Запоминаем слоги. Конспект урока по русскому языку на тему "Слог-слияние" (1 класс) Из каких пар нельзя составить слог слияние

Знакомство с понятиями «гласные» и «согласные» звуки.

Проводим анализ слова «аист». Выделяем первый звук [а].

- Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите первый звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, без преград, называют гласными. Они произносятся с помощью голоса, поэтому называются гласными. На схеме гласный звук обозначается красным квадратиком. Давайте произнесём последний звук слова. Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит, встречая преграду, называют согласными. Они произносятся при помощи голоса и шума. На схеме согласный звук будем обозначать синим или зелёным квадратиком .

Упражнения в определении звуков : гласный или согласный звук?

Обобщение : что узнали о звуках? Как отличить гласный звук от согласного?

Работа с предметными картинками и со словом «куры»: слого-звуковой анализ.(с.16-17)

Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог?

- Давайте ещё раз произнесём первый слог: ку-. Сколько звуков вы слышите? Какие это звуки? Как произносятся эти звуки – слитно или раздельно? Слог, в котором согласный звук сливается с гласным, произносится на одном выдохе, называют слиянием. На схеме слияние обозначают прямоугольником, разделённым на две части: . Анализ слов со страниц 16-17. Знакомство с понятием «алфавит».

- Перед вами буквы русского алфавита. Какие из этих букв вы знаете?

Чтение стихов об алфавите, буквах (материал из книг Волиной «Занимательное азбуковедение», «Учимся, играя»).

- Алфавит – это определённый порядок букв русского языка. У меня в журнале в алфавитном порядке написаны все ваши фамилии. Алфавитный порядок необходим в библиотеке, чтобы быстро найти нужную книгу.

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называлась «альфа». Отсюда и название. В древнерусском языке первая буква называлась «аз», вторая – «буки». Отсюда и название нашей книги – «Азбука». Славянскую азбуку нам подарили Кирилл и Мефодий (показ памятника на странице 2, 215). На странице 210 – старославянский алфавит (показ).

Обобщение: Что значит «алфавит»? Для чего он нам нужен?

Тема: Организация уроков чтения и письма в подготовительный период обучения грамоте.

Весь период обучения грамоте делится на:

1. Подготовительный;

2. Основной (азбучный, букварный);



3. Послеазбучный.

Подготовительный период делится на 2 ступени:

1. Безбуквенную;

2. Знакомство с пятью гласными звуками и обозначающими их буквами: А, а - [а]; О, о - [о] ; И, и - [и]; ы - [ы]; У, у - [у].

На данном этапе решаются следующие задачи :

1. Подготовить детей к обучению грамоте;

2. Приучить их к выполнению режима работы школы;

3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит»..

Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.

В период обучения грамоте уроки бывают 3 видов:

1. Уроки обучения грамоте (чтению);

2. Уроки обучения грамоте с внеклассным чтением (17-20 минут);

3. Уроки письма.

2. Структура уроков в подготовительный период (вторая ступень). Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.

План-конспект урока обучения грамоте (чтение)

1 . Орг. момент;

2 . Сообщение темы и целей урока:

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквами.

3 .Знакомство со звуком (упражнения в выделении, произношении, характеристике и слышании звука):

1. Выделение звука [а] из слов астра и арбуз при помощи слого-звукового анализа:

Как называется цветок, изображенный на картинке? Проанализируем слово «астра». Проводится полный анализ (картинка и схема на доске) . Возьмите зеркало и три раза произнесите первый звук в слове «астра». Какой это звук? (характеристика)

2. Игра «Услышь новый звук»: учитель называет слова, в которых есть звук [а] и в которых его нет. Если звук встречается, дети хлопают в ладоши (аналогично проводится игра «Ворота» - руками закрываем и открываем ворота).

4 . Знакомство с буквой (называние, рассматривание и печатание, упражнение в опознании и чтении):

1.- Звук [а] можно записать буквами (показ заглавной и строчной буквы – А, а) . Найдите у себя в кассах эти буквы и покажите мне. Кто пойдёт и в общей классной кассе найдёт эту букву? Заглавная буква нужна для того, чтобы записывать имена, фамилии, начало предложения.

2.Игра «На что похожа буква А?», конструирование буквы из счётных палочек, из ниточки, мягкой проволочки, пластилина, игра «Полубуковка», выщипывание буквы, печатание в тетради и на доске, нахождение буквы в тексте.

