Образец написания заявления на целевое направление. Целевое направление в вуз: основные этапы получения. Рекомендации для абитуриента. Обратитесь в Министерство образования

Готовясь к поступлению, абитуриенты задаются самыми разными вопросами: что предпочесть – бюджетное или платное отделение, государственный вуз или коммерческий, какую кафедру в дальнейшем выбрать, будет ли специальность востребована? С каждым годом возможностей становится все больше и больше. А недавно появился еще один интересный вариант – целевой прием.

Необычайно популярный в советские времена целевой прием снова в моде. Некоторые считают это возвратом к государственному распределению. В действительности все гораздо демократичнее: поступать или не поступать по направлению от организации – дело ваше, да и отрабатывать после окончания вуза пять лет не так строго обязательно, как в былые времена.

Правительство РФ давно и всерьез обеспокоено снижением эффективности расходов на подготовку специалистов. В некоторых отраслях, например в сельском хозяйстве, медицине, образовании наблюдается острый дефицит кадров. В важнейших сферах, поддерживающих экономику и культуру страны, просто некому стало работать! Поэтому появились Государственный план подготовки кадров, Постановление Правительства Москвы и еще около 25-ти документов и приказов, призванных наладить образовательный процесс и возродить целевой прием. А у абитуриентов расширились возможности: они могут поступать на бюджетные, коммерческие или целевые места.

Согласно закону от 2004 г., целевая подготовка специалистов ведется по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Создается комиссия, которая выясняет, какие именно специалисты нужны предприятиям региона, и аккумулирует эти сведения. Муниципалитет же находит и претендентов на целевые места.

Но пока еще в вузах продолжает действовать и прежняя схема целевого приема: когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. После получения диплома нужно будет отработать на этом предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Кто и где

Среди целевиков – не только вчерашние школьники, но и чиновники, и командированные солидные специалисты, которых организации отправляют получать второе высшее или дополнительное образование по программам MBA.

Целевой прием практикуется во многих известных вузах Москвы: Российском университете дружбы народов (РУДН) , Российском государственном медицинском университете (РГМУ) , Государственном университете управления (ГУУ) , , Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова , Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам (ВГНА) и др.

Обычно целевой прием для жителей Москвы и Московской области не отличается от такового для жителей других регионов и регламентируется "Положением о целевом приеме". Однако, например, в вузах сельскохозяйственной направленности предпочтение отдается ребятам из глубинки, которых направляют агропромышленные предприятия. А в некоторых учебных заведениях предусмотрены места специально для приема абитуриентов из Чечни или для выпускников школ Москвы и Московской области. Так, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в 2006 г. было выделено москвичам и жителям Подмосковья: 158 мест для очной формы обучения по разным специальностям, от истории до и информатики, и 24 места для очно-заочной формы обучения. В одних вузах "целевики" принимаются только на дневное обучение (РГМУ), в других – и на вечернее (МГИУ).

Конкурс обязателен

Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс – как правило, он невелик. Впрочем, в секретариате Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина говорят, что предсказать это сложно. Если, допустим, в этом году желающих мало, то в следующем предприятия могут направить слишком много абитуриентов, и конкурс будет не ниже, чем на бюджетные места. Ограничений по специальностям обычно нет, по целевому направлению вы можете поступать хоть на "Механизацию сельского хозяйства", хоть на "Экономику и управление на предприятиях". Единственное "но" – в направлении указывается определенный факультет, и срочно перейти на другой вы уже не сможете.

Количество целевых мест регулируется учебными заведениями. Главное условие – прием должен осуществляться по конкурсу. Правилами одних вузов установлен минимум в 2 человека на место, других – 1,2. Если абитуриентов слишком мало, то и места сокращают. А вот увеличить количество мест после начала вступительных испытаний вуз не имеет права.

