Как говорится буква. Алфавит: буквы и звуки в русском языке (с аудио). Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки

Русский алфавит

Русская Буква

Название Буквы по-русски

Произношение

Транслитерация 1

Гласная

"ee kratkoyeh" "short ee"

"tvyordiy znahk" "hard sign"

"myagkeey znahk" "soft sign"

В русском алфавите содержится 33 буквы: 21 согласная, 10 гласных, и две буквы не имеющие звука - твёрдый знак и мягкий знак.

Русский алфавит Буквы русского алфавита написанные от руки:

Русская клавиатура:

<< Англо-русский и русско-английский словарь

Русский алфавит и названия букв

[и краткое]

[твердый знак]

[мягкий знак]

Неизвестное об известном Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит .

По начертанию различают следующие виды знаков букв:

    большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные) Например: В и в , Ж и ж

    печатные и рукописные Например: Б и Б , б и б , А и А , а и а Буквы русского алфавита делятся на 3 группы:

    • 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и ;

      согласных букв - 21: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ;

      2 буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ .

Всего букв в русском алфавите 33.

Немного о фонетике Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Образование звуков языка Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуютсягласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки . Они состоят из шума, а некоторые - из голоса и шума.

Гласные звуки В русском языке основных, т.е. находящихся под ударением, гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].,br> Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Парные и непарные согласные по твердости / мягкости

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными

Парные и непарные согласные по звонкости / глухости

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением .

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного .

Пожалуй, только после прочтения этого материла можно найти несомненное подтверждение фразы о богатстве и могуществе русского языка. Только такой язык с его неповторимой фонетикой может иметь такую богатую и могучую лексику.

Фонетика русского языка для иностранцев | Русский алфавит | Произношение звуков | Фонетические упражнения рки

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев , дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка,какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, , которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный Как учить русскому произношению: буквы и звуки Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (рки)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха , т.е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения :

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] . Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Все, кто начинает изучать английский язык, обязательно на первом этапе своего пути сталкивается с алфавитом и произношением его букв. Очень важно не только знать, как называются буквы, но и в целом с русским произношением.

Для правильного произношения алфавита ниже приведена таблица всех букв как с английской транскрипцией, так и с русской. Конечно же, нужно знать английскую транскрипцию – её используют в любом словаре, она также важна, как и знание самого алфавита. Но для новичков, ещё не совсем освоивших английскую транскрипцию, даём звуки английского алфавита русскими буквами.

Буква Название Произношение Русская запись
названия буквы
a a эй
b bee би
c cee си
d dee ди
e e и
f ef эф
g gee джи
h aitch эйч
i i ай
j jay джей
k kay кей
l el эл
m em эм
n enn эн
o o оу
p pee пи
q cue кью
r ar а, ар
s ess эс
t tee ти
u u ю
v vee ви
w double-u [`dʌbl `ju:] дабл-ю
x ex экс
y wy уай
z zed, zee , зед, зи

Что касается буквы Z – британский вариант – “зед”, американский – “зи”.

Может показаться, что английский алфавит сложнее русского. Но на самом деле это не так. В нём всего 26 букв (для сравнения в русском — 33), и только 6 из них (A, E, I, O, U, Y) являются гласными. К сожалению, эти гласные буквы не всегда соответствуют алфавитному произношению. К примеру, Аа – в алфавите читается как [эй]: “cake” — торт, “later” – позже, но не в словах “bag” – багаж, “flag” – флаг и многих других.

Тут нужно сказать, что в английском языке различают ударные слоги и безударные. Давайте рассмотрим случай ударного слога. Здесь также можно наблюдать деление – ударный слог может быть открытым и закрытым. Открытые слоги заканчиваются гласной буквой, а закрытые – согласной. Вот примеры ударных открытых слогов: “la-bel” – надпись, “ta-ke” – получать, и так далее. А вот примеры ударных закрытых слогов: “rab-bit” — кролик, “dog” – собака, “win-dow” – окно, и так далее. Обратите внимание, что в первом случае гласные под ударением читаются точно так же, как они звучат в алфавите.

Рассмотрим все гласные:

Гласная A

Открытом слог: “la-ter” [’leitə] – позже

Закрытом слог: “cat” — кошка

Гласная E

Открытом слог: “he” — он

Закрытом слог: “bend” — согнуть

Гласная I

Открытом слог: “li-lac” [’lailək] — сирень

Закрытом слог: “lift” — лифт

Гласная O [?u]

Открытом слог: “pho-to” [’fəutəu] — фотография

Закрытом слог: “got” — получил

Гласная U

Открытом слог: “cu-te” — милый

Закрытом слог: “numb” — оцепенелый

Гласная Y

Открытом слог: “type” — печатать на машинке

Закрытом слог: “myth” — миф

Хорошо. Теперь, продолжая отвечать на вопрос как читается английский алфавит, нужно поговорить о безударных гласных. Гласные a, o, u не находясь под ударением превращаются в звук [ə], а гласные e, i, y в этом же случае становятся звуком [i]. При этом стоит только появиться после них буквы r, они все становятся [ə]. Можете сами в этом легко убедиться: “pre-fer” — предпочитать, “pla-yer” [’pleiə:] — игрок, “doctor” [’dɔktə:] — врач.