3. Минутки поэзии. (Стихи про букву А – установление ассоциативного сходства) Работа со скороговорками. (У Аграфены и Арины растут герань и георгины.)

4.Сравнение со старославянской буквой.

5 . Физминутка (материал книги Волиной «Занимательное азбуковедение»);

6 . Работа с текстами на с. 24-25 «Русской азбуки». Дифференцированная работа:

чтение пословиц и стихотворений читающими детьми, а остальные водят пальчиком по тексту и ищут букву А . Работа над содержанием текстов Составление предложения по схеме. Воспитательный момент.

7 . Работа по сюжетной картинке:

Посмотрите на картинку. Герои какой сказки здесь изображены? Кто ее автор? Назовите героев, в названии которых есть звук [а], назовите предметы, в названии которых есть звук [а];

8 Работа по развитию речи: беседа и составление рассказов по сюжетным иллюстрациям.

а) «Как зовут доктора? Кто к нему пришёл лечиться? В каких словах встречается звук [а]?»,

б) «Это героиня какой сказки? Почему она плачет? Составьте предложение»;

в) Чтение буквы в изолированной позиции.

«Посмотрите на букву. Узнайте её и назовите. Прочитайте всё предложение»;

г) Рассказывание детьми сказки «Лиса и волк»;

9 . Работа по странице 26 «Русской азбуки»:

анализ, работа по схемам, названия цветов, нахождение звука [а] в словах;

10. Работа по ленте букв.

- В пустых клеточках будут расположены буквы, которые мы узнаем в дальнейшем. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв. Букву А мы «поселим» в первом окошке.

11. Итог урока.

С каким звуком мы познакомились? Какими буквами обозначается этот звук?

Вслед за уроками чтения проводят уроки письма.

1 .Образовательные.

Рисование, соединенное со штриховкой, готовит детей к письму. Дети воспринимают форму предмета и расположение его в пространстве, усваивают направление движения руки при изображении предметов. Усваивают понятия: справа, слева, вниз, вверх, посередине. Штриховка рисунков ведется сверху вниз, слева направо. Штрихи должны послужить как бы подготовительным упражнением к изображению элементов букв. Дети рисуют бордюры цветными карандашами, овалы, дугообразные линии в строке. Попутно они усваивают графическую сетку тетради: рабочая строка, междустрочное пространство, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки. Левая сторона тетради, правая, поля. Осваивают письменные элементы и буквы.

2. Развивающие.

На протяжении всех уроков письма развивается устная связная речь учащихся, мелкая мускулатура рук, наблюдательность, внимание.

3. Воспитательные.

На уроке воспитываются нравственные качества учащихся: трудолюбие, бережное отношение к вещам, аккуратность и т.д.

В данный период необходимо формировать санитарно- гигиенические навыки: положение прописи на парте, умение правильно держать ручку, правильно сидеть за партой.

Структура урока:

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Связь с уроком чтения. Сравнение печатной и письменной буквы.

3. Подготовка рук к письму. Выполнение узора в полосе.

4. Поэлементное письмо букв.

5. Письмо буквы в целом.

6. Выполнение логических упражнений, упражнений на закрепление изученного.

    Структура слог-слияния (С+Г).

    Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

    Термин «слог-слияние». Этимология.

    Схема слог-слияния.

    Языковой материал:

    Слово со слог-слиянием.

    Слово со слог-слиянием.

    Повторение.

Согласные и гласные звуки.

План урока.

Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».

Задачи урока: 1) учить детей делать слого - звуковой анализ слова.

2) познакомить со слог-слиянием.

3) развивать речь .

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

    Повторение.

На доске нарисовать схемы.

Что вы видите на доске?

А какие это схемы? Они похожи?

Как называется 1-я схема?

Что вы можете о ней сказать?

Из скольких слогов она состоит?

Какой слог в этой схеме ударный?

Как называется 2-я схема?

А из скольких звуков она состоит?

Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?

А как называется 3-я схема?

Какой 1-й звук? Почему?

Какой 2-й звук? Почему?

Какой 3-й звук? Почему?

Какой 4-й звук? Почему?

Какой 5-й звук? Почему?

Вывесить две картинки (кошка и паук)

Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Произнесите 1-е слово?

Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.

