Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог? Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам Как научить сливать буквы в слоги

Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению. Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений. Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка. Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение.

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.

Самый главный признак того, что ребенок готов начать учиться читать – это его интерес к буквам и словам. «А что это за буква?», «А как ее написать?», «Что это за слово?» — все эти вопросы сигнализируют о том, что пора начинать активные занятия чтением.

Методики обучения чтению

Существует пять популярных методик.

  1. Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
  2. Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
  3. Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
  4. Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
  5. Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.

В методике Домана изучаются сразу целые слова, а у Зайцева – слоги плюс слова, поэтому если вы выбрали данные методики, этап обучения слогоделению сливается с буквенным этапом. Когда ваш ребенок будет знать названия некоторых букв и звуков и у него будет хороший словарный запас, вы можете подключать следующие упражнения к занятиям.

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Обычно ребенка довольно легко научить буквам алфавита, а когда дело доходит до чтения слогов, возникают проблемы. Как научить ребенка слогам, чтобы вызвать у него интерес к чтению? Для этого существует специальная методика, следуя которой можно быстро разобраться, как научить ребенка слогам, а затем и чтению слов. Но для начала следует выяснить, какой возраст лучше всего подходит для начала уроков чтения.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте. Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново.

Как научить ребенка читать слоги?

Обучение чтению следует начинать с изучения алфавита. Учить буквы лучше всего с применением специальных наборов: это могут быть цветные кубики или магнитная доска с буквами, букварь с картинками или самостоятельно вырезанные из бумаги цветные буквы. Кстати, чтобы научить ребенка чтению по слогам, необязательно, чтобы он знал все буквы алфавита. Запоминание букв и обучение технике чтения можно совмещать.

Сначала рекомендуется выучить открытые твердые гласные: А, О, У, Ы, Э. Затем показать ребенку звонкие согласные: М и Л. Очень важно произносить согласные буквы только звуками, которые они обозначают. Не нужно произносить их так, как они правильно звучат в алфавите – «эм» и «эл», иначе потом ребенку будет сложно понять, как составлять из букв слоги.

После этого можно приступать к изучению глухих и шипящих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К. Регулярно повторяйте пройденный материал. Перед изучением новых звуков вспоминайте те, что вы выучили на предыдущем занятии. После того, как ребенок будет знать часть гласных и согласных звуков, можно приступать к чтению по слогам.

Как научить ребенка складывать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Для начала просто объясните малышу, как буквы складываются в слоги: возьмите две буквы, гласную и согласную, и покажите, как одна буковка бежит ко второй, одновременно озвучивая, как из них получается слог. Например, буква М бежит к букве А, и получается слог «м-м-м-а-а-а».

Не стоит ожидать, что ребенок сходу научится читать слоги, так как ему требуется время, чтобы понять этот принцип. Просто показывайте ему, как гласные и согласные буквы соединяются в разные слоги. Скорее всего, малышу будет неинтересно соединять буквы друг с другом просто так, по требованию взрослого. Как научить ребенка читать слоги, чтобы он делал это самостоятельно и с увлечением? Для этого вам понадобятся игры, направленные на то, как научить ребенка слогам.

Веселый паровозик. Для игры понадобится машинка с кузовом или паровозик с прицепом и карточки с буквами. Возьмите гласные буквы, которые ребенок уже хорошо запомнил, и разложите их по кругу на расстоянии друг от друга. Положите какую-нибудь согласную букву в вагон паровозика и покажите ребенку, как она едет к какой-нибудь станции (гласной букве). Пока ребенок везет букву, он должен тянуть звук (например, если в вагоне буква М, пока она едет до станции, ребенок должен произносить звук м-м-м). Когда паровозик подъезжает к гласной букве, малышу нужно соединить согласную букву с гласной, произнеся слог (м-м-м-м-а-а-а-а).

Лента с движущимися буквами. Все, что нужно для этой развивающей игры – бумага, ножницы и карандаши или фломастеры. Выберите любое изображение, в котором можно нарисовать окошко – домик или машинку, нарисуйте его и раскрасьте. Можно распечатать и готовый рисунок. Затем сделайте надрезы по боковым краям окошка домика или машинки. Нарисуйте на бумажной ленте гласные буквы А, Е, О, У, И, Ы, Э, Я (ширина ленты должна быть такой, чтобы она поместилась в надрезы на окошке). Рядом с окошком приклейте прозрачный кармашек, куда можно вставить букву (это можно сделать с помощью кусочка полиэтилена и скотча). В этот кармашек по очереди вкладывайте согласные буквы М, Л, Н (самые простые), а затем вставляйте в окошко линейку с гласными и протягивайте ее, показывая ребенку, как из букв получаются слоги.