Обычно, чтобы оказаться в числе студентов, достаточно сдать экзамены хотя бы на тройки. Скажем, для бюджетников проходной балл может быть 40, а для целевиков на ту же специальность – всего 29. Более того, в некоторых вузах, например в Московском государственном горном университете (МГГУ) , приемная комиссия при персональном рассмотрении вопроса принимает во внимание такие заслуги абитуриента, как участие в олимпиадах, собственные творческие разработки, награды – и может зачислить его на первый курс, даже если он не прошел по конкурсу.

Будьте внимательны

Чтобы получить направление и поступать в вуз по целевому набору, нужно обратиться к директору школы, готовому походатайствовать за вас перед муниципалитетом, или непосредственно в муниципалитет, куда поступают заявки от работодателей. Другой вариант – самому найти учреждение, которое согласится оплатить вашу учебу: это может быть как крупное государственное предприятие, так и небольшая коммерческая фирма. Елена , студентка МИИТ : "Я поступила по целевому направлению в 2005 г., сдав один экзамен на четверку и два – на тройки. Уверена, так поступить проще, чем на бюджетные места, вокруг которых постоянный ажиотаж. Не такой уж секрет, что большинство моих знакомых целевиков получили направление от организаций, в которых работают их родители. Вузам, в общем-то, все равно, кто вас направляет и откуда, а вот студентам и предприятиям такое сотрудничество полезно. Кстати, если целевик не захочет отрабатывать, он может договориться с фирмой, уйти и выплачивать долг частями".

Заявление лучше подавать в конце мая, а начинать заниматься этим вопросом еще раньше – зимой-весной. Вместе с заявлением в приемную комиссию нужно принести трехсторонний договор, который заключается между Заказчиком (предприятием), Исполнителем (вузом) и Потребителем (вами). Будьте внимательны при подписании договора, прочитайте и обсудите все его пункты вместе с родителями или сведущими в вопросах юриспруденции знакомыми. В бумагах может быть указано, что вам надо отработать три года, а может быть, что и десять...

Как грамотно оформить документы, объяснят в приемной комиссии вуза и в муниципалитете или управлении кадров организации. Договор должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером будущего работодателя и заверен печатью. Если не успеете представить в установленный срок договор в приемную комиссию, то с участия в конкурсе на целевую подготовку вас снимут.

Во время учебы возможны форс-мажорные обстоятельства, которые также заранее оговариваются в договоре. Например, если вас отчислят из университета за скверную учебу, то уже не восстановят на тех же самых условиях. Если же причина будет уважительной, то договор придется заключать снова, но с учетом предыдущего периода обучения. Должна быть предусмотрена отсрочка выполнения договорных обязательств в таких случаях, как предоставление отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком или академического отпуска.

Есть проблема...

Поступить по направлению действительно проще – на таких льготных условиях в вуз не попадают лишь отпетые двоечники. Максим , студент Государственного университета управления (ГУУ) : "Я не сильно переживал по поводу конкурса. Когда после экзаменов вывесили результаты, целевики там были отмечены отдельно. Увидел свою первую четверку и понял, что поступлю. Главное для меня – перспективы сразу ясны: не надо ломать голову, куда пойти работать, и даже стажироваться можно на "своем" предприятии".

Единственная проблема для обычного абитуриента – получить направление. С легкостью его дают будущим врачам, педагогам и работникам сельского хозяйства, готовых потом работать в глубинке. В вузах соответствующего профиля на некоторых специальностях до 40 % бюджетных мест являются целевыми. А в более престижных учебных заведениях за счет государства нередко учатся родственники или дети чиновников. По окончании вуза они находят вескую и уважительную причину, чтобы не выполнять условия договора. Вот и получается, что основная идея целевого приема практически не реализуется.

Те же абитуриенты, которые поступают по общему конкурсу, нововведением недовольны. Из-за того, что часть бюджетных мест уходит целевикам, им приходится выдерживать на экзаменах более жесткую конкуренцию. В результате бесплатно учатся студенты, которые, может быть, не всегда этого заслуживают, но сумели добыть направления. А более способные оказываются "за бортом" или вынуждены оплачивать образование сами.