Сколько слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.

Подходит наша 1-я схема?

Почему?

А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)

Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Какой 3-й звук?

Какой 4-й звук?

Какой 5-й звук?

Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?

А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.

Произнесите это слово по звукам.

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

Что вы чувствуете?

в) Произношение

Какой 2-й звук этого слова?

Пропойте его.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.

а) Поется/Не поется

Пропоем его. Можно ли его пропеть?

Почему?

б) Способ образования звука

А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.

Что вы почувствовали?

в) Произношение

А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?

Что мы слышим?

Значит, что участвует при образовании этого звука?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Свободно ли проходит струя воздуха?

А почему? Что ей мешает?

Какая возникает преграда?

Назовите 3 признака, которые мы определили.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Правильно! А как же называется это дрожание?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Расскажите об этом звуке. Какой он?

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

В какой домик мы поселим этот звук?

Выделите 5-й звук этого слова.

Пропойте его.

Можно ли пропеть этот звук?

Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].

Как были расположены наши зубы?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Какой звук [о]? Перечислите его признаки.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?

Какой он?

Какой 2-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 3-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 4-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 5-й звук в этом слове?

Какой он?

Подходит ли нам 3-я схема?

Почему?

Правильно.

    Изучение нового материала.

1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

Что вы можете сказать об этой схеме?

Из скольких звуков она состоит?

Произнесите, как мы говорим это слово?

Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?

Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».

Так как мы произносим звуки? Вместе?

Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.

3) Термин «слог-слияние».

При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.

4) Схема слог-слияния.

Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.

На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.

Каким цветом будет согласный звук?

А гласный?

Так какой 1-й слог?

Из каких звуков он состоит?

Как мы будем его называть?

Почему?

А какой 2-й звук в слове «паук»?

А как он произносится в этом слове?

Произнесите эти два звука.

Сливаются эти звуки или нет?

А как мы их произносим?

1-й слог какой?

А 2-й слог какой?

Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.

Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.

Каким цветом будет домик гласного звука?

А согласного?

А теперь составим полную схему слова «паук».

Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

А сейчас мы также разберем слово «кошка».

Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?

Из скольких слогов состоит это слово?

Произнесите слово так, как мы его говорим.

Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?

Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».

Так как мы произносим звуки, вместе?

Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Что мы можем сказать об этом слоге?

Правильно! И значит мы поселим их?

Молодцы!

Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?

А какой 2-й звук этого слова?

Каким цветом мы его покрасим? Почему?

Какой 3-й звук этого слова?

Каким он произносится в этом слове?

Правильно! Значит где он будет жить?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Каким цветом мы покрасим его домик?

Какой 3-й слог в этом слове?

Как он произносится?

Какой 1-й звук в этом слоге?

А 2-й?

И значит этот слог?

Правильно!

Куда мы поселим эти 2 звука?

В какой домик?

Каким цветом мы его покрасим?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

Какой 3-й слог?

Почему?

    Закрепление.

А сейчас послушайте загадку.

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

(Ива)

Посчитайте, сколько в этом слове слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Поставьте ударение в этом слове.

Какой слог ударный?

Из каких звуков состоит 1-й слог?

а) Поется/Не поется

Пропойте этот звук. Его можно пропеть?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Значит, какой это звук?

в) Произношение

Определите, с помощью чего образуется этот звук.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-нибудь при произношении?

Тогда какой это звук?

В какой домик мы его поселим?

- … подойди к доске и напиши схему этого звука.

Из каких звуков состоит 2-й слог?

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

Какой 2-й звук в этом слоге?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

б) Способ образования звука

Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь определите, с помощью чего он образован.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-то при произношении?

Значит какой он?

А теперь назовите 2-й слог слова «ива».

- … подойди к доске и напиши схему этого слова.

    Рефлексия.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Когда это происходит?

Как слог-слияние обозначается на схеме?

30.04.2013 46976 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

Примерный фрагмент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.

А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)

К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)

(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)

А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)

А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)

А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)

Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)

Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)

Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)

(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)

На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.

Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.

Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.

Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.

Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.

Для того,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа . Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)

В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.


Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период ученики обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты письменной речи.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии” .

То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому, обучая ребенка грамоте, заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы – символы “звуковых человечков”.

Внешний вид каждого их них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы “звуковых человечков” быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами – значками русского алфавита, которые могут менять свой облик – одежду “платьица”:

Зрительные образы гласных “звуковых человечков” в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться прежде всего на гласный звук.

