О проблемах преподавания юридических дисциплин в вузе. Методологические и методические проблемы организации юридического образования. Для очной формы обучения

Страница 2 из 2

В последнее время наметилась тенденция углубленного развития правового образования, наблюдаются значительные изменения в педагогике и методике преподавания юридических дисциплин. Это связано с все большим распространением гуманистических ценностей в обществе, усиленным вниманием к совершенствованию методики образования, которая отражала бы уровень понимания научной и социальной природы окружающего мира и имела решающее значение для повышения эффективности преподавания учебной дисциплины.

Научно обоснованная качественная методика преподавания юридических дисциплин, являясь необходимым компонентом современного образования имеет огромное значение. Она должна быть направлена на повышение качества образовательной деятельности, уровня профессиональной подготовки студентов, повышение их интереса к приобретаемой профессии.

Среди наиболее значимых компонентов методики преподавания юридических дисциплин можно выделить: рационализацию предмета, постановку целей и задач преподавания; структурирование предмета; определение методов и приемов обучения; определение и использование средств оценивания; планирование учебной деятельности.

Метод обучения – это процесс взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В современной педагогике существует множество классификаций методов обучения, но в одной из наиболее актуальных все методы типологизируются на пассивные или традиционные, активные и интерактивные. Основанием для данной классификации является уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, что выступает одним из основных критериев эффективности образования.

Рассмотрим данные методы обучения и особенности их применения в преподавании правовых дисциплин.

Традиционные методы (лекция, демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ и др.) подразумевают одностороннее воздействие учителя на ученика, обучаемые являются пассивными участниками или объектами образовательного процесса. Суть традиционной организации учебного процесса заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. С помощью пассивных методов за короткий временной отрезок можно передать значительный объем учебной информации, они помогают преподавателю контролировать объем и глубину изучения учебного материала, процесс обучения, результаты учебной деятельности.

Наиболее распространенным методом в педагогической практике в целом и преподавании юридических дисциплин в частности является лекция. Выделяют следующие такие виды лекций: вводные, текущие, обзорные, обобщающие; иллюстративные и проблемные и др.

Объяснение - словесное истолкование существенных свойств учебного материала. Объяснение предназначено для подготовки учащихся к учебной деятельности, ознакомления с новым учебным материалом, систематизации и закреплении учебного материала.

Рассказ - устное повествовательное изложение учебного материала.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а студент транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Следует отметить, что такая форма преподавания лишь в малой степени соответствует принципам компетентностного подхода.

При использовании активных методов обучения (диалог, беседа и др.) ослабляется центрическое воздействие преподавателя на аудиторию, появляется их взаимодействие. Беседа - метод обучения, при котором преподаватель путем постановки продуманной системы вопросов организует эффективное освоение учащимися нового учебного материала, закрепления или проверку ранее освоенного знания. Вопросы преподавателя к учащимся и от учащихся к преподавателю, а также между учащимися являются одним из самых распространенных методов обучения. В современном правовом образовании особое внимание уделяется социальным проблемам, дискуссионным вопросам, конфликтам ценностей и способам принятия взвешенных ответственных решений.

Рассмотрение сложных противоречивых общественных вопросов - один из основных приемов правового образования, так как право и политика наиболее ярко проявляются и обнаруживают свое предназначение именно в проблемных ситуациях. Обсуждение помогает учащимся обнаружить подобные проблемы - болевые точки общества, понять их и различные точки зрения, существующие в связи с этими проблемами, сформировать собственную позицию, исследовать ее, принять взвешенное и ответственное решение по поводу проблемы и действовать в избранном направлении.

Дискуссия предусматриваетобсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Итогом дискуссии является объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. Дискуссия, как и дебаты, является эффективным и объективным способом коммуникативного, интеллектуального и социального исследования сложных противоречивых проблем.

Интерактивное обучение – это способ познания в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению конкретной проблемы.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В 80-х годах XX в. Национальный тренинговый центр (США, Мэриленд) провел исследование, в результате которого были проранжированы методы обучения на основании уровня усвоения учебного материала . Пирамида обучения выглядит следующим образом:

Таким образом, как видно из таблицы, наименьший процент усвоения учебного материала имеют пассивные методы, а активные и интерактивные - самый высокий.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести студенту опыт освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой, развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

Рассмотрим основные интерактивные методы обучения, применение которых наиболее целесообразно в преподавании юридических дисциплин.

В правовом образовании одним из распространенных интерактивных методов является моделирование , которое представляет собой построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений. Целью данного метода является эффективное решение проблемных ситуаций.

Специалисты в области образования отмечают большое значение игры как средства обучения. Учебные игры характеризуются четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Учебная игра как метод обучения имеет следующие преимущества: игра вызывает интерес и мотивирует учебную деятельность, учение приобретает практическую направленность, игра связывает учебную деятельность с реальными жизненными проблемами, развивает интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся, развивает умения разрешать проблемы и принимать решения. Существует большое количество классификаций учебных игр. В правовом образовании наиболее часто применяются такие типы, как сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, дидактические или образовательные игры .

Деловая игра является одним из самых распространенных методов правового образования. Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, реальных условий. Целью является формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при отработке конкретных специфических операций; моделировании соответствующего рабочего процесса; принятие и обучение принятию решения в правовой сфере деятельности.

Ролевая игра как метод обучения направлена на решение проблемы путем исследования различных способов поведения в конкретных ситуациях. Учащиеся вживаются в роли других людей и действуют в их рамках. В ролевой игре учащимся даются обычно незаконченные ситуации и они должны принять конкретное решение, разрешить конфликт или завершить предложенную ситуацию.

Дидактические игры , интеллектуальные или познавательные игры имеют фиксированные правила. В дидактических играх задачей учащихся является мобилизовать имеющиеся знания и быстро принять решение, проявить находчивость и в результате выиграть состязание.

Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе так и в вузе. Основными образовательными целями применения учебного суда на учебном занятии являются: получение учащимися представления о предназначении судебного процесса; понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство конфликтов; развитие у учащихся коллективизма, умения работать в команде; учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса и другие цели. Учебный суд может быть основан как на реальных делах и воспроизводить известные судебные процессы, так и на вымышленных. Необходимо строго придерживаться процедуры избранного для моделирования учебного суда, так как это существенно повышает качество судебного процесса и помогает осознать его общественное значение.

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный проблемный вопрос. Это эффективный метод, используемый при необходимости обсуждения спорных вопросов, сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает:

П - позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);

О - обоснование (не просто объясняет позицию, но и доказывает ее);

П - пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами);

С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы).

ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.

Кейс-метод (разбор конкретных ситуаций). Метод анализа конкретных ситуаций насчитывает около 30 модификаций, одной из которых является кейс-метод (Case-study). Это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Студентов просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Для кейс-метода характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.

Тренинг – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Одной из важнейших задач правового образования является умение работать с печатными, аудиовизуальными и визуальными материалами , имеющими отношение к юриспруденции, а также вести правовую переписку. Печатные, аудиовизуальные и визуальные материалы являются важным альтернативным источником знания, дополняющим учебную литературу. Они помогают мотивировать, стимулировать, активизировать учебную деятельность; повысить интенсивность процесса обучения, активизируя ранее полученное знание; углубить и расширить процесс познания; развивать критическое, аналитическое мышление, наблюдательность.

Эффективное использование правовой переписки являетсявысокимпоказателем правовой грамотности учащихся. Правовая переписка - это форма письменной деятельности граждан, содействующая развитию правового пространства в обществе и являющаяся необходимой частью повседневной практики, которая, при компетентном применении правовых средств, направлена на регуляцию государственных, общественных и личных политических, экономических и культурных отношений.

Законотворческая учебная деятельность направлена на установление и развитие правовых отношений и создание правового пространства как в учебной аудитории так и вне ее. В процессе законотворческой учебной деятельности учащиеся получают необходимые правовые и гражданские знания, умения, навыки.

Итак, интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность обучающимся развивать юридическое мировоззрение, логическое мышление, грамотную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что обучающиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств, учатся сотрудничеству.

Литература

1. Методическое пособие для тренеров по подготовке учителей / Под ред. Б. Чорак, Г. Шварц. Институт «Открытое общество», сетевая программа Street Law, Inc., 2010.

2. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. Екатеринбург, 2010. – 167 с.

Преподавание криминалистики

Криминалистика (от латинского criminalis - преступный, относящийся к преступлению) – самостоятельная научная отрасль знаний о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, исследования, оценки и использования доказательств.

Криминалистика тесно связана с криминологией, логикой, уголовным и уголовно-процессуальным правом, философией.

Данная дисциплина имеет немаловажное значение в системе юридических наук, а познание её основ позволяет будущему специалисту владеть информацией о тактических приемах производства процессуальных действий; форме организации и методике расследования отдельных видов преступлений; структуре заключения эксперта; порядке оформления результатов исследований и экспертиз и др.

При проведении семинаров и практических занятий студент может:

Получить информацию об использовании информационно-поисковых систем криминалистической регистрации;

Овладеть методиками предварительного изучения объектов, имеющих значение для административных, гражданских и уголовных дел, с целью получения информации;

Научиться использовать технико-криминалистические методы и средства собирания объектов, имеющих значение по административным, гражданским и уголовным делам;

Научиться назначению судебных экспертиз, давать оценку и применять результаты исследований.

Лекционные занятия в обязательном порядке включают демонстрацию слайдов с информацией и изображениями современных устройств, применяемых экспертами-криминалистами. Такой подход особенно удобен, учитывая, что не каждое высшее учебное заведение владеет современными криминалистическими аппаратами и преподавателями-специалистами в данной области.К тому же не каждый ВУЗ имеет свою криминалистическую лабораторию, оснащенную современными технологиями. Семинарские занятия желательно проводить по отдельности для студентов каждой группы. На практических занятиях особенно полезно проведение лабораторных работ.

На первых семинарских занятиях, как правило, посвященных теоретическим познаниям, возможно проведение коллоквиума по таким темам как: "Этапы развития отечественной криминалистики", "Задачи криминалистики". Что касается более "практических" тем ("Идентификационные признаки", "Виды и стадии криминалистической идентификации", "Классификация технико-криминалистических средств"), то здесь оптимально проведение дискуссий, диспутов, круглых столов.

При изучении тематических разделов "Баллистика", "Дактилоскопия" и "Трасология" можно проводить лабораторные работы, а в ходе семинаров по "Фотопортретной экспертизе" при наличии компьютеров для каждого студента давать задания по составлению портрета: так студенты хорошо усваивают правила описания признаков внешности, заставляют активно работать мышление. При недостаточном количестве компьютеров на каждого студента возможно создать парные группы, один из которых займется составлением портрета, а другой по врученной ему фотографии (изображению) попытается описать внешние признаки личности, при этом не предъявляя изображение "эксперту". Так оба задействованных студента, вынужденные работать в паре, оба будут стремиться к одной цели: отображение наиболее правильного портрета описываемого лица; такой способ дает возможность активного обучения всех студентов – и тех, кто занимается описанием, и тех, кто прилагает усилия к составлению портрета.



Преподавание криминологии

Криминология (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение") – это самостоятельная, междисциплинарная, социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, её предупреждение, причины и условия, личность преступника.

В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

Восхождение от абстрактного к конкретному;

Гипотеза;

Динамический и статистический методы;

Исторический метод;

Системно-структурный анализ;

Сравнение.

