. Если природный объект полностью сохраняет свои естественные характеристики, то природно-антропогенный объект затронут деятельностью человека. Здесь также выделяются две разновидности. Во-первых, это может быть природный объект, который в той или иной форме подвергся изменениям в ходе хозяйственной или иной деятельности человека. Во-вторых, это может быть объект, обладающий свойствами природного объекта, но имеющий искусственное происхождение, то есть специально созданный человеком в своих целях, как правило, имеющий рекреационное назначение (т.е. служащий для организации отдыха) или предназначенный для природоохранных целей. Примерами таких природно-антропогенных объектов могут быть водохранилища, зеленые насаждения и т.п.

    Наконец, антропогенный объект - это такой объект, который создан человеком для удовлетворения своих потребностей и, в отличие от природно-антропогенных объектов, он не обладает природными свойствами.

    На этой основе закон дает определения окружающей среды и природной среды. Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Иными словами, компоненты природной среды - это ее основные, укрупненные составляющие.

    Природная среда, или природа, включает в себя компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты. Таким образом, это более узкое понятие, чем окружающая среда, поскольку за его рамки выведены антропогенные объекты. Следовательно, в природную среду входят лишь такие объекты, которые обладают естественными природными свойствами, будь эти свойства сохранены в неприкосновенности, в остаточном виде либо привнесены усилиями самого человека. Объекты и явления, носящие чисто антропогенный (технический, потребительский и т.п.) характер, являются частью окружающей среды, но исключены из состава природной среды.

    2. Дальнейший терминологический словарь закона в значительной мере вращается вокруг понятия окружающей среды. Так, заглавный термин "охрана окружающей среды" определяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям: а) сохранение и восстановление природной среды, б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; г) ликвидация последствий такого воздействия. Охрана окружающей среды, таким образом, выделяется лишь по своему содержанию, а не по субъектам, которыми могут быть не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и общественные и иные некоммерческие объединения, любые юридические и физические лица. Синонимом охраны окружающей среды, в соответствии с законом, является понятие "природоохранная деятельность".

    Важной характеристикой является качество окружающей среды - это ее состояние, оцениваемое с точки зрения физических (температура, радиация), химических (состав элементов, доля различных веществ), биологических (наличие микроорганизмов) и иных показателей, используемых по отдельности либо в комплексе. Благоприятной окружающая среда является в том случае, если ее качество создает условия для устойчивого функционирования природных и природно-антропогенных объектов (закон отдельно называет здесь естественные экологические системы, но в этом нет нужды, так как они представляют собой вид природных объектов). Устойчивое функционирование предполагает, что природные и природно-антропогенные объекты сохраняют свои основные качества и существуют в режиме, максимально приближенном к естественной среде обитания, ведут нормальную жизнедеятельность, их потребности в достаточной степени обеспечиваются, присутствуют возможности для развития и нет угрозы уничтожения или повреждения.

    Под природными ресурсами закон понимает компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Таким образом, не требуется фактического использования каких-либо природных объектов, чтобы их можно было относить к природным ресурсам, достаточно того, чтобы они обладали определенными полезными свойствами, которые могут представлять интерес для производственной деятельности или прямого потребления. Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Использование означает извлечение из природных ресурсов их полезных свойств.

    3. Следующий терминологический блок связан с ограничениями негативного воздействия на окружающую среду. Это такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды определяется как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, источником может быть как определенная субстанция, так и иной вид воздействия (шумовое, тепловое, радиационное), а опасность для окружающей среды может быть обусловлена не только вредоносными свойствами самого источника, но и объемом воздействия, превышающим нормальный, или попаданием относительно безвредного вещества в неподходящую для него среду.

    Своеобразна законодательная трактовка загрязняющего вещества: таковым признается вещество (смесь веществ), которое не только обладает вредными для окружающей среды свойствами, но еще и превышает по своему количеству или концентрации установленные для данной группы веществ нормативы воздействия на окружающую среду (т.е. данное понятие имеет и качественное, и количественное содержание).

    Обширен терминологический ряд, касающийся нормирования в сфере окружающей среды. Родовым понятием здесь является норматив в области охраны окружающей среды, или природоохранный норматив. Это установленные в соответствующем порядке нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Норматив в данном случае подразумевает четко определенный количественный порог, переход которого представляет опасность для окружающей среды.