Ведь именно на этом в последствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:

  1. слияние (согласный + гласный)
  2. примыкание (звуки вне слияния)

Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму – они как “горошки” свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета – как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика “Азбуки”, ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет - главный! (Красная площадь - главная площадь страны из красных кирпичиков)

(Красный гласный звук – красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).

У каждого гласного “звукового человечка” красный “говорящий рот”, по которому мы легко угадываем его звук – песенку.

Звук “И” - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника Изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный, мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким.

Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, зубы, нёбо, язык, губы – встречают преграду.

Они разного размера и цвета.

Большие – синие (строгие, холодные как льдинки) – твердые ;

Маленькие – зеленые (добрые, нежные, как травка весной) – мягкие ;

С колокольчиками звонкие ;

В шляпке глухие .

Рассказывая детям “Сказку по Й” А. Шибаева знакомим с “йотиком” - который очень хотел быть и гласным - как волшебный “И”, и согласным. Поэтому его круглая форма напоминает форму гласных, а цвет весь зеленый – волшебный, как у согласных, обозначающих мягкие звуки, вверху особые “рожки”, которыми он цепляется при прохождении речевого аппарата, и поэтому мы его все-таки соотносим с группой согласных звуков. Он сильно визжит, хочет протянуть свою песенку. Голос у него звонкий, почти как у гласной “И” -но ничего не получается, он быстро обрывается и поэтому соответствующую ему букву так и назвали И- краткое.

рис. 12 а, б

Буквы, не имеющие звуков “Ъ” и “Ь”, представлены как пустые сосуды – прозрачные, но со вспомогательными рисунками.

Когда звуки отворачиваются, то по их “спинкам” - цвету мы можем рассказать, где гласные – где согласные, где согласные твердые – где согласные мягкие.

По мере знакомства с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы.

Следующие таблицы показывают образование артикуляционных единиц: слияние, примыкание.

Хитрые гласные (двойные) второго разряда представлены особо.

Рассказывая сказку об их хитростях, на “звуковых человечках” наглядно демонстрируем (закрываем), как убегает “Йотик” и остается один звук.

Позже закрепим с детьми, в слиянии хитрые гласные обозначают 1 звук, а в примыкании 2 звука.

Если видим А, О, Э, У, Ы

Звуки слышим твердо мы!

Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я

Звуки слышу мягко я.

На место звука ставим ее графический знак – букву и, ориентируясь на букву, и “говорящий ротик” соответствующего знака начинаем читать.

Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик “Азбуки”.

В фундаменте два этажа. 1 этаж – гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж – гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).

Хитрые Е, Ё, Ю, Я, волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их “секретах”.

Выше на синих и желтых этажах живут согласные буквы. На синих – звонкие с колокольчиком (такие как сосульки, весенние ручейки, железный дровосек), на желтых – глухие со шляпкой (деревянные, как Буратино, соломенные, как Страшила”).

Особо живут парные согласные по звонкости – глухости. Окна спаренные.

В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы – зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости).

Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У “Ъ” - труба с синей обводкой. У “Ь” - труба с зеленой обводкой.

Познакомив детей со слиянием и примыканием, закрепляем чтение артикуляционных единиц через разнообразные виды работы с кубиками.

Постепенно в курсе изучения русского языка вводи “Сигналы орфографии”.

Эта же цветовая гамма и сигналы орфографии используются в схеме “Ошибкоопасных мест русского языка”

Идея таблицы заимствована из “схемы минного поля” Т.В. Шкляровой “Как научить Вашего ребенка писать без ошибок” (пособие для родителей)

Таблицы из сборника орфограмм уточняют и помогают закреплять в зрительной памяти школьников законы русского правописания.

Использование зрительных символов (знаков), опорных схем и представленной наглядности:

    • улучшает восприятие звуков речи;
    • способствует нормализации произношения;
    • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
    • совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
    • повышает готовность к обучению чтения и письма;
    • предупреждает об ошибкоопасных местах в слове;
    • развивает орфографическую зоркость;
    • активизируют умственную деятельность;
    • помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
    • предупреждают смешение понятий звуков и букв.
    • помогают усвоить:
  1. что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
  2. что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
  3. что многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся