Логопедическое занятие буква ю для дошкольников. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Учитель-логопед Бабанина Н.А. Пословицы и поговорки на букву Ю

Организация: МБДОУ д/ с № 229

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Программное содержание:

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

Познакомить с буквой Ю и правилами её написания после мягких согласных звуков;

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Оборудование: иллюстрации осенней природы, магнитные доски, магниты, картинка «Солнышко», «Тучки», наборы моделей для звукового анализа, графическое изображение буквы Ю.

1.1. Орг. момент

1. Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

1.2. Ребята, мы наше занятие начнем с артикуляционной разминки.

Повторим чистоговороки

Ра- ра –ра – начинается игра

Лу-лу- лу – завели юлу

Рю-рю-рю- рисую зарю

Лю-лю-лю- очень мамочку люблю

ру – ру – ру продолжаем мы игру

1.3. Произношение скороговорки:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

1.4. Речь состоит(звуки (какие?, чем гласные отличаются от согласных,) слоги, слова, предложения, рассказ речь)

2. Составление рассказа про осень и запись его графически с использованием иллюстраций.(На улице большие лужи. Завяли лютики в саду.)

3. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЮТИК с использованием прищепок, моделей, счетных палочек, магнитов. С заменой звуков буквами

4. Знакомство с буквой Ю

Игра «На что похожа буква «ю»?

Стихотворения:

Палочку я начерчу,

В серединке поясок,

Чтобы вышла буква «ю»

Нарисую я кружок.

5. Нахождение буквы Ю , обвести ее пальцем, выкладывание

6. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения:

- «Замок» (раз – ладони вместе, два – пальцы в замок);

- «Лиса и заяц» (лиса крадется – все пальцы медленно двигаются по столу, заяц убегает – перебирая пальцами быстро двигаться назад);

- «Паук» (пальцы полусогнуты, медленно передвигаются по столу);

- «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать крыльями пальцами);

Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми пальцами).

7. раскраска. Буквы Ю

8. Игра «Засели домик».

Я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.

В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).

Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, е).

Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)

Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).

Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.

Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите их. Затем буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

9. Хитрые буквы.

Дети, я хочу задать еще раз мой вопрос, так почему же буква «Ю» хитрая, непростая буква? (Если она стоит в начале слова, то в ней живут сразу два звука. Каких?) Еще что вы знаете о букве «Ю»? (Буква Ю – гласная, она показывает, что согласный перед ней мягкий.)

Правило: после мягкого согласного звука ставим буквы Я,Ё, Ю

После твердого согласного звука ставим буквы А,О,У

10. Упражнение «Назови слова со звуком [Ю]».

11. Итог .

12.Оценка

Какие задания вам понравились больше всего? Чем мы еще занимались на занятии? Были ли у вас трудности в выполнении заданий? Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто.

Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили

Ирина Гурова

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить с буквой «Ю».

Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза; анализа словесного состава предложения с предлогом.

Упражнять в восстановлении смысла деформированной фразы, в составлении простого распространённого предложения с предлогами.

Продолжать учить решению ребусов.

Корекционно-развивающие:

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, буквенный гнозис, мышление, пространственные представления.

Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, графических навыков.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.

Материал:

Волчки из картона по количеству детей, юла; схема-профиль артикуляции звуков [j], [у]; таблица с изображением буквы «Ю» и соответствующих картинок; карточки с напечатанными заданиями; цветные карандаши; карточки с напечатанными слогами и словами для чтения; мяч; материал «схема предложения»; доска, мел.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Постановка цели занятия.

Дети сидят за столами. У каждого волчок из картона. Логопед предлагает запустить свои волчки, понаблюдать за тем, как красиво смешиваются цвета во время их вращения.

Логопед: «Ребята, волчок – это маленькая юла. А у меня – большая, настоящая (показывает). Слово «юла» начинается с буквы «Ю». Сегодня мы с ней познакомимся.

II. Характеристика звуков [j], [у] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед объясняет, что буква «Ю», как и буквы «Я», «Е», «Ё» обозначает два звука, когда находится в начале слова и в середине после гласного.

III. Знакомство с буквой «Ю». Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений.

Рассматривание буквы (обсуждение: из каких элементов она состоит и как они расположены).

Любит ли буква «Ю» солнышко? (не любит, так как «смотрит» вправо).

Чтение стихотворений о букве «Ю»:

1. Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква «Ю». (А. Шибаев).

2. Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву «Ю» (Ф. Бобылёв).

3. На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель,

Он, как буква «Ю», с кольцом

К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)

На что ещё похожа буква «Ю»? (ответы детей).

Найдите букву «Ю» среди других букв, возьмите её и обведите пальчиком.

Раскрасьте букву «Ю» на своих карточках красным карандашом.

IV. Чтение слогов с буквой «Ю». Игровое упражнение «Спускаемся в лифте».

Логопед напоминает детям, что буква «Ю», обозначает два звука - [j], [у], когда находится в начале слова и в средине после гласного. Далее объясняет, что буква «Ю» смягчает согласный, после которого находится. В этом случае она обозначает один звук – [у].

После этого проводится игровое упражнение «Спускаемся в лифте» (чтение слоговых рядов, выложенных из букв на доске и расположенных в направлении сверху вниз):

1. ЮЛ, ЮК, ЮТ, ЮН, ЮМ, ЮХ, ЮФ, ЮС, ЮЛ, ЮР;

2. АЮ, ОЮ, ИЮ, ЭЮ, УЮ, ЫЮ;

3. ПЮ, КЮ, ТЮ, НЮ, МЮ, СЮ, ЛЮ и др.

V. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям внимательно слушать слова. Если в слове есть буква «Ю», то нужно поднять руки, а если нет – присесть на корточки: «Юнга, мир, кот, юг, юрта, юбка, мел, юноша, кисть, юла, Юпитер…»

VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Выполнение заданий на карточках (материал выполнен в программе «Microsoft Word» и распечатан на цветном принтере).

Выполнить звуко-слоговой анализ слов «Юра» и «Люба» (нарисовать схемы цветными карандашами под соответствующими картинками).

Напечатать слова под схемами.

Вписать пропущенные буквы «Ю» в слова. Прочитать предложение.


VII. Чтение слов с буквой «Ю».

1. Юг, юнга, юрта, каюта, мою, купаю, катаю.

2. Люда, изюм, плюс, ключ, изюм, клюква.

VIII. Восстановление смысла деформированных фраз. Работа над предложением с предлогами. Упражнение с мячом «Слова поссорились» или «Предложение рассыпалось».

Логопед бросает детям по очереди мяч и называет слова. Дети возвращают мяч, составляя предложение, находят в нём слово с буквой «Ю».

Птицы, осень, улетать, юг, на. – Осенью птицы улетают на юг.

Весна, прилететь, юг, с, птицы.

Света, шкаф, юбка, убрать, в.

Юля, из, пакет, достать, изюм.

Стул, юла, под, лежать.

Юра, клюква, болото, найти, на.

Проводится анализ одного предложения по выбору детей: «Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Назовите третье слово. Есть ли ещё слова в этом предложении? Сколько всего слов?» На доске выкладывается схема предложения.

IX. Развитие навыков звуко-буквенного синтеза, мышления. Выполнение занимательного задания на карточке, решение ребуса.

Логопед снова предлагает взять карточки и обращает внимание на новое задание:

Буквы в коробках перемешались. Составить из букв слова, напечатать их под коробками и соединить с соответствующими картинками.


Логопед при детях рисует на доске ребус и предлагает его решить. Ответ: «Вьюга».

X. Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

С какой буквой вы познакомились?

Что вы узнали о букве «Ю»?

Какие задания у вас хорошо получились?

Что было трудным для вас?

Даётся дифференцированная оценка деятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: - дать детям понятие о механизме образования звуков Ч - Ть в сравнительном плане; - формировать навыки.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] - [З`]. Буква З» Тема: «Звуки З – З`. Буква З». Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З» Задачи: Образовательные.

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [б] и буква Б» Тема занятия: «Звук [б] и буква Б». Цель: закрепление правильного произношения звука[б]. Задачи: 1. Совершенствование звукобуквенного.

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска

Конспект

занятия с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

«Буква и звук Ю»

Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

г. Братск

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.

Задачи:

Познакомить с буквой и звуком Ю;

Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;

Закреплять умения подбирать слова на заданный звук

Материал: презентация, картинки, фишки, буквы.

Ход занятия

1. Мотивация.

Мой звоночек звенит, заливается.

Все ребята вокруг собираются.

Колокольчик поёт динь, динь, динь.

Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».

А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.

Песня из кинофильма «Приключения Буратино»

2. Сюрпризный момент.

Игрушка – Буратино.

Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.

Карта

Дети рассматривают её.

Первое задание под какой цифрой?

3. Игровое задание «Назови звуки».

Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.

Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)

Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.

Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.

4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).

Загадка о юле.

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день. (юла)

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й). Напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.

Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю.

5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).

У многих педагогов вызывают затруднения в составлении конспектов занятий по иотированным буквам. Предлагаю конспект занятий по обучении грамоте подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР. Учитель-логопед Бабанина Н.А.

БУКВА: «Ю».


Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить понятие о букве «Ю»

Закрепить понятие, что буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.

Коррекционно - развивающие:

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Развивать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза.

Развивать грамматический строй речи (умение составлять предложения с заданными словами).

Развивать умение пользоваться обобщающими понятиями по теме: «Школа». (Школьные принадлежности).

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность.

Воспитывать интерес к школьным занятиям.

Оборудование: касса букв и слогов, наборы схем для звукового анализа, тетради, карандаши. Таблицы для чтения, графическое изображение буквы «Ю».

Ход занятия:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.

Общее расслабление:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем, в страну сказок улетаем.

Один, два, три, четыре, пять -

Смотрим глазками опять

Дышится легко,

Плавно, глубоко

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

Язычок наш тоже хочет приготовиться к занятию

Расслабиться -- пя- пя- пя- пя.

