Упражнения для звука х. Постановка и автоматизация звуков "т д". Постановка звука «Ж»

Зонд для постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные звуки (К, Г, Х) в речи ребёнка появляются достаточно рано, обычно до 2х лет, однако в практике не редко встречаются дети, у которых нарушено произношение этих звуков.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х,) можно прочитать .

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению заднеязычных звуков, выполняются определённые . В основном, это упражнения на укрепление мышц задней части языка.

Упражнения для подготовки к постановке заднеязычных звуков

1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, задняя часть спинки языка поднимается и опускается. Рот широко открыт. Необходим зрительный контроль в зеркале.

2. Присасывание спинки языка к твёрдому нёбу. Кончик языка у нижних дёсен.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Постановка звука Г

1. Звук Г ставится от звука К путём озвончения.

2. Так же звук Г можно поставить по аналогии со звуком К от слога ДА механическим способом.

ДА-ДЯ-ГЯ-ГА.

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки заднеязычных звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки заднеязычных Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Тема. Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука к.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущенном вниз кончике языка.

Предшествующая работа. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами воспитывалось при отработке звуков и, э, поднимать заднюю часть языка вверх - при отработке звуков о, у.

Подготовительная работа. Потренироваться перед зеркалом в правильном выполнении упражнения.

Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает поиграть в прятки: «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите. (Показывает.) А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы мы видели язык у нижних зубов. А теперь спрячьте язык далеко-далеко, а рот не закрывайте. У Вали хорошо спрятался язык. Иди, Валя, покажи, как ты умеешь прятать язык».

Проверять выполнение упражнения следует по подгруппам, чтобы логопед или воспитатель мог видеть каждого ребенка.

Методические указания. Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Воспитатель следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу. Если у кого-либо не получается это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка.

II этап работы (проводится как целое занятие)

Тема. Уточнение произношения звука к.

Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях.

Предшествующая работа. Проведено уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает игрушки или картинки (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка). Еще раз проверяет, как дети произносят звук к, чтобы выяснить, кому необходимо уделить большее внимание.

Рассказ «Кто как кричит?»

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили на прогулку в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «ко-ко-ко. » Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес», - ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «кука-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку): «ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку. ») Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».

Затем воспитатель опрашивает детей, кого они видели и кто как кричал.

Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к четко и отвечали на вопросы полным ответом.

III этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание четкого произношения звука к во фразовой речи и умения менять темп речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

Предшествующая работа. С детьми уточнено произношение звука к.

Подготовительная работа. Воспитатель разучивает с детьми стихотворение.

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва -

Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)Стали капли поспевать.

Капля каплю подгонять -

Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)

Методические указания. Следить за правильным произношением детьми звука к, за сменой темпа и соответствием хлопков каждому слогу в словах.

Для закрепления произношения звука к используем стихи и рассказы.

При копировании материалов с сайта,

* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.

* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

Постановка звуков [К], [Г] и [Х]

Звуки [К], [Г], [Х] относятся к группе заднеязычных звуков. Обычно к 2-3 годам дети самостоятельно осваивают произношение этой группы. Однако некоторые дети могут испытывать трудности в освоении этих звуков. Чаще всего это связано с недостаточностью мышечного тонуса органов артикуляции и (или) несформированностью фонематического слуха, отвечающего за узнавание и различение звуков речи.

Основные направления работы для постановки звуков [К], [Г] и [Х]

  • развитие фонематического слуха
  • выработка укладов и двигательных навыков с помощью артикуляционной гимнастики
  • постановка звука
  • автоматизация, или закрепление, звука

О других этапах и направлениях логопедической работы более подробно можно прочитать в статье «Постановка звука [Р]».

Упражнения для развития фонематического слуха

Взрослый называет разные звуки. Ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук [К]

А У И К Ы А К О У И К

С Т К Д П К Ф Б Х К

Взрослый называет слоги. Ребенок стучит ладошкой по столу, как только услышит слог со звуком [К]

ФА ЛА СА КА ША РА КА

МО ТО ХО КО ЛО СО КО

Взрослый называет многократно слово капитан - искаженно и правильно. Ребенок кивает головой: верно или неверно.

апитан, гапитан, капитан, тапитан, папитан, капитан

Вырабатываем артикуляционные уклады и двигательные навыки

Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звуков [К], [Г], [Х] уделите упражнениям «Киска», «Киска сердится», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки».

Артикуляция звуков [К], [Г], [Х]

Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть необходимо иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые складки.

Правильная артикуляция звука [К]

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук.

Правильная артикуляция звука [Г]

Такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Правильная артикуляция звука [Х]

Отличается от звука [К] тем, что задняя часть спинки языка образует не смычку с нёбом, а по средней линии образует щель.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Эти звуки ставятся с механической помощью. Логопеды используют для этой цели медицинский шпатель. В домашних условиях его можно заменить столовой ложкой или ставить (вызывать) звук чистым указательным пальцем.

Для постановки звука [К] просим ребенка произносить многократно слоги та-та-та, одновременно с этим, нажимом шпателя на переднюю часть спинки языка отодвигаем его постепенно назад (вглубь). С продвижением языка сначала слышится тя, затем кя, потом ка.

Если с первого раза не получится вызвать нужный звук, необходимо продолжить всё снова.

Так же ставится звук [Г] от слога да.

Звук [Х]ставится аналогично от звука с. Сначала слышится ся, затем хя и наконец - ха.

Если ваш ребенок умеет произносить звук [Г],но у него не получается глухой звук [