Кроме того, подлежат применению конкретно-социологические методы:

Изучение документов;

Опросы в форме анкетирования (индивидуального и группового) и интервью;

Наблюдение;

Эксперимент.

Используются следующие специальные научные методы:

Анализ молекул ДНК;

Анализ крови, физиологических жидкостей и выделений;

Биохимический и химический анализ;

Качественный и количественный анализ;

Методы масс-спектрометрии, хроматографии, ядерного-магнитного резонанса и др.

Практические занятия проводятся в целях закрепления теоретических положений, рассмотренных в лекционном курсе и изученных студентами в ходе самостоятельной работы. На практических занятиях студенты должны научиться работать с нормативной документацией и выявить практические навыки использования правовых актов и технических норм, регламентирующих деятельность органов государственного управления, исполнительной власти. Среди особых методов преподавания можно выделить модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей).

В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Основными методами работы преподавателя-модератора являются методы, которые побуждают студента к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Преподаватель-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами. К каждому практическому занятию целесообразно выдавать список литературы и нормативных документов, а также вопросы для самоконтроля.

Преподавание судебной медицины

Судебная медицина - наука, использующая медицинские и биологические знания, применяющаяся в юриспруденции с целью правосудия.

Это самостоятельная медицинская наука, имеющая свои методы исследования.

Студент в процессе обучения на юридическом факультете должен знать о том, что существует большое количество проводимых в России в связи с расследованием административных, гражданских и уголовных дел судебно-медицинских экспертиз, и в науке предлагается расширить их перечень.

В настоящее время можно говорить о следующих используемых видах судебно-медицинских экспертиз:

Живых лиц;

Гистологическая;

Биологическая;

Трасологическая;

Антропологическая;

Баллистическая;

Химическая;

Биохимическая;

Медицинской деятельности.

Лекции по судебной медицине могут сопровождаться демонстрацией слайдов, так как данный курс более специфичен по сравнению с иными юридическими дисциплинами, содержит большой объем информации,а знания в этой области необходимы для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

По изучению данного курса студенты приобретают довольно широкие навыки и умения: правильное применение полученных знаний о возможностях судебной медицины позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в этой сфере и разбираться в многочисленных профессиональных тонкостях.

На практических занятиях представляется вполне целесообразным ознакомить студентов с образцами следующих документов:

Протокол осмотра места происшествия;

Протокол осмотра трупа;

Постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы;

Постановление о назначении повторной (дополнительной) судебно-медицинской экспертизы;

Направление на судебно-медицинское исследование трупа и др.

Методика преподавания судебной психиатрии

Судебная психиатрия – медицинская наука, которая находится на стыке медицины и юриспруденции и служит правосудию, устанавливая психическое состояние подэкспертных с целью определения их возможности нести ответственность за свои действия (или бездействия), а также их способность правильно воспринимать происходящие события и совершать гражданские акты. Судебная психиатрия как предмет в высшем учебном заведении изучается в основном на лекционных и семинарских (практических) занятиях, в ходе которых студент и приобретает необходимые ему в последующем знания, навыки и умения.

Что касается приобретенных компетенций, то среди них можно отметить следующие: студент должен знать правила назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы; правовое и медицинское значение установления невменяемости у лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Относительно правил назначения и проведения экспертизы – студент должен знать основания назначения экспертизы в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Оптимальный и наиболее эффективный вариант для проведения семинарских занятий – разъяснение студенту правил составления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовного дела, содержащей информацию об обстоятельствах совершенного преступления и основания (причины) направления лица на проведение такого мероприятия.

Важным является разъяснение преподавателем о постановке вопросов эксперту (экспертам).

Например, в постановлении можно поставить перед экспертом следующие вопросы:

Страдал ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в момент совершения преступления каким-либо душевным заболеванием и если да, то каким именно?

Лишало ли это душевное заболевание способности (указываются фамилия, имя, отчество лица) отдавать отчет своим действиям и руководить ими?

Страдает ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) каким-либо душевным заболеванием в настоящее время и если да, то каким именно?

Нуждается ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в применении мер медицинского характера и каких именно?

Необходимо объяснить студенту, что от правильности постановки вопросов эксперту в большинстве случаев зависит исход уголовного дела, поскольку в случае признания лица (подозреваемого, обвиняемого) невменяемым преступление не признается таковым, а лицо, совершившее его, не будет признано преступником.

Студенту надлежит разъяснить моменты, касающиеся использования нормативной базы, в которую кроме Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 79), входят также иные документы различных государственных органов:

Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера";

Кассационное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 года по делу № 22-6814;

Кассационное определение Суда Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года по делу № 22К-69/2012;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 года № 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

Преподавание судебной экспертизы

Судебная экспертиза как наука и преподаваемая в высшей школе учебная дисциплина связана с иными дисциплинами – криминалистикой, логикой, математикой, психологией, судебной медициной, этикой.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое на основе использования современных научных и технических достижений, в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Судебная экспертиза как наука стоит на пороге юриспруденции, а также значительного количества иных дисциплин самых различных направлений.

Студенты, изучающие судебную экспертизу, должны иметь представление о значении и содержании конкретных видов экспертиз, логику и психологию выводов, заключений и мышления эксперта, методику и стадии экспертных исследований, предмет, объекты, задачи и цели экспертиз, причины экспертных ошибок, их последствия и методы предупреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные методы изучения конституционного права.

2. Перечислите основные характеристики вводной лекции по административному праву.

3. Что представляет собой контрольно-обучающий семинар по уголовному праву?

4. В чем заключаются особенности преподавания экологического права?

5. Существуют ли различия в методике преподавания международного публичного и международного частного права?

6. В чем заключаются особенности методики преподавания специальных юридических дисциплин?

7. Какие общенаучные методы познания используются в криминологии?

Список литературы

Основная литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 416 с.

2. Беляева И.М., Галюкова М.И. Методика преподавания уголовного права: учебное пособие. Челябинск, 2011. – 92 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2003.

4. Уман А.И., Федорова М.А. Проблемы развития дидактических систем. Монография. Орел, 2012. – 193 с.

Дополнительная литература

1. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации: учебное пособие / Е.Л. Сырцова, О.В. Токмаков; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009.

2. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции: монография. Барнаул, 2012. – 192 с.

3. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011.- 119 с.

4. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения. Монография. Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 158 с.

5. Лекция как активный метод обучения. Методические рекомендации // Подгот. В.П. Чихачевым. Киев: О-во "Знание" УССР, 1990.

6. Образовательная функция лекции / В.Е. Панасовский. М.: Знание, 1982.

7. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.И. Инновационное преподавание юридических дисциплин в вузе: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. Сыктывкар, 2012. – 92 с.

8. Полемика - диспут - дискуссия / С.А. Минеева. М.: Знание, 1990.

9. Техники ведения беседы / Аня фон Канитц; пер. с нем. О. Е. Ефимцевой. Москва: ОМЕГА-Л: Smart book, 2008.

знать

Технологии постановки и достижения образовательных целей;

Основные компоненты педагогической системы и пути их совершенствования;

Теорию и практику вхождения российских вузов в Болонский процесс;

Проблемы юридического образования в историческом развитии;

Современные тенденции и перспективы развития юридического образования в России;

Методы воспитания на юридическом факультете;

Схему управления познавательной деятельностью студентов;

Аспекты формирования мотивов учебной деятельности;

Проблемы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

Способы разрешения конфликтов в образовательном процессе;

Основы профессионально-педагогической компетентности преподавателя.

уметь

- преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

Ставить цель преподавания конкретной темы из курса любой изучаемой дисциплины по направлению юриспруденция;

Отбирать и строить содержание обучения;

Контролировать качество усвоенных правовых знаний;

Определять оптимальную логику построения правового знания;

владеть

Навыками применения современного педагогического инструментария для преподавания юридических дисциплин в высшей школе;

Навыками управления самостоятельной работой студентов;

Методикой построения, анализа и применения педагогических моделей;

Навыками организации и проведения педагогических исследований;

Способами самосовершенствования личности педагога.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ и модулям для очной формы обучения

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ и семестрам для заочной формы обучения

Форма текущего контроля – домашнее творческое задание.

5.1 Программа дисциплины

Тема 1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система и профессиональная деятельность

Понятие системы образования.

Юридическое образование как система, как процесс, как результат.

Основные компоненты педагогической системы: цели обучения; содержание обучения; технология обучения; организационные формы; субъекты педагогического процесса.

Интеграция педагогической культуры в юридическое образование.

Государственные образовательные стандарты по направлению «Юриспруденция».

Роль преподавателя юридических дисциплин в правовом просвещении.

Тема 2. Дидактика и методики преподавания юриспруденции

Методологические и методические проблемы организации юридического образования.

Педагогические технологии в юриспруденции.

Концепции обучения:

1. Информационный подход в обу­чении;

2. Деятельностный подход в обучении;

3. Личностно-ориентированный подход в обучении.

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на юридическом факультете.

Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов.

Тема 3. Методика подготовки и проведения лекции

Роль лекции в учебном процессе.

Основные функции лекции: информационная, ориентирующая, объясняющая, убеждающая, увлекающая.

Чтение лекции как особая дидактическая деятельность.

Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала.

Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов.

Виды лекций: информационная, проблемная.

Различные стили чтения лекции.

Задача вводимых научных понятий. Приемы раскрытия содержания понятий. Цельность и структурность лекции.

Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический.

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения. Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста.

Различные формы проведения семинаров.

Дискуссия как вид семинарского занятия, особенности его подготовки и проверки.

Тема 5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий

Цель и задачи практических занятий.

Формы и методы подготовки и проведения практических занятий. Связь содержания практических занятий с будущей профессией студентов и способы ее обеспечения.

Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний.

Лабораторные занятия, их отличие от практических и семинарских занятий. Цель и задачи лабораторных занятий, их специфика и особенности подготовки к ним.

Тема 6. Активные и интерактивные формы проведения занятий по юриспруденции

Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность.

Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями.

Игра как форма и метод контекстного обучения.

Тема 7. Контроль качества усвоения знаний студентов

Проблема организации контроля качества усвоения знаний студентов. Основные функции, виды и формы контроля. Особенности контроля качества усвоения знаний студентов-юристов. Рейтинговая система оценки знаний.

Методы педагогического контроля. Оценка и отметка. Тестирование как разновидность контроля. Самоконтроль студентов.

Итоговая государственная аттестация и подготовка к ней преподавателя.

Тема 8. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний.

Понятие и виды самостоятельной работы студентов.

Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой.

Руководство преподавателя самостоятельной работой студентов.

Тема 9. Методика преподавания отдельных юридических дисциплин

Общие методические принципы преподавания юриспруденции.

Особенности преподавания исторических юридических дисциплин: истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений.

Особенности преподавания отраслевых юридических дисциплин: конституционного права, административного права, финансового права, гражданского права, трудового права, уголовного права, гражданского процессуального права, уголовного процессуального права и др.

Особенности преподавания специальных юридических дисциплин: правоохранительных органов, криминологии, криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и др. Общее и специфическое в преподавании этих групп дисциплин.

Тема 10. Организация деятельности преподавателя юриспруденции

Личность лектора и ее влияние на качество лекции.

5. 2 Новое в профессиональной сфере

Одним из эффективных методов обучения методики преподавания юридических наук, является использование метода проблемного обучения, который предусматривает формирование навыков у магистрантов для решения проблемных задач и выработку умений применять обретенные знания и использовать их в учебной практике.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в образовательных организациях высшего образования предусматривают методы, приоритетом которых являются моральные ценности. Они способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий

(учебно-тематический план)

Для очной формы обучения

Наименование темы

дисциплины

Трудоёмкость в часах

Всего

Аудиторная работа

Самостоя-тельная работа

Общая

Лекции

Семинары или практические занятия

Преподавание юриспруденции как педагогическая система и профессиональная деятельность

Дидактика и методики преподавания юриспруденции

Методика подготовки и проведения лекции

Методика подготовки и проведения семинарского занятия

Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий

Активные и интерактивные формы проведения занятий по юриспруденции

Контроль качества усвоения знаний студентов

Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

Методика преподавания отдельных юридических дисциплин

Организация деятельности преподавателя юриспруденции

Итого

Выходные данные сборника:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Герман Елена Сергеевна

канд. юрид. наук, доцент Новосибирского военного института

внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, РФ, г. Новосибирск

TECHNIQUE OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PROBLEMS AND PROSPECTS

German Elena

candidate of law sciences, the associate professor of Novosibirsk Military Institute of internal forces by the general Jakovlev MVD (MIA) of Russia, Russia, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемные вопросы инновационных технологий преподавания юридических дисциплин в вузе, определяются основные перспективы развития образовательных методик на ближайшее десятилетие.

ABSTRACT

In this article are considered problematic issues innovative technologies teaching legal disciplines in a higher education institution, the main prospects of development of educational techniques for the next decade are defined.

Ключевые слова: компетентностностный подход; инновационные образовательные технологии; лекция; семинар.

Keywords : competening approach; innovative educational technologies; lecture; seminar.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленного статьей 3 федерального закона «Об образовании» является принцип «создания благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе».

Указанный принцип, во многом объясняет причину «европеизации» государственной политики Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, ориентированности отечественной образовательной системы на интеграцию в мировую систему высшего образования.

Профилирующими направлениями государственной политики в сфере высшего профессионального образования становятся переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, реализация современных информационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, интерактивные методы обучения, формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей и т. д.

Заявленное направление изменений ориентиров российской системы образования связано с трансформацией образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на подход, ориентированный на результат образовательного процесса, где вместо знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, а следовательно и «компетентностный подход».

Что касается форм и методов получения высшего профессионального образования, то они должны быть направлены на формирование в стенах вуза личности нового инновационного типа, ориентированной на современные идеи, ценности, принципы.

Наше образование, по мнению исследователей, «должно стать соответствующим инновационной модели развития российской экономики, и отвечать требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования. Это стратегический выбор России в ответ на вызовы современного общества, определяющие такие требования. Новая модель образования предполагает, что учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью национальной инновационной системы, выполняя ещё и свои традиционные функции - социализации, формирования личности (сегодня - это формирование инновационной личности), воспитания гражданских чувств.

В этой связи педагоги высшей школы активно перенаправляют деятельность учащихся с заучивания информации на приобретение опыта самостоятельной работы ее грамотного добывания и использования, на развитие инициативы самой личности.

Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

Главным механизмом в деле формирования компетентностного подхода и личности инновационного типа, по мнению большинства исследователей в этой области, должны стать методы активного и интерактивного обучения. Указанная методология должна развить у обучающихся умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться поставленной цели.

Все существующие интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Рассматриваемая методика кардинально меняет роль педагога в образовательном процессе. Преподаватель при таком подходе не выступает основным источником новой информации: он выполняет направляющую, организующую функцию, функцию помощника в работе.

Интерактивное обучение, полагают его сторонники «формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам».

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят: проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает (проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ), лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками), бинарная лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией), лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.),лекцию «пресс-конференцию» (преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание), лекция-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции).

Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки юристов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, наконец, поиском новых технологий в образовательном процессе.

В последние годы на кафедрах, преподающих юридические дисциплины из элементов инновационных технологий стали широко внедряться контролирующие и обучающие программы, дистанционное обучение, ролевые и деловые игры, бинарная лекция, лекция-провокация, презентации сообщений и другие технологии.

Безусловными положительными моментами применения данных технологий являются: вовлечение в активное изучение дисциплины максимального количества обучаемых; позволяет определить уровень усвоения изученного материала; прививает и закрепляет навыки общения с высокими информационными технологиями, навыки работы с которыми столь необходимы современному юристу высокой квалификации .

При этом следует иметь ввиду, что возможность внедрения инноваций в массовый опыт означает их относительную универсальность и воспроизводимость в учебных процессах разных вузов.

Однако, применение указанных технологий имеет ряд недостатков: снижает вербальную активность обучаемых, что негативно сказывается на качестве подготовки специалиста; использование отдельных элементов инноваций изолированно от других (например тестовая система) в полной мере не дают целостной картины усвоения материала. «...Мы должны сообща отрабатывать те методики, которые мировой опыт позволяет адаптировать к потребностям и условиям нашего Отечества. Старое правило: учиться нужно у всех, копировать нельзя никого. Копирование бессмысленно и бесплодно, а мы, к сожалению, именно этим последнее время и грешим» .

Использование компъютерных технологий в подготовке и проведении занятий (электронные учебники, электронные учебные пособия) значительно совершенствуют работу преподавателя, при этом делая процесс усвоения слушателями учебного материала увлекательным, доступным, наглядным.

Основная проблема использования компьютерных технологий - недостаточная материально-техническая база во многих высших учебных заведениях (в том числе в филиалах), слабый уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию в обучении компьютерных технологий, нежелание перестраивать традиционную методику преподавания в вузе и т. д.

Остановимся более подробно на такой инновационной образовательной технологии как дистанционного обучения.

Использование методики дистанционного обучения, при всей своей прогрессивности имеет серьезный существенный недостаток - отсутствие прямого контакта студента с преподавателем. Отсюда вытекает ряд других проблем, имеющих отрицательные последствия. Во-первых, невозможно проверить степень самостоятельности выполнения заданий, решения задач, написания курсовой, а в итоге и дипломной работы. Во-вторых, указанная технология обедняет и обкрадывает высшее образование как таковое. Получение высшего образования сводится к выполнению определенного объема тестовых заданий с весьма сомнительным авторством. Падает уровень высшего образования, его традиционная избирательность и недосягаемость.

Признавая безусловную значимость инновационных технологий в процессе изучения юридических дисциплин, следует согласиться с мнением исследователей полагающих, что указанные технологии должны использоваться только в качестве дополняющих традиционные формы и методы основной подготовки юристов, при проведении контроля знаний, самостоятельной работы, факультативов, отработке пропущенных занятий и т. д. .

В преподавании юридических дисциплин, более чем где бы то ни было, необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий.

Не умаляя необходимости модернизации образования, внедрения в учебный процесс подготовки будущих юристов инноваций, способных существенно повысить качество как процесса обучения, так и его конечного результата - профессионального юридического образования выпускника вуза, следует настаивать на сохранении традиционных базовых методик получения знаний. Именно классические лекция и семинар, с их традициями проблемного изложения материала и дискуссионным характером способны научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, спорить и доказывать свою точку зрения. Только с помощью этой методики будет осуществляться целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Список литературы:

  1. Бабурин С.Н. Высокое качество образования в образовательном процессе юридических вузов - это, не в последнюю очередь, и постоянное обновление методик преподавания // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 15-18.
  2. Бабурина Т.Н. Роль междисциплинарного подхода преподавания в становлении личности специалиста // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 18-23.
  3. Бурляева Л.А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов вузов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 1. - С. 113-116.
  4. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 43-50.
  5. Камкия Ф.Г. О новых подходах в обучении юристов в высшей профессиональной школе // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 79-83.
  6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
  7. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. Учебное пособие. С., 2010. - 272 с.
  8. Применение инновационных методик в преподавании юридических дисциплин: Материалы круглого стола: МГЮА им. О.Е. Кутафина 80 лет/отв. ред. Н.П. Шилова. Вологда, 2011.
  9. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Конспект лекций. Самара. 2009. - 35 с.
  10. Современные методики преподавания правовых дисциплин: сборник статей/авт. сост. Д.А. Агапов. Саратов, 2011. - 84 с.
  11. Современные технологии и проблемы преподавания социально-экономических и юридических дисциплин в социальном университете (анализ и рекомендации): материалы учебно-методических и учебно-методологических семинаров кафедр Филиала РГСУ в г. Люберцы. Москва: Перо, 2013. - 110 с.
  12. Сокольская Л.В. Проблемы подготовки преподавателей к применению инновационных образовательных технологий // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 163-167.
  13. Шкарлупина Г.Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в вузе // Методический поиск: проблемы и решения. - 2014. - № 1 (16). - С. 19-24.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

О.А. Пугина

Pugina O.A. Issues of law teaching methodology. The article discusses some topical issues of law education and proposes an original methodology of teaching law in educational establishments.

Проблема преподавания права в учебных заведениях, по понятным причинам, возникла совсем недавно, в 90-е годы. Принятие Конституции РФ в 1993 году, присоединение Российской Федерации в 1998 году к Европейской конвенции по правам человека (в 1950 году) привлекло пристальное внимание общественности к вопросам правового образования и воспитания, прежде всего в сфере прав человека. Возник вопрос: кем должен быть преподаватель правовых дисциплин -юристом или педагогом. Юристы отвечают на данный вопрос однозначно - только юристом, нисколько не задумываясь над тем, что тем самым приводят юридическое образование к ущербности. Между тем пренебрежение методикой преподавания юридических дисциплин имеет печальный результат: выпускники юридических вузов недостаточно хорошо владеют навыками словесности, другими видами устной и письменной форм юридической техники, но, самое главное, остается невысоким уровень правового мышления. Хотя занятия перенасыщены правовой информацией, они скучны и не создают условий ее эффективного усвоения. Нередкое отсутствие на занятиях проблемно-сти, наглядности и других методов преподавания не воспитывает смелости мысли, не развязывает ум студента, недостаточно влияет на эмоциональное восприятие правовых понятий и категорий. Необходимо помнить, что если мы дадим знания, но не научим действовать, граждане будут пассивны и беспомощны. Если научим действовать, но не привьем правовой культуры, мы вырастим самоуверенных и некомпетентных карьеристов.

Методика преподавания права - совершенно особая отрасль науки, лежащая на стыке педагогики и права. И нельзя определить, какого компонента в ней больше: педагогического или юридического. Зато очевидно, что предметом изучения данной науки является право, а методом правового обуче-

ния - педагогические технологии. Субъектами правового обучения являются, с одной стороны, студенты юридических вузов, а с другой стороны - преподаватели, имеющие двойное (педагогическое и юридическое) образование. Преподаватель-юрист, не владеющий методологией преподавания права, не сможет подготовить квалифицированного специалиста, востребованного современным обществом. А педагог, не ощущающий тонкой ткани правовой материи, никогда не научит правовому мышлению и не воспитает правовое сознание.

Право не может преподаваться так же, как другие, смежные с ним дисциплины, оно требует совершенно других подходов. Прежде всего, потому, что преподавание права в рамках господствующей системы, где преподаватель должен изначально знать правильные ответы, а учащийся - учиться поиску именно таких ответов, какие предложит преподаватель, противоречит сущностным основам курса права, в центре внимания которого человеческая личность. Попытка навязывать учащемуся свое мнение означает нарушение его прав. Поэтому на занятиях по изучению права точка зрения преподавателя не является истиной в последней инстанции, а мнение учащегося необходимо уважать, даже в случае очевидных заблуждений. Главным принципом таких занятий должен стать принцип сотрудничества преподавателя и учащегося.

Последнее не означает, что отвергаются все наработанные в педагогике формы и методы обучения. Напротив, их разнообразие обогатит занятия. Не хотелось бы обидеть тех преподавателей-юристов, которым уже удалось создать атмосферу сотрудничества на своих уроках, совместного поиска решений учебных задач. Подчеркиваю, что именно на занятиях по правовым дисциплинам отход от принципа сотрудничества влечет за собой достижение педагогического результата, обратного задуманному. Но, позвольте

заметить, что те, кто добились подобных достижений, постигали педагогическую науку самостоятельно. И, вероятно, не раз пожалели о недостатке педагогических знаний.

Нельзя считать нормальным для общества, претендующего на цивилизованность, пренебрежительное отношение к методике преподавания права со стороны и высших государственных чиновников, и преподавателей с одним только юридическим образованием. Более того, они зачастую не задумываются, а иногда и не догадываются о том, что происходит, когда нарушаются исторически сложившиеся педагогические технологии в преподавании правовых дисциплин.

Университет не может готовить практиков, но университет не должен готовить только теоретиков. Задача университета - научить тем знаниям и приемам, с помощью которых студент может впоследствии сделаться ученым, судьей, адвокатом, администратором и так далее, и развить умственные свои силы, то есть так вести преподавание, чтобы студент не боялся самостоятельно работать умом, воспитывать смелость мысли .

Из сказанного вытекают следующие требования к преподаванию права в учебных заведениях:

Сообщать необходимые сведения, то есть факты в системе. Для студента нужны только факты достоверные, а не спорные. Спорные могут быть сообщены только в том случае, если они изложены с доказательствами, что дает иллюстрацию приемам ученого исследования;

Развивать умственные силы, развязать ум ученика. Всякая школа должна внушать студентам смелость мысли, то есть решимость ставить новые задачи, искать новые приемы.

Без этого университеты будут выпускать рутинеров-ремесленников, которые будут способны повторять только то, что делали и до них. Ни практика, ни наука от таких специалистов не выиграет ничего.

Лекции. Нет необходимости отрицать живое руководство для студентов; но это руководство должно быть на деле существенно-необходимым для них, таким, без которого они одни, самостоятельно, не могут приобрести знаний или умений. Лекции преподавателя, или лучше занятия с преподавателем, будут интересны для студентов тогда,

когда последние ни откуда больше не могут приобрести сведений так же удобно, как от преподавателя. Что же именно должен студент искать у преподавателя и что может сделать один? Это зависит от свойств преподаваемой науки, так что нельзя дать одного ответа. Но так как большинство юридических наук имеют в виду положительное право, то вообще можно сказать, что у преподавателя студент должен искать руководства в следующих отношениях:

1. Уменье обрабатывать источники права и его историю. Поэтому, прежде всего, необходимо научить студентов-юристов обращаться с источниками, они должны уметь отыскать подходящие статьи законов, применить к ним все выработанные наукой правила толкования; если изучается история права, то их надо познакомить с главными источниками ее, научить критике этих источников. Когда студент исполнит эту первую работу под руководством преподавателя, можно перейти к более тонким приемам обработки.

2. Уменье систематизировать добытый материал, юридические конструкции, а если изучается история какого-нибудь права, то обучить построению исторических гипотез, установлению исторической перспективы в добытых сведениях, разделению на периоды и так далее. Нет нужды обрабатывать со студентами весь курс вышеуказанным порядком. Нужно продолжать это до тех пор, пока средний студент усвоит себе все главные приемы обработки права. Остальной материал может быть изучен студентами по учебнику.

3. Уменье прилагать нормы права к отдельным случаям права требуется не для эстетических целей, а для практических, для применения к жизни. Поэтому нельзя считать совершенным юристом того, кто ограничился теоретическим изучением системы права. Студенту необходимо показать проторенные пути, рутину. Но иногда не нужно знать и общепринятого применения, а нужно узнать, как обойти закон. Задача преподавателя - научить студентов наиболее справедливому применению права. Для этого, конечно, сам преподаватель должен иметь и теоретическую, и практическую подготовку, что в настоящее время у нас не считается обязательным. Если сказанное справедливо, то мы должны признать, что вторым, недос-

тупным для самообразования предметом преподавания в университете, будет практическое применение права.

4. Уменье создавать новое право. Эта проблема очень мало разработана для преподавания. В учении об источниках права обыкновенно указывается, как издается закон, как вырабатывается юридический обычай; но делается это кратко или указывается только формальный порядок. Между тем людям, посвящающим себя судебной и административной деятельности, приходится иногда участвовать в создании законов, или, по крайней мере, в сочинении проектов законов. Никто не станет отрицать пользы правил, которые бы указывали, как нужно приступать к этому важному делу:

Изучить смежные отношения;

Определить критерии уважения действующего права (насколько допустимы заимствования);

Обучить формулированию законов;

Объяснить границы вторжения в нравственную, частно-хозяйственную область и многое другое.

Важность таких правил едва ли кто будет оспаривать. Можно давать студентам задачи сочинить закон при точно определенных условиях, то есть указать, откуда они могут взять материал для решения, или предложить проверить конституционность вновь изданного закона и так далее.

Отыскивать главные и второстепенные мысли автора;

Научить его проверить доказательства. Обыкновенно студент склонен принимать на веру всякое положение ученого автора, или же голословно отвергать его;

Обратить внимание на ссылки, которые обычно остаются без внимания. Студенту иногда и в голову не приходит проверить, правильно ли рассуждение автора с логической стороны. Кроме того, на примере научных работ преподаватель будет иметь случай пояснять студенту те же самые приемы обработки права и догматической и исторической стороны, которые он ему показывал при непосредственном изучении источников.