Теперь вы знаете, как научить ребенка складывать слоги в наиболее понятной для него игровой форме. При обучении не забывайте использовать не только такие слоги, в которых первой буквой является согласная, но и те, где сначала идет гласная: АВ, ОМ, ОВ, АЛ и т.п. Перед тем, как научить ребенка соединять слоги в слова, дайте ему почитать слоги в букваре в течение некоторого времени, чтобы он мог немного потренироваться и закрепить новое умение. 3.8 из 5 (8 голоса)

Прошли те времена, когда малыш, будучи «чистым листом», поступал в первый класс. Ребенка всему учили в школе: буквам, числам и остальным премудростям, а родителям оставалось только помогать и контролировать процесс развития маленького Эйнштейна. Сегодня даже не во всех детских садах дают основы чтения и счета, а условия приема в учебное заведение ужесточились и без знаний грамоты малыша могут не зачислить. Поэтому папе с мамой приходится вооружаться различными методичками и приступать к самостоятельному обучению чада. И если освоить буквы еще как-то удается, то с чтением очень часто возникают сложности. О том, как научить ребенка слогам, поговорим в нашей статье.

Всему свое время, или торопитесь медленно

Едва ли найдутся родители, которые не хотели бы с гордостью похвастаться знакомым, что их малыш в свои 5 лет с легкостью «проглатывает» четырехтомник Льва Толстого «Война и мир». Но такое желание, скорее, из мира фантастики. Каждый ребенок уникален, и ожидать, что чтение станет его любимым занятием, как минимум самонадеянно. Лучше не пытайтесь заставить свое чадо догнать и перегнать в развитии детей соседей или друзей, а в поисках ответа на вопрос о том, как научить ребенка слогам, старайтесь доверять только ему: рано или поздно малыш сам заявит о своем желании учиться чтению.

Вы спросите: как же понять, что ребенок «созрел»? Перечислим несколько признаков:

  • Кроха способен связно пересказать просмотренный фильм или прочитанную вами сказку: он легко составляет предложения и внятно изъясняется;
  • Ребенку без труда распознает звуки на слух. Для того чтобы убедиться в этом, предложите ему повторить произнесенные вами слоги: «ма-ра», «пи-ни», «за-на», «бу-зу» и т. д. Если проблем не возникло, задачу можно усложнить, прибавив еще один слог («ка-та-ка», «зу-бу-зу», «ла-та-ла»). Контролируйте правильность произношения;
  • Малыш легко ориентируется в пространстве, знает, где «право», «лево», «верх» и «низ».

Если этот несложный экзамен сдан, можно смело приступать к обучению чтению. По большому счету, даже пятилетнему карапузу при должном уровне развития не составит труда освоить эту премудрость.

Как научить ребенка читать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, родителям важно понять: весь процесс должен происходить в игровой и занимательной форме. Заставлять ни в коем случае нельзя – это может надолго отбить охоту к чтению у малыша.

Научить ребенка читать слоги, как правило, не так уж и сложно, если подойти к вопросу творчески. С чего же начать? Естественно, с освоения гласных букв. С ними проблем обычно не возникает, а вот согласные требуют более вдумчивого изучения. Чтобы с составлением слогов в дальнейшем не возникло проблем, важно произносить согласные в звуковой форме, то есть не «бэ», а «б»; не «эн», а «н».

Заниматься следует не дольше 15 минут в день, постепенно увеличивая время. Главное – делать это каждый день, чтобы полученная информация не забывалась и прочно закрепилась в памяти малыша.