    Два основных вида природоохранных нормативов - нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды представляют собой такие измеримые, исчислимые характеристика окружающей среды, которые обеспечивают ее благоприятное состояние. Нормативы качества устанавливаются в виде физических, химических, биологических и других показателей окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия - это требования уже не к самой окружающей среде, а к деятельности человека, оказывающей влияние на окружающую среду; это ограничения, налагаемые на источники антропогенного воздействия, с целью соблюдения нормативов качества.

    Далее в законе предложен более развернутый, детализированный перечень природоохранных нормативов. В частности, в числе нормативов допустимого воздействия выделяется такой вид, как нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - это такие нормативы, которые выражают величину допустимого суммарного воздействия всех источников на окружающую среду или отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий или акваторий. Еще один вид нормативов этой же категории - нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, которые выражаются в показателях массы данных веществ или микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от тех или иных источников, с учетом технологических нормативов. Технологические нормативы, в свою очередь, - такие нормативы, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования, причем особенность их состоит в том, что рассчитываются они на единицу выпускаемой продукции.

    К нормативам качества окружающей среды, в свою очередь, относятся нормативы предельно допустимых концентраций, т.е. показатели максимально допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде. Другая разновидность - нормативы допустимых физических воздействий, отражающие уровни допустимого воздействия тех или физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Особую группу ограничений составляют лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, отличительная черта которых заключается в том, что они устанавливаются на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, и выступают средством соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды.

    4. Последний тематический цикл терминов, определяемых в законе, связан с проблемами государственного контроля и обеспечения экологической безопасности. Так, оценка воздействия на окружающую среду - это особая деятельность по выявлению, анализу и учету последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; по результатам такой оценки принимается решение о возможности или невозможности осуществления соответствующей деятельности, в зависимости от того, каким по характеру и масштабу будет воздействие этой деятельности на состояние окружающей среды. Как видно из законодательного определения, во внимание принимаются не только прямые, но также косвенные и иные последствия намечаемой деятельности (хотя и не совсем ясно, какими еще могут быть последствия, помимо прямых и косвенных).

    От оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) следует отличать мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), который включает систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

    До 1 января 2007 г. ОВОС понималась, прежде всего, как процедура, предшествующая государственной экологической экспертизе. С 2007 г. и по настоящий момент в отношении объектов капитального строительства, в том числе особо опасных объектов, проводится единая государственная экспертиза в соответствии с градостроительным законодательством, в ходе которой проектная документация проверяется и на соответствие экологическим требованиям. Правовыми основаниями для проведения ОВОС в целях государственной экспертизы являются ст. 49 ГрадК РФ, называющая в числе обязательных документов, предоставляемых на экспертизу план мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС), и Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", определяющее, что ОВОС объекта капитального строительства является составной частью ПМООС.

    Разница между ОВОС и экологическим мониторингом заключается, во-первых, в направленности (ОВОС призвана определить последствия конкретного вида планируемой деятельности, мониторинг охватывает состояние окружающей среды в целом), во-вторых, в юридических последствиях (ОВОС служит непосредственным основанием для принятия решения о возможности ведения намечаемой деятельности; мониторинг же предназначен для сбора информации, которая может быть использована в самых различных целях). В составе мониторинга окружающей среды выделяется государственный экологический мониторинг, субъектом которого может выступать лишь федеральный или региональный орган государственной власти.

    Еще один смежный вид деятельности - контроль в области охраны окружающей среды, или экологический контроль. Эта деятельность носит скорее правоохранительный характер и представляет собой совокупность мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это юридически обязательные условия, предъявляемые законодательством и иными нормативными актами к хозяйственной и иной деятельности с целью охраны окружающей среды.

    Наконец, экологический аудит - особый вид оценки соблюдения природоохранных требований, которому свойственны следующие черты: а) независимость (т.е. проводится какими-либо сторонними субъектами, специализирующимися на аудиторской деятельности и привлекаемых отдельно для каждого случая); б) комплексность (т.е. системный характер, оценка всех существующих аспектов хозяйственной деятельности с экологической точки зрения); в) документированность (результаты аудита выражаются в мотивированном заключении или акте, где описываются объекты проверки, ее ход и результаты); г) наличие практических рекомендаций по итогам проверки.

    Таким образом, в законе содержится определение четырех различных видов оценки состояния окружающей среды: ОВОС, экологического мониторинга, экологического контроля и экологического аудита. Достаточно четко указаны критерии их разграничения. Следует заметить, что понятие экологического аудита в законе более не употребляется; наряду с этим, по непонятным причинам в статье не дается определения экологической экспертизы.

    Закон разъясняет и такое понятие, как "наилучшая существующая технология". Такая технология обладает следующими характеристиками: а) она базируется на последних, наиболее совершенных научных разработках; б) предусматривает реальное снижение негативного воздействия технологических процессов на состояние окружающей среды; в) имеет определенный срок применения с учетом социально-экономических факторов.

    К сожалению, крайне неточно и заслуживает серьезной критики предложенное в законе определение экологического вреда как негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшего за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В частности, из данного определения следует, что ухудшение состояния окружающей среды, не принявшее таких крайних форм, как деградация или истощение, с точки зрения закона вообще не носит характера экологического вреда. Как представляется, в действительности экологическим вредом должно считаться любое загрязнение окружающей среды, которое привело к негативному изменению ее состояния, нарушило функционирование природных или природно-антропогенных объектов; деградация экологической системы или истощение природных ресурсов - не единственные, а лишь самые тяжкие проявления такого вреда.

    Законом определяется также понятие экологического риска. Экологический риск - вероятность наступления такого события, которое окажет неблагоприятное воздействие на природную среду; такое событие может быть связано с осуществлением хозяйственной или иной деятельности (например, сверхнормативные выбросы) либо иметь характер чрезвычайной ситуации природного или техногенного происхождения. Риск - это не абстрактная возможность, а реальная вероятность, которая может быть спрогнозирована и рассчитана с точки зрения сроков, потенциальных последствий, путей предотвращения и ликвидации, и т.п.

    Завершается статья определением экологической безопасности. Экологическая безопасность - своего рода конечная цель природоохранной деятельности, желаемый результат всех мероприятий по охране окружающей среды. Это состояние защищенности природной среды, а как следствие - экологических интересов личности, от любых негативных воздействий, будь то со стороны хозяйственной деятельности или вследствие чрезвычайных ситуаций. Понятие экологической безопасности дает юридический критерий для обобщенной оценки тех или иных реальных ситуаций, имеющих отношение к окружающей среде или ее отдельным элементам. Помимо экологической безопасности в законодательстве предусматривается обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, радиационной безопасности, а также безопасности гидротехнических сооружений.

    Согласно ст. 1 Закона о промышленной безопасности, промышленная безопасность опасных производственных объектов означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Определение радиационной безопасности закреплено в Законе о радиационной безопасности. Данный вид безопасности понимается как "состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения".

    Безопасность гидротехнических сооружений представляет собой свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйствующих объектов (ст. 3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).

    Указанные виды безопасности с одной стороны, нельзя рассматривать как виды экологической безопасности, поскольку объекты их регулирования выходят за рамки обеспечения экологической безопасности. Например, содержание промышленной безопасности включает в себя соблюдение, помимо экологических требований, правил по охране труда, а также различных нормативов по эксплуатации производственного оборудования.

    С другой стороны, нельзя не признать, что сферы действия рассматриваемых видов безопасности во многом схожи. Можно констатировать, что они соприкасаются в области обеспечения требований по охране окружающей среды, а также по основной их цели, которой является защита человека от негативного антропогенного воздействия (о соотношении экологической и радиационной безопасности см. комментарий к ст. 48).

    Закон об охране окружающей среды ст. 1 перечисляет объекты, но имеет место хаотичность изложения. Рассматривать объекты лучше по некой системе

    Что такое окружающая среда?

    Понятие окружающей среды – содержится в ст.1 закона – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Мы говорим здесь только об окружающей природной среде, поэтому употребление «окружающая среда» не совсем корректно.

    Что такое антропогенный объект?

    Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Таким объектам ЭП уделяет меньше всего внимания. Речь идёт в основном не столько о социальных, сколько об экономических потребностях. Имеются в виду, прежде всего, разнообразные энергетические и промышленные предприятия. Когда мы говорим о таких объектах, речь идёт о экологических требованиях, которые предъявляются к таким объектам. Но такие требования распространяются далеко не на каждый такого рода объект.

    Что такое природно-антропогенный объект?

    Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности (например, виды одомашненных животных, видоизменённые растения, изменённые ландшафты), и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (например, клонирование);

    Природный ресурс - это то, что находится в эксплуатации, то, что используется. У природного ресурса гипертрофировано выражена функция потребления. Законодатель делает различия между природным объектом и природным ресурсом.

    Виды объектов экологического права:

    1. Земля – рассматривается и как природный объект, и как природный ресурс. Определение содержится в ЗК РФ. Наиболее используемым является понятие земельный участок - часть поверхности земли, в т.ч. почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Здесь речь идёт о сугубо почвенной характеристике. Собственник земельного участка может пользоваться только земельным участком.

    Для практической деятельности мы должны избирать оптимальные правовые категории.

    2. Недра – определение содержится в Законе «О недрах» 1992 г.:

    Это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя или дна водоёмов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. С точки зрения с этого понятия всё-таки не просматриваются некоторые моменты. Недра – самостоятельный природный объект/ресурс. На практике предоставить в пользование участок недр без предоставления в пользование земельного участка невозможна, но с законодательной точки зрения эта связь напрямую не просматривается.

    Недра в РФ в частную собственность не предоставляются. Но в США - удачный пример такого предоставления.е

    3. Леса (ЛК РФ от 2006). Сложность в соотношении понятий «лес» и «лесной участок». Леса рассматриваются как экологическая система или природный ресурс, но никаких видовых признаков понятия «леса» в этом кодексе не дано. Ст. 7 ЛК приводит понятие лесного участка достаточно размыто, но по крайней мере можно увидеть, что это земельный участок, границы которого определены в установленном законом порядке, который покрыт древесно-кустарниковой растительности. Но понятия древесно-кустарниковой растительности российское законодательство не даёт. Поэтому существует некая неопределённость, приходится возвращаться в ЗК РФ, который вводит понятие земель лесного фонда – земли, которые делятся на лесные (покрытые древесно-кустарниковой растительностью) и не лесные. Если растительность расположена в пределах земель лесного фонда, то это лес. Градостроительный кодекс вводит понятие «городские леса».

    Виды лесов, предусмотренные ЛК:

    1. Резервные
    2. Защитные
    3. Эксплуатационные

    Нужно руководствоваться понятием лесного участка и классификацией лесов из ЛК.

    4. Вода. ВК РФ от 3.06.2006

    Водный объект - природный или искусственный водоём, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы водного режима.

    В любом водном объекте воды должно быть достаточно много. ВК говорит о ручьях, озёрах, морях. Бассейны и рукотворные пруды, выкопанные на земельных участках, находящихся в собственности чаще всего не относятся к водным объектам. Однако есть подзаконное законодательство об искусственных водных объектов.

    5. Животный мир. Определение содержится в ФЗ «О животном мире».

    Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

    В понятие включается всё: начиная с микроорганизмов до млекопитающих. Домашние животные, животные на фермах и в питомниках, бродячие животные – не включаются в понятие о животном мире.

    6. Атмосферный воздух.

    Закон «Об охране атмосферного воздуха»

    Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

    Воздух в помещениях регулируется нормами санитарного законодательства.

    Предмет экологического права складывается объективно, помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой как минимум по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

    § 3
    Объект экологических отношений

    Объект экологических отношений – общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

    Специфика объекта предопределяет особенности общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

    Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

    окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

    природные комплексы;

    отдельные природные объекты или ресурсы.

    Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие – дифференцированными объектами.

    Если рассматривать вопрос об интегрированном объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90–х годов ХХ в. им была природа .


    Природа (в естественно – научном смысле) – совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

    В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

    Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии – это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, космос. Но как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

    Как интегрированный объект экологических отношений понятие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда». К немногим законам, содержащим требования охраны природы, относится Конституция РФ, в ст. 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду.

    Закон об охране окружающей среды также употребляет данную категорию как синоним природной среды. Природная среда (природа) определяется в нем как совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов.

    Понятие «окружающая среда» как объект экологических отношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются наряду с естественными элементами объекты социальной среды, такие, например, как памятники истории и культуры. Включение в содержание окружающей среды элементов социальной среды позволяют существующие системы зарубежного законодательства.

    Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

    В Законе об охране окружающей среды определяются не только понятия окружающей среды, но и отдельные его составляющие (компоненты).

    Компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

    Природно – антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

    Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    Обращаем внимание законодателя на научно необоснованное расширение в Законе понятия окружающей среды.

    В науке интенсивно формируемого российского экологического права много внимания уделялось вопросу содержания понятия окружающей среды. Наряду с этим понятием в российском законодательстве употребляются смежные понятия: «среда обитания» (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии») и «среда жизнедеятельности» (Градостроительный кодекс РФ). Эти понятия – более широкие по содержанию в сравнении с понятием окружающей среды и корректно включают последнюю в свое содержание. Важно подчеркнуть, что понятия «среда обитания» и «среда жизнедеятельности» наряду с элементами природной среды корректно включают и объекты социальной среды. В связи с тем, что законодатель определил окружающую среду как правовую категорию, включающую наряду с природными компонентами антропогенный объект, возникают вопросы об общественных потребностях в этом, в обоснованности и главное – в наличии соответствующих правовых механизмов их охраны.

    Законодатель не называет те антропогенные объекты, которые нуждаются в охране нормами экологического права наряду с природными объектами – атмосферным воздухом или водами. Известно, что человеком создан огромный ряд объектов для обеспечения своих социальных потребностей, которые не обладают свойствами природных объектов. Это, в частности, автомобиль, телефон, стул и др. Не ясно, как, с помощью каких инструментов законодатель собирается охранять их нормами экологического права и зачем?

    Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» тождественны. Соответственно, окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), т. е. совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

    Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие «природа» почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регулирования использования и охраны ее комплексов, отдельных объектов или ресурсов. В науке экологического права высказываются обоснованные предложения об отказе от употребления в российском праве понятия окружающей среды в пользу понятия «природа» .

    Природные комплексы – естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов – являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права.

    Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно – защитная зона, территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др. К несомненным достоинствам современного этапа развития экологического законодательства относится, в частности, принятие ряда федеральных законов, регулирующих общественные отношения по поводу природных комплексов.

    Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в законодательстве и праве выделяются части отдельных природных объектов (ресурсов) – озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, климат как режим погоды, характерный для определенной местности.

    Природный объект – вся совокупность вещества природы одного вида – земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и дикого растительного мира вне лесов, дикого животного мира и др. – в глобальном или в национальном масштабе.

    Природный ресурс – более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей.

    К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (1960) относилась лишь полезная дикая фауна.

    Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

    Является ли объектом экологических отношений человек? В законодательстве прямого ни положительного, ни отрицательного ответа на него нет. В доктрине экологического права этому вопросу также мало пока уделяется внимания. Однако, основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек – органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он – часть природы и, соответственно, один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

    Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно, каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

    § 4
    Методы правового регулирования экологических отношений

    Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущих нормам права данной отрасли .

    Метод правового регулирования можно также определить как устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке и в праве выделяется ряд методов – императивный, диспозитивный, стимулирования и др. В экологическом праве эти методы используются иногда в сочетании друг с другом.

    Суть административно – правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно – правовой метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями – природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, например, высокоскоростной магистрали Санкт – Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

    Гражданско – правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско – правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

    В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско – правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

    Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относится, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), например экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

    § 5
    Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права

    Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью, так как она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, – земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

    Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т. д. Так, в гл. 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Налоговый кодекс РФ регулирует взимание так называемых экологических налогов (гл. 25.1, 25.2, 26 и др.).

    С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

    Общее правило, касающееся экологизации «иного» законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

    Что же мы понимаем под экологическим правом? Содержание этого понятия следует определить с позиций современной теории права и с учетом того, что право призвано послужить средством построения в России правового государства. При этом нужно принять во внимание ряд обстоятельств. В теории право рассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений и правовых идей. Рассматривая закон в качестве основного источника права, право в правовом государстве не может быть безразличным к содержанию закона. С этих позиций закон может быть правовым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он им не отвечает). То же следует сказать об иных источниках права – подзаконных актах. При этом имеются в виду некоторые фундаментальные подлинно правовые идеи – свободы, равенства и справедливости. Поскольку идея как основа права носит субъективный характер, она обладает лишь властью авторитета . Поэтому право включает в качестве своего элемента идею, получившую нормативное закрепление.

    Роль права как регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.

    Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм . Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

    Экологическое право – совокупность основанных на эколого – правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.