Именно при этом руководстве слово преподавателя и делается живым, потому что

оно вызывается обменом мыслей между учителем и учеником; учитель начинает говорить тогда, когда видит, что ученик нуждается в объяснении, и притом говорит с уже знакомыми людьми, а не с безликой массой . Затем, лекция может понадобиться и в тех случаях, когда преподаватель признает полезным, после совместной со студентами разработки деталей, свести их к единству, обобщить. И здесь во многих случаях лучше бывает дать это объединение письменно, чтобы студент мог лучше продумать и проверить его. На лекциях преподавателю необходимо всегда помнить, что он на кафедре, а не на сцене: красота его изложения должна быть рассчитана на ум, а не на чувство; она должна быть не целью, а средством, чтобы как можно яснее передать сведения и вызвать ум студентов к творчеству.

Учебники. Нет необходимости объяснять, что учебник должен быть составлен в расчете на способности и подготовку среднего студента, следовательно, просто, без загромождения его учеными терминами и понятиями, но с важнейшими цитатами из источников или ссылкой на них. В учебнике должны излагаться сведения по возможности только достоверные.

Экзамены. Существуют две задачи экзаменов по правовым дисциплинам: педагогическая (выяснить, достаточно ли усвоил студент предыдущее, чтобы мог идти далее) и политическая (выяснить, можно ли дать известные права). Для нас важно рассмотреть экзамены первого рода. В настоящее время экзаменам не указана ясная задача. Всякий экзаменатор определяет ее сам, как умеет: но вообще экзаменатор ограничивается требованием, чтобы студенты осмысленно знали известные факты, теории, гипотезы.

Что требовать на экзамене? Это чрезвычайно важный вопрос, в связи с которым должны решаться все прочие вопросы, возникающие до экзамена. А во главе всех требований следует поставить то, чтобы экзамен соответствовал требованиям университетского преподавания, потому что педагогический экзамен не что иное, как проверка успехов, сделанных студентом при прохождении университетских курсов. Это требование не только является необходимым следствием самого понятия экзамена, но вызывается еще и практическим соображением. Если на экзамене будут требовать то, чему учат в тече-

ние года, то студент будет дорожить руководством преподавателя, даже искать его и регулярно посещать университет. Отсюда вытекает второе требование. Так как преподавание преследует двоякую цель - сообщить уже известные научные истины и научить приемам добывания новых истин, то и на экзамене должны быть поставлены двоякие требования. Нельзя назвать научно-образованным человеком того, кто запомнит большое количество фактов, не понимая их, и может описать приемы научной работы, но в действительности не умеет применять их. Тем не менее, необходимо выставить решительно это требование общего развития. В настоящее время экзаменаторы нередко бывают в затруднении, как оценивать знания без достаточного умственного развития. Никто, конечно, не станет утверждать, что знание без полного понимания делает все-таки человека образованным; но могут сказать, что экзаменатор, ставя удовлетворительный балл, оценивает трудолюбие, которое иногда важнее знания. Последнее соображение само по себе справедливо; но диплом высшего учебного заведения, особенно университетский, должен даваться как свидетельство научной образованности, а не трудолюбия. Диплом об успешном изучении юридических наук дает право на такие виды общественной деятельности, в которых одно трудолюбие не имеет значения . Под общим умственным развитием в данном случае подразумевается способность правильно наблюдать и анализировать факты, критически относиться к ученым теориям и прилагать выработанные методы к новым явлениям. Ввиду вышеуказанных педагогических целей экзамена, необходимо ограничить его только существенными вопросами. Если экзамен должен выяснить научную подготовленность студента в области юридических наук, то нет нужды требовать от него знания второстепенных и третьестепенных фактов, ибо они свидетельствуют не о научном развитии, а о хорошей памяти. К тому же всем известно, что подробности всегда легко исчезают из памяти даже и при твердом заучивании их.

Если преподавание будет поставлено согласно вышеуказанным принципам, и на экзамене будут спрашивать только существенное, то для студентов университета нет нужды назначать особое время для подготовки. Если студент работает под руководством

преподавателя в течение всего курса правильно, то эта работа и есть наилучшая подготовка к экзамену. Правильною работой мы называем такую, которая дает трудолюбивому студенту возможность усвоить известные знания и умения на долгое время, иногда даже на всю жизнь.

В данном исследовании изложены далеко не все проблемы преподавания права. На мой взгляд, многое зависит от недостатка систематизированных знаний о методике преподавания права1. А это, хотя и в отдаленной перспективе, можно исправить с помощью развития соответствующих образовательных программ. Нетрудно понять, что они должны адресоваться, прежде всего, молодым людям, тем, кому в недалеком будущем предстоит определять правовую стратегию страны.

Главным вкладом преподавателей Молодежного центра прав человека и правовой культуры в методику преподавания прав человека, на мой взгляд, стало то, что на этапе формирования методологии курса они четко определили: преподавание права возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Преподаватели Пермской школы прав человека, кафедра ЮНЕСКО института права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина также подготовили учебные пособия и учебно-методические рекомендации по данной тематике.

1. Боголепова Е.А. Николай Павлович Боголепов. М., 1912. С. 36.

2. Томсинов В.А. // Политиздат. 1997. № 2. С. 105.

1 Методика преподавания права не является новшеством для западных демократий, которыми накоплен большой опыт обучения этому предмету. Из переведенных на русский язык изданий хотелось бы обратить внимание на книгу «Первые шаги», изданную правозащитной организацией «Международная амнистия». В нашей стране областью преподавания прав человека занимается Молодежный центр прав человека и правовой культуры в Москве (руководитель В.В. Луховицкий).