Также стоит обратить внимание на согласные буквы: B, D, F, H, J, K, L, M, N, P, T, V, W, X, Z – читаются также соответственно [b], [d], [f], [h], , [k], [l], [m], [n], [p], [t], [v], [w], [x], [z]. Дела идут сложнее с остальными согласными.

Так, к примеру, буква С будет – перед e, i, y, а во всех остальных случаях – [k]. Смотрите: “cinema” [’sinəmə] – кино, “cure” – лечение.

Буква G — перед e, i, y переходит в , а в остальных случаях как [g]: “ginger” [’dʒindʒə] – имбирь, “goat” -козёл, коза.

А S в начале слова и после глухих согласных K,F,P и Т читается как звук [s], и, напротив, после звонких и других случаях – [z]: “ Simon” [‘saimən] – Саймон, “books” – книги, “finds” – находит, “wise” – мудрый.

Буквы R и Q также непростые. Так R часто просто отбрасывается, затягивая звук (“car” — машина), но слово с R будет читаться с R (“Rikо” — Рико). Буква Q может давать два варианта – или – сравните “quick” — быстро и “queue” – очередь.

Хотя в классической фонетике сочетания звука [j ] с другими гласными не считаются дифтонгами, произношение таких сочетаний звуков схоже с произношением дифтонгов, только главный звук в них стоит на втором месте. Главный звук может быть как кратким, так и долгим, например [je ] , [ju: ] .

Звуки в таких сочетаниях, как и в дифтонгах, неравнозначны. Первый звук звучит слабо и кратко, а второй (главный) звучит дольше и сильнее. Звук [j ] произносится как очень-очень краткий [ɪ ] .

Так, сочетание [je ] можно было бы изобразить следующим образом: [je ] . Произносятся оба звука слитно, без паузы. Так, звук [je ] похож на русский звук (е ) в начале слов если, ели , а звук [ju: ] похож на звук (ю ) в начале слов юла, юбка .

Кроме того, звук [j ] может сочетаться с дифтонгами [ɪə ] , [ʊə ] и [u:ə ] , образуя сочетания [jɪə] ] , [jʊə ] и [ju:ə ] . Как ни странно, но [j ] относится к согласным звукам, поэтому существительные, начинающиеся на этот звук, присоединяют неопределенный артикль а , а не an . Например: a year , a yacht .

Самое первое с чего стоит начинать изучение языка это английский алфавит (English Alphabet ). Вам не обязательно учить его в порядке следования букв, как на уроках в школе. Но знать, как правильно читаются и пишутся буквы английского языка просто необходимо.

Современные реалии таковы, что с буквами английского алфавита мы сталкиваемся каждый день. Читать английские слова сегодня, может даже ребенок, но делают это многие люди, как правило, с ошибками в произношении.

С вами наверное случалась такая ситуация, когда вы по телефону, пытались продиктовать какое то иностранное слово или ваш личный E-mail. И в ход шли «буква S - как знак доллара» или «буква i которая пишется как палочка с точкой наверху».

Специально создание нами интерактивные упражнения и таблицы помогут узнать, как правильно произносятся буквы английского алфавита и ускорить ваше обучение в несколько раз, если вы будете уделять им всего лишь по несколько минут в день, и все это совершенно бесплатно.

Гласные и согласные

Английский алфавит включает в себя 6 гласных и 20 согласных букв. Гласные отмечены красным цветом, а согласные зеленым. Всего в английском алфавите 26 букв.


Настройка алфавита

Вы можете указать только те буквы, которые хотите изучать

Настройка все буквы

Алфавит с транскрипцией и произношением

Упражнение № 1

Ниже представлена интерактивная таблица английского алфавита транскрипцией и переводом на русский язык. В таблице вы можете скрывать необходимые колонки, а после клика на строки они вновь появятся.

Вы также можете посмотреть печатный и письменный вариант английского алфавита и увидеть, как правильно пишутся английская буквы.

Для того чтобы услышать правильное произношение нужной вам буквы алфавита, просто нажмите на неё и прослушайте аудио произношение

Этот способ изучения поможет вам быстрее запомнить буквы английского алфавита, но стоит заметить, что перевод произношения на русский язык, является лишь условным.

Написание английских букв

Aa печатные

Aa прописные

Скрыть колонки для изучения

Буквы алфавита Транскипция Произношение

буквы алфавита английская транскипция русское произношение