Причесаться – «причёсываем язычок».

Посмотрел на себя с одной стороны, с другой стороны – упр. «Часики».

Вот теперь и он готов к занятию.

2. Орг. Момент:

Ребята, к нам на группу поступило письмо (показываю письмо). От кого это письмо я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? (Юра). Давайте откроем конверт и узнаем

что нам пишет Юра. Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда мы недавно ходили. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.

3. Ход занятия:

–Давайте сядем на места. И так, первое задание.

–Отгадайте любимую букву Юры.

–Это буква «Ю».

–Почему вы так думаете?

–Сегодня мы будем работать с этой буквой «Ю».

Мы уже познакомились на прошлом занятии с этой буквой и знаем, что буква эта не простая.

–Почему она не простая?

Буква «Ю» гласная.

–В ней живут два звука «Й», «У»

–Буква «Ю» обозначает мягкость согласного на письме.

–Буква «Ю» йотированная.

–Задание второе. Произнесите имя мальчика по звукам.

«Й», «У», «Р», «А».

Давайте выложим схему-слияние слова «Юра». (Дети выкладывают).

Посчитайте, сколько звуков в этом слове?

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите мягкий согласный звук.

Назовите твёрдый согласный звук.

Назовите гласные звуки.

Давайте выложим имя мальчика из букв.

Сколько букв в имени? (3 буквы).

Где стоит буква «Ю»?

Сколько звуков?

Чего больше букв или звуков?

Почему?

Потому что в букве «Ю» «живут» сразу два звука «Й» и «У».

Задание третье.

Педагог показывает детям схему предложения и спрашивает:

Что это? Схема предложения.

Составьте предложение со словом «Юра» по заданной схеме.

(Юра учится).

А я составила такое предложение:

«Юра учится в школе.»

Подходит эта схема к моему предложению.

Как изменить схему?

Кто выложит схему моего предложения?

Какое первое слово в предложении? (Юра).

Какое последнее слово в предложении?

Какое здесь маленькое слово?

Как оно называется?

4. Физкультминутка.

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку.

Весело шагать,

Руки поднимать

Руки опускать,

Приседать, вставать.

Прыгать и скакать.

5. -У Юры есть друзья.

Отгадайте, как их зовут?

Поставьте вместо точки букву «Ю». (Юля, Андрюша, Ванюша, Катюша).

Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время.

Читай – дети читаю

Плавай

Рисуй -

Прыгай

Играй -

Пой

Бегай –

Кушай –

Стой –

Прыгай -

Давайте поиграем. Изменим слова.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

7. И ещё одно задание: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него………………………..

Это - школьные принадлежности.

Итог занятия.

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра. Молодцы!

Юра прислал вам подарок, который вам пригодится в школе.


Цели: закрепить навык правильного произношения звука [ю]; проведение звукослогового анализа слов, развитие фонематического слуха на основе слогов, слов, текста, учить деление слов на слоги и выделению ударения, формировать навыки связной речи. Воспитывать дружеские отношения, умение выслушивать ответы товарищей.

Материал: конверты с звуковичками, карточки с напечатанными словами и картинки, схемы предложений, рабочие тетради Н. Павловой, ручки.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Проведем разминку. Игра

«Договори окончание слова». Взрослый произносит начало слова, а ребенок его заканчивает.

Ра..., Ма..., Зо..., фе..., ше..., чешу..., стату..., тали..., станци..., ста...

сто..., по..., жу..., да..., мо..., топа..., чита..., хлопа...

2 Введение в тему занятия.

На прошлом занятии мы работали с очень трудным звуком. Что это за звук7 почему я его назвала трудным?

Сегодня на занятии мы продолжим работу с этим звуком.

— Звук [ю] — гласный; смягчает согласный звук.

В гости к звуку [ю] пришли согласные, какой слог получился.

Дети добавляют звук [ю] к согласным звукам и произносят слоги: [п] — пю, [л] — лю, [р] — рю, [т] — тю, [д] — дю, [м] — мю...

  • «Третий лишний».

Дети должны найти картинку, в названии которой нет звука Ю:

брюки, тюльпан, банан;

клюшка, слон, юбка;

утюг, шапка, ключ.

Мюсли улитка, юмор

  • «Закончи предложение».

Дети должны выбрать среди картинок на доске слово со звуком [ю]:

— У Кати новая... юбка.

— Миша купил черные... брюки.

— Мама гладит вещи... утюгом.

Выложим схемы этих слов


  • «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ю] в стихотворении:

Юбку я для куклы шила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла «мама»,

Значит, я для дочки шью.

  1. Физкультминутка



  1. Работа в тетради.

  1. «Дополни предложение»

Придумайте предложение к схеме. (составление предложений по схемам)

Я пою ____ ____ .

Я мою ____ ____ .

Я слушаю___ ____.

Я рисую ____ ____.

  1. Итог занятия.

Что сложно вам было выполнять на занятии?. Что понравилось, запомнилось. Вы дружно работали, молодцы, занятие окончено.