Цель образования. Цели современного образования. Процесс образования. Основные принципы образования Современная система образования ее компоненты

Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

Основные принципы образования

Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

  • научности, объективности, обоснованности;
  • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности, но и необходимой степени трудности;
  • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
  • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
  • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

Дошкольное образование

Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

  • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
  • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
  • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
  • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
  • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
  • сохранение уникальности периода детства;
  • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Специальное и дополнительное образование

Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

  1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
  2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
  3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
  4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
  5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
  6. Необходимость специального педагогического руководства - это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
  7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

  • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
  • единство обучения, развития и воспитания;
  • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
  • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
  • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

Принцип доступности обучения

Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

Принцип научности и обоснованности

Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

Связь теории с практикой

Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

Принцип выбора образовательной траектории

Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

Принцип сознательного обучения

Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

Принцип последовательности

Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

Принцип активности учеников

Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

Светский характер образования

Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

Воспитательные принципы

Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

  • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
  • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
  • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
  • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

Принципы обучения в России

В РФ принципы системы образования определяются федеральным законом «Об образовании». Государственная политика нашей страны признает приоритетность обучения и обеспечивает право каждого на получение образования. Также закон устанавливает гуманистический характер обучения, обеспечение свобод личности, правовой культуры, патриотизма и гражданственности, рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, сохранение здоровья и популяризацию ведения здорового образа жизни.

Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    "

    Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

    Принципы построения системы образования в России

    1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

    2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

    3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

    4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

    5. Демократический характер системы образования.

    Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

    Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

    Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

    Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

    Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

    Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

    На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

    В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

      Характеристика документов, определяющих содержание образования.

    Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

    Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

    С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

    С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.


    Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

    - государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

    - сети образовательных учреждений;

    - органов управления образованием.

    Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

    Дошкольного образования;

    Начального общего образования (I – IV классы);

    Основного общего образования (V – IX классы);

    Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

    Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

    Начального профессионального образования;

    Среднего профессионального образования;

    Высшего профессионального образования;

    Послевузовского профессионального образования.

    Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

    Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

    По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

    В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    7) учреждения дополнительного образования детей;

    8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

    Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

    Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

    Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

    В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

    Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

    Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

    Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

    Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

    Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

    Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

    Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

    Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

    Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

    Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

    К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

    Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

    Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

    Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

    Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

    Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

    Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

    Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

    Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

    Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

    Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

    Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

    1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

    2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

    При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

    Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

    Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

    Как функционирует

    Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

    1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ - общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

    К основным общеобразовательным программам относят:

    • дошкольные;
    • начальные;
    • основные;
    • средние (полные).

    Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

    • средние профессиональные;
    • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
    • послевузовское профессиональное обучение.

    Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

    • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
    • внутрисемейное;
    • самообразование;
    • экстернат.

    Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

    1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

    Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

    Схема системы образования в РФ выглядит так:

    Учреждения образования бывают:

    • государственными (регионального и федерального подчинения);
    • муниципальными;
    • негосударственными, то есть частными.

    Все они являются юридическими лицами.

    Типы образовательных заведений:

    • дошкольные;
    • общеобразовательные;
    • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
    • военного высшего профобразования;
    • дополнительного образования;
    • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

    ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

    ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

    Структура

    Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

    Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

    • государственное,
    • дополнительное,
    • самообразование.

    Компоненты

    Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

    • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
    • национально-региональных запросов.

    ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

    Профобразование

    Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

    К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

    • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
    • создание на предприятиях центров практики;
    • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
    • повышение качества обучения специалистов.

    Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

    Нормативные документы

    Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

    1. Конституция РФ.
    2. Целевая программа развития образования.
    3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
    4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
    5. Примерные положения об организации учебного процесса.
    6. Концепция модернизации системы образования в России.
    7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
    8. Типовые положения о дополнительном обучении.

    В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

    Управление образовательной системой в РФ

    На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

    Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

    Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

    • гуманного и демократичного подхода в управлении;
    • систематичности и целостности;
    • правдивости и полноты сведений.

    Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

    • центрального;
    • вневедомственного;
    • республиканского;
    • автономно-областного;
    • автономно-окружного.

    Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.