Некоторые эксперты видят выход в "обезличивании" целевого приема. Другими словами, муниципалитеты должны давать информацию о количестве необходимых специалистов, но не списки целевиков. А на выделенные места вузы будут отбирать лучших из тех, кто хотел бы учиться по направлениям. И только после зачисления первокурсники заключат договоры.

В любом случае пока рано судить о том, насколько оправдал себя целевой прием, чего в нем больше – минусов или плюсов. Вероятно, это покажет будущее, когда нынешние студенты пополнят ряды дипломированных специалистов.

Вопрос по существу: как абитуриент может получить направление?

Валентин Виноградов , первый проректор – проректор по учебной работе МИИТ :

– Чтобы поступить в Московский государственный университет путей сообщения на условиях целевой подготовки, необходимо предъявить направление организации, с которой у вуза заключен договор о такой подготовке, сдать вступительные экзамены и пройти конкурс. В наш вуз регулярно направляют абитуриентов филиалы ОАО "Российские железные дороги", группа компаний "Трансстрой", Московский метрополитен, научно-исследовательские и проектные институты (ВНИИЖТ, ВНИИАС, "Трансэлектропроект") и др.

Николай Останний , начальник отдела по организации нового приема МПГУ :

– В наш университет абитуриентов направляют окружные управления образования Москвы. Старшеклассник может обратиться к директору школы с просьбой направить документы для целевого поступления в МПГУ с указанием факультета и специальности. Впоследствии выпускник вуза будет отрабатывать в одной из школ округа.

Введение целевого приема полезно и вузам, и студентам: абитуриент изначально четко профориентирован, знает свои цели, лучше учится, а при поступлении может поучаствовать сразу в двух конкурсах – обычном и целевом.

Елена Мартыненко , начальник отдела организации приема студентов РУДН :

– Целевой прием в РУДН проходит на основе двусторонних договоров между РУДН и субъектами РФ, а также договоров между РУДН и крупными предприятиями, в основном Московского региона: ООО "Специальный проектно-изыскательский институт "Гидроспецпроект", ОАО Энергетики и электрификации "Мосэнерго" и др.

Абитуриентам, которые хотят поступать по направлению от субъекта РФ, можно посоветовать обратиться в министерство образования или департамент образования (в зависимости от региона) своего субъекта РФ и узнать, в какие вузы, на какие специальности и на каких условиях они могут участвовать в конкурсе на целевые места. Абитуриентам, желающим поступать в вузы по направлению от работодателя-предприятия, следует узнать, у каких предприятий региона с какими вузами заключены соответствующие договоры на подготовку специалистов (согласно постановлению Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942).

В формате RTF

Договор о целевом обучении (типовая форма) в формате PDF

ТИПОВАЯ ФОРМА
договора о целевом обучении

___________________
(место заключения договора)
«___»_____________ 20__ г.
(дата заключения договора)

___________________
(полное наименование федерального государственного органа, органа государственной власти
___________________
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, государственного (муниципального)
___________________
учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного общества,
___________________
в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской
___________________
Федерации или муниципального образования)
___________________
именуем__ в дальнейшем Организацией, в лице ___________________
___________________
(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)
действующего на основании ___________________
(наименование документа)
с одной стороны, и ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в лице ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя несовершеннолетнего,
в случае если гражданин является несовершеннолетним)
именуем__ в дальнейшем гражданином, с другой стороны, далее именуемые сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

1. В соответствии с настоящим договором гражданин обязуется освоить образовательную программу по ___________________,

реализуемую в ___________________
(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)
успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, а Организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

II. Права и обязанности сторон

2. Организация вправе:
а) запрашивать у гражданина информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
б) рекомендовать гражданину тему выпускной квалификационной работы (при наличии);
в) ___________________.
(иные права Организации)

3. Организация обязана:
а) предоставить гражданину в период его обучения следующие меры социальной поддержки*:
___________________
(меры материального стимулирования (стипендии и другие денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда и иные меры)
___________________
(оплата платных образовательных услуг (при необходимости)
___________________
(предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения)
б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;
в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в ___________________
(наименование организации, ее основной
___________________
государственный регистрационный номер (при его наличии)

г) в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина в течение _____ месяцев выплатить гражданину компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки;
д) уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
е) ___________________
(иные обязанности Организации)

4. Гражданин вправе:
а) получать от Организации меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 настоящего договора;
б) в случае необходимости получать информацию о деятельности организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
в) ___________________
(иные права гражданина)

5. Гражданин обязан:
а) осваивать образовательную программу по ___________________
(код, наименование профессии, направление подготовки (специальности), уровень образования)
б) представлять по требованию Организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
в) проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным планом;
г) соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
д) заключить с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) не позднее чем через ___ месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации;
е) возместить Организации в течение ___ месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором;
ж) уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
з) ___________________
(иные обязанности гражданина)

III. Ответственность сторон

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Основаниями для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству являются**:
а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов;
б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка;
в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;
г) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги);
д) ___________________
(иные основания для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству)

IV. Срок действия договора, основания его досрочного прекращения

8. Настоящий договор вступает в силу с ___________________ и действует до заключения трудового договора (контракта).
9. Основаниями для досрочного прекращения настоящего договора являются:
а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
б) неполучение гражданином в течение ___ месяцев мер социальной поддержки от Организации;
в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы;
г) наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора;
д) ___________________.
(иные основания прекращения настоящего договора)

V. Заключительные положения

10. Изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются дополнительными соглашениями к нему.
11. Настоящий договор составлен в ____ экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
12. ___________________.
(иные условия)

VI. Адреса и платежные реквизиты сторон

Гражданин
Организация

* При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.
** При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076
“О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении”

В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;

типовую форму договора о целевом приеме;

типовую форму договора о целевом обучении.

2. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 39, ст. 3777).

Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения

Правила
заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076)

1. Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

2. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее — образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее — органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

3. Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

4. Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

5. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее — граждане).

7. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.

8. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.

9. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

10. Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

11. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.

12. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).

13. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

14. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.

Обучение по целевому направлению – это всегда бесплатное получение высшего образования с гарантией рабочего места на несколько лет после выпуска.

Тем абитуриентам, которые хотят учиться на бюджетной основе и в последующем работать по специальности, получение такого направления является заветной мечтой, путевкой в будущее, дорогой к карьерным перспективам.

Кто вправе выдавать целевое направление, как поступающий в ВУЗ его может получить, какими могут быть основания для отказа в выдаче – все эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Учиться с гарантией трудоустройства

Схема целевого обучения знакома в России уже давно. Ранее, в советское время, все ВУЗы распределяли выпускников по разным регионам страны, где новоиспеченный специалист должен был начинать свою карьеру. В настоящее время обязательного распределения нет, но государство остается заинтересованным в том, чтобы нехватка кадров восполнялась в стране равномерно.

На фоне сотен тысяч дипломированных юристов, экономистов и менеджеров многим абитуриентам кажутся не совсем престижными такие профессии, как ветеринар, эколог, историк – проблема трудоустройства по специальности остается довольно острой. Многие имеют призвание, но из-за низких зарплат не становятся педагогами, медиками.

Обучение по целевым направлениям в определенной степени решает проблему кадров: суть его в том, что за студента оплачивает обучение государство или частное предприятие. После окончания обучения молодой специалист обязан трудоустроиться в ту организацию, откуда он получил рекомендацию и в течение 3-5 лет в ней работать.

Если выпускник откажется «отрабатывать», он должен будет вернуть всю сумму, потраченную на его профессиональное обучение.

Получение образования таким способом можно назвать льготным, поскольку поступить на желаемый факультет легче – проходной балл по результатам ЕГЭ ниже. В редких случаях (если речь идет о популярной специальности) требования к конкурсантам могут быть достаточно жесткими. Одно направление выдается только одному конкретному человеку, передавать его другому абитуриенту нельзя, использовать для поступления в несколько ВУЗов запрещено.

Целевой прием подразумевает обучение на основании договоров, составленных между представителем высшего учебного заведения и:

  • федеральным государственным органом (к примеру, Генеральной прокуратурой РФ, Главным Управлением Следственного Комитета РФ);
  • органом государственной власти субъекта РФ (например, с муниципальным органом субъекта РФ о выделении целевых мест для обучения в медицинских университетах);
  • государственным муниципальным учреждением (направление от школы, гимназии в педагогические университеты);
  • госкомпанией или предприятием, где в уставном капитале есть доля государственных средств (Роснефть, Газпром);
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

В основном, направления получают от государства: это могут быть правоохранительные органы (прокуратура), медицинские учреждения, учебные заведения, которые рассчитывают на интерес к ним молодых преподавателей-выпускников и др. Крупные предприятия также могут оплачивать обучение студентов. Порядок получения возможности обучаться за счет государственной или иной организации в каждом конкретном случае разный, поскольку общие положения корректируются с учетом профиля выбранной специальности и правил учебного заведения.

Кстати, законодательство об образовании допускает целевой прием на обучение и тех, кто закончил школу не в текущем году, а ранее. Для таких граждан в дополнение к списку необходимых документов нужно представить данные о работе или учебе за период с момента получения среднего образования до поступления.

Институт прокуратуры

В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.

Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.

С заявлением необходимо представить следующие документы:

  • аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
  • свое согласие на работу в органах прокуратуры;
  • автобиографию, личный листок по учету кадров;
  • копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
  • характеристику со школы или лицея;
  • копию военного билета;
  • медсправку (форма 086).

Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.

После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.

Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.

Отказом для выдачи могут стать различные обстоятельства. Так, наличие судимости у кандидата, а также у близких родственников не позволит стать сотрудником этого ведомства. Кроме того, психологические особенности характера, выявленные в ходе тестирования, также могут стать препятствием для трудоустройства.

В ходе решения вопроса о целевом приеме будет принято во внимание состояние здоровья будущего прокурорского работника – есть список, в котором указаны виды болезней, исключающих возможность трудоустройства в государственные органы (например, тяжелые заболевания нервной системы, инвалидность по зрению, онкозаболевания и т.д.).

Если вы прошли тесты и со здоровьем у вас все в порядке, вам выдадут направление, обучение по которому происходит только на факультете «Институт Прокуратуры» в очной форме. Этот факультет имеется не во всех учебных заведениях юридического уклона. Таких ВУЗОв в стране несколько - в Саратове, в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Практика показывает, что направление дается в ближайший по расположению ВУЗ, а также в его филиалы, которые есть во многих городах.

Даже при наличии на руках заветного документа о бюджетном обучении, отличные знания при поступлении никто не отменял:

  • ЕГЭ должно быть с высокими показателями по истории, русскому языку и литературе.
  • Средний балл зачисления несколько ниже, чем для поступающих в обычном порядке, но его тоже необходимо преодолеть. В противном случае о зачислении не может быть и речи, даже если вы «целевик». Обычно средний балл по трем дисциплинам для поступающих на целевой основе равен 230.
  • Если несколько абитуриентов набрали одинаковое количество баллов, то вопрос о зачислении решается на основании дополнительных сведений:
    • наличии золотой (серебряной) медали,
    • почетных грамот,
    • побед в олимпиадах и т.д.

После окончания обучения выпускник, согласно договору, один из экземпляров которого хранится в отделе кадров, обязан трудоустроиться в ту прокуратуру, откуда был направлен. В некоторых случаях по согласованию с работодателем (в лице Генеральной прокуратуры РФ) можно остаться работать в другом регионе. Если сложилось так, что по каким-то причинам выпускник не может стать работником прокуратуры или работал на должности менее пяти лет, с него взыскивается стоимость обучения в полном объеме.

Медицинские ВУЗы

Целевая подготовка будущих медиков регламентируется принятыми постановлениями федерального уровня: в квалифицированных кадрах медицинской области государство особенно заинтересовано, ежегодно на это тратятся крупные суммы из бюджета страны.

Для выдачи целевых направлений в медицинский ВУЗ необходимо принятие решения специальной комиссией муниципального органа региона. Проводится тщательный мониторинг рынка труда, делаются выводы о нехватке специалистов определенной категории в численном выражении.

Абитуриент, желающий получить целевое направление на учебу по медицинской специальности, должен представить муниципальному органу аттестат о законченном среднем образовании, а также набрать необходимое количество «проходных» баллов. Кроме того, по целевой подготовке можно пройти обучение только тем, кто получает высшее бесплатное образование впервые.

Важно знать период, когда принимаются заявки на получение направления – если пропустить срок, новая возможность представится только на следующий год. Информацию такого рода можно получить на сайте муниципалитета или непосредственно в медицинском ВУЗЕ. Так, в 2016 году заявку можно было подавать уже в марте, последний возможный срок подачи приходился на 10 июня.

В учебном заведении можно узнать, какие документы нужно представить, чтобы обращение приняли к рассмотрению. В основном, это:

  • заявление о выдаче целевого направления – составляется по утвержденной форме, бланк можно получить в Министерстве образования, муниципалитете или ВУЗе;
  • ксерокопия общегражданского паспорта (листы с ФИО поступающего и регистрацией);
  • всевозможные грамоты, документы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

После получения заявок формируется список, из которых выбираются лучшие ученики по результатам ЕГЭ, они и будут зачислены на первый курс.

Стать педагогом по направлению

Как получить целевое направление в педагогический ВУЗ? Непосредственно в университете можно узнать список тех школ и лицеев, с которыми заключены договора. После чего с директором выбранной школы нужно пройти собеседование, довести до его сведения желание работать именно в этом заведении. Если ваша кандидатура будет одобрена, вы без труда получите направление.

Институты и университеты педагогического профиля довольно охотно принимают на обучение тех, кто потом будет гарантировано принят на работу в школы – ведь таким образом решается проблема нехватки учителей. Особенно лояльно относятся к тем, кто желает работать педагогом в отдаленных районах, деревнях, поселках. Таких желающих немного, поэтому пройти конкурс для них не составляет труда.

В некоторых ВУЗах Москвы специально создаются места для целевого набора только выпускников столицы.

Например , в Московском Педагогическом Университете выделяются свыше 100 мест для окончивших школы города Москвы и Московской области. В этом заведении уже давно практикуется обучение по направлению от окружных управлений образования Москвы, при этом абитуриент может участвовать одновременно и в общем конкурсе. После выпуска молодой педагог будет работать в одной из школ округа, от которого он получил льготную возможность бесплатного образования.

Как найти работодателя

Обратитесь в ВУЗ

Чтобы найти ту компанию, которая оплатит вашу учебу, нужно обратиться непосредственно в ВУЗ, поскольку там могут быть списки тех предприятий, с которыми имеются договорные отношения по целевому набору учащихся.

  • К примеру, «целевиком» по обучению в Московском университете путей сообщения можно стать через ОАО «РЖД», «Московский Метрополитен».
  • В РУДН ежегодно создаются места для обучения будущих сотрудников «Мосэнерго», «Гидроспецпроект».
Обратитесь в Министерство образования

Можно также обратиться через руководство школы или самому в муниципалитет региона, где узнать, от каких работодателей поступали заявки на заключение целевого договора. Такую информацию могут сообщить и в Министерстве образования области, а также непосредственно в выбранном университете. Заниматься решением данного вопроса нужно с зимы, накануне года поступления.

Также можно найти компанию самому – не секрет, что крупные предприятия также остро нуждаются специалистах, которым готовы оплатить учебу.

Что делать, когда найден работодатель

Если на ваше заявление откликнулись и вопрос решился положительно, то в приемную комиссию выбранного учебного заведения необходимо будет принести трехсторонний договор, в котором буду указаны данные вашего будущего работодателя и количество лет, в течение которые вы будете обязаны отработать. Внимательное прочтение договора поможет избежать неприятных сюрпризов в виде жестких условий оплаты или отработки (например, встречались случаи, где в договоре о целевом направлении от предприятия значились и 10, и 12 лет обязательной работы).

Кроме того, следует тщательно изучить пункты договора о правах абитуриента:

  • будет ли ему оказана социальная поддержка (стипендия, медицинское обслуживание),
  • как предлагается решить вопрос о предоставлении жилья (будет ли предоставлено общежитие).
  • Обратите внимание и на дату явки после окончания ВУЗа – на практике встречались случаи, когда в назначенную дату выпускник по забывчивости не явился в организацию для трудоустройства, что впоследствии стало причиной для судебного спора о взыскании расходов на его образование.

В договоре должны быть указаны и уважительные причины невыполнения выпускником обязательства о трудоустройстве: его инвалидность или инвалидность близких (одного из родителей, супруга, ребенка), особые обстоятельства (ликвидация, банкротство предприятия и т.д.).

Как получить целевое направление в высшее учебное заведение, волнует тех, кому важно приобрести образование бесплатно. Зная же, как получить целевое направление в интересующее вас учебное заведение, вы получаете шанс поступить туда по льготной схеме и в дальнейшем не волноваться о поиске места работы.

Сам факт целевого обучения позволяет ликвидировать нехватку кадров в важных отраслях (образование, медицина, сельское хозяйство) и заранее распределить будущих специалистов по определенным направлениям.

Побеспокоиться о подаче документов для получения целевого направления важно заранее, еще в последнем школьном классе. За помощью можно обратиться к ответственному за профориентацию выпускников в школе, классному руководителю или директору, а можно действовать и самостоятельно.

  1. Прежде всего будущему студенту нужно определиться со специальностью, по которой он будет обучаться, и выбрать соответствующий вуз.
  2. Затем нужно найти предприятие (в соответствии с направлением будущего обучения), готовое оплатить учебу, и взять ходатайство у его руководства. Иногда определяющим фактором выбора предприятия является место работы родителей: организация может пойти навстречу добросовестным сотрудникам и оплатить учебу их ребенка.

    Если же с выбором предприятия у будущего студента имеются затруднения, то в этом случае может помочь местная администрация: всегда есть несколько организаций, которые сотрудничают по вопросам обучения и трудоустройства с городским или районным руководством.

  3. Подать заявление в местный муниципальный орган (администрацию) с указанием направления, по которому хотелось бы обучаться. Если претендент смог самостоятельно определиться с организацией, пожелавшей оплатить учебу, и взять там ходатайство, нужно приложить его к заявлению.

После того же, как целевое направление получено, остается обратиться в выбранный вуз. С собой необходимо иметь:

  • аттестат (оригинал);
  • свидетельство о результатах ЕГЭ и другие требуемые вузом документы;
  • договор о целевом обучении;

Далее абитуриенту нужно выдержать конкурс, который проводится по результатам ЕГЭ. При этом проходной балл для «целевиков» ниже, чем для обычных поступающих, — соответственно, и вероятность поступления более высокая.

Не знаете свои права?

Как получить целевое направление в медицинский вуз

Многие желающие получить высшее образование хотят приобрести целевое направление именно в медицинские вузы, т. к. там всегда высок проходной балл и потому труднее поступить. При этом дефицит кадров в этой области позволяет легко трудоустроиться после учебы.

Потребность в целевых специалистах и параметры обучения здесь определяются Минздравом, однако сама процедура получения целевого направления в данном случае не имеет отличий от взятия направления в другие вузы.

Нюансы получения целевого направления

Самым важным моментом при получении направления является заключение договора:

  • с администрацией, направившей абитуриента для обучения (в этом случае ему выделяется бюджетное место, стипендия);
  • организацией, пожелавшей взять на себя оплату обучения.

В последнем случае крайне важно внимательно изучить условия, прежде чем ставить свою подпись. Надо, в частности, уточнить, в каком объеме будет оплачиваться обучение (полном или частичном) и будет ли выплачиваться стипендия. Кроме того, некоторые будущие работодатели даже предоставляют своим подопечным временное жилье.

Можно с уверенностью сказать, что преимущества целевого обучения значительны:

  • возможность учиться бесплатно,
  • поступление на более лояльных условиях,
  • не нужно беспокоиться о будущем месте работы.

Однако, выбирая такой вид обучения, нужно помнить, что после окончания учебного заведения необходимо будет отработать в выбранной организации 3 года. В связи с этим к выбору предприятия важно отнестись со всей серьезностью.

При подготовке к поступлению в ВУЗ необходимо рассматривать все варианты. Надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Будущий абитуриент должен знать, что кроме коммерческого и бюджетного, есть еще один вариант для поступления – целевое направление.

Целевое направление на обучение – что это такое

Целевое направление – это так называемая официальная просьба заинтересованного работодателя или государства, адресованная ВУЗу. В этом запросе у университета просят предоставить несколько мест для обучения студентов определенных специальностей. Целевое направление выдается индивидуально, на одну специальность и только в 1 ВУЗ. Студент, в свою очередь, получивший бесплатное образование, обязуется отработать в определенной организации либо на благо государства некоторое количество времени (около 5 лет).

Получение целевого направления на обучение

Беспокоиться о подаче документов нужно заранее – в последнем школьном классе. Помочь в решении этого вопроса может ответственный за профориентацию выпускников, директор или классный руководитель, действовать вы можете и самостоятельно.

  • Будущий студент должен определиться со специальностью, которая его интересует и выбрать подходящий ВУЗ.
  • После этого нужна заняться поиском предприятия, готового оплатить учебу. Вы должны взять ходатайство у его руководства. В большинстве случаев, решающим фактором является место, где работают родители: предприятие старается идти навстречу добросовестным работникам и оплачивает учебу их ребенка. Если у будущего абитуриента имеются затруднения с выбором предприятия, то можно обратиться в местную администрацию. У них всегда есть контакты организаций, сотрудничающих по вопросам трудоустройства и обучения с районным или городским руководством.
  • Подайте заявление в местную администрацию, где укажите направление, по которому вы хотите обучаться. Если вы смогли самостоятельно выбрать организацию, которая согласилась оплатить обучение и взяли там ходатайство, приложите его к заявлению.


Как получить целевое направление на обучение – необходимые документы

В местную администрацию подается заявление для получения целевого направления, где указываются: общеобразовательное учреждение, класс, в котором сейчас учится ребенок. Указывается ВУЗ и желаемая специальность. Не лишним будет приложить характеристику на ученика, написанную директором школы, а также ходатайство организации, которая заинтересована в данном специалисте.

При подаче документов в учебное заведение по целевому направлению, абитуриент предоставляет оригинал аттестата, результаты ЕГЭ и прочие требуемые документы. Только в таком случае его заявку будут рассматривать. Одновременное поступление на общих основаниях и по целевому направлению практикуется, но не особо приветствуется.


Плюсы и минусы целевого направления на обучение

Достоинства:

  • обучение на бюджетной основе;
  • 100% трудоустройство после окончания высшего учебного заведения;
  • обеспечение местами для прохождения всех практик в государственных учреждениях;
  • возможность получения стипендии;
  • поддержка и помощь от организации при обучении (сбор материалов для научных статей и курсовых работ).

Недостатки:

Какие бы у вас ни были планы и где бы вы ни учились, закончив обучение, вы должны будете ехать работать в тот город, в котором вы получили направление. Если студент учится в Московском престижном ВУЗе, окончив который ему могут предложить достойную работу в столице. Однако, если направление на обучение выдала администрация Иркутской области, то он должен вернуться именно в Иркутскую область.

Вам также никто не гарантирует высокооплачиваемую работу. Вы можете попасть в организацию, где вас обязуют отработать обучение при низкой заработной плате и отсутствующем карьерном росте.

Обратите внимание, при целевом обучении вы не сможете изменить специальность. Это возможно только при тесной взаимосвязи специальностей. Вы должны будете серьезно поговорить с организацией-донором и предоставить гарантии хорошей учебы.


Старайтесь использовать любые возможности для получения образования. Если вы целеустремленный и ответственный человек, то вас заметят в организации. Вы будете иметь возможность сделать хорошую карьеру и получать достойную зарплату.