Как только буквы станут привычными для восприятия и ребенок легко научится их распознавать, нужно приступать к чтению слогов. В этом тоже нет ничего сложного. Можно сделать карточки, а еще лучше воспользоваться букварем и начать обучение с самого простого. Находим или пишем букву «м» и вместе с ребенком проговариваем ее. Далее то же самое проделываем с буквой «а». Теперь можно рассказать историю о том, как буква «м» торопится взять за руку букву «а», и когда они встречаются, получается очень мелодичное «м-а». Слоги лучше выбирать простые, в состав которых входят только два звука: «ка», «да», «на», «га». Не торопитесь – постоянно повторяйте пройденный материал. Затем приступайте к изучению сложных слогов: «щи», «чу», «не» и т. д. После них переходите к осваиванию слогов, начинающихся с гласных букв: «ан», «од», «ус» и т. д. И только когда малыш надежно усвоит пройденный материал, можно переходить к соединению слогов в простые слова: «ма-ма», «ре-ка», «ля-ля».

Весь процесс обучения может оказаться довольно длительным, а иногда он и вовсе превращается в многосезонный сериал «Как научить ребенка слогам», причем в очень трудных случаях последние эпизоды родители «досматривают» после того, как карапуз поступит в школу.

Некоторые методики предлагают разучивать слоги, читая их как бы нараспев, и в этом кроется достаточно грубая ошибка: малыш, привыкнув «пропевать» слоги, со временем продолжает проделывать то же с чтением целых предложений, соединяя их в одно бесконечное слово, без знаков препинания и пауз. Поэтому целесообразнее учиться читать с выражением, делая соответствующую паузу после каждого слова или знака препинания.

Как научить ребенка соединять слоги?

Когда малыш сможет уверенно манипулировать слогами и четко с выражением их произносить, пора учиться читать слова. Они должны состоять из двухбуквенных слогов, быть короткими и понятными ребенку («ры-ба», «зу-бы», «мя-со», «мо-ло-ко»).

Научить ребенка соединять слоги, как считают педагоги, очень удобно, используя книжки для дошкольников, где правильно разделены слова, много иллюстраций, а тексты достаточно короткие.

Как только ваше чадо овладеет премудростями простых слов, можно без страха браться за более сложные: «вес-на», «кук-ла», «кош-ка» и т. п. Старайтесь выбирать слова, где первый слог состоит из трех букв, а второй – из двух.

Отвечая на вопрос о том, как научить ребенка слогам, стоит подчеркнуть, что здесь важны систематичность и постоянное повторение. Используйте с этой целью предварительно изготовленные карточки со слогами: «ба», «бо», «бу», «бе» и т. д. Сделать их нужно на каждую согласную и гласную букву. С помощью карточек очень удобно составлять слова: «ва» + «за» = «ва-за», «лы» + «жи» = «лы-жи».

Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, и скорость усвоения новых знаний у всех разная. Вполне возможно, вы столкнетесь со следующими ситуациями:

  • Малыш знает абсолютно все буквы, но почему-то не хочет соединять их в слоги;
  • Никаких проблем с буквами и слогами нет, но учиться читать у карапуза совершенно нет желания.

Присмотритесь к чаду: вполне возможно, что ему хочется быстрее справиться с заданием, поэтому он торопится с ответом; малыш забыл либо перепутал какие-то буквы; ему просто страшно осваивать незнакомое и переходить к новому этапу обучения.

В любом случае давить, а тем более кричать и ругать чадо в процессе обучения недопустимо. Этим вы надолго отобьете у него охоту к учебе. Заинтересовывайте малыша, учитесь играя – и у вас все получится. А когда вы встретите подругу, которая пожалуется, что ее ребенок не хочет учиться чтению, то с чистой совестью сможете сказать: «Ты не знаешь, как научить ребенка слогам? Пошли, я тебе расскажу».

Текст: Татьяна Оконевская

4.56 4.6 из 5 (32 голосов)

Если ребёнка обучают складывать буквы в слоги, значит, занимаются с ним по звуковому методу . А это логическая и понятная цепочка обучения чтению: звуки (вместе с их визуальным буквенным изображением) → слоги → слова → предложения.

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Складывание звуков в слоги

Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.

Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой

Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.

По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».

Смена букв

Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва:
М М М М А А А А,
С С С С О О О О.

Пропевание слогов (Логоритмика)

Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь:
МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.

Са-са-са…

Жу-жу-жу…

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.

Дружба звуков

Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».

Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.

Так малыш научится соединять буквы на слух.

Заключение

Как бы ни обучали ребёнка соединять буквы в слоги, нужно понимать, что для малыша это может оказаться тяжёлым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме, придумывать собственные уловки, много раз повторять одни и те же звуки и способ их складывания. Зато, когда ребёнок твёрдо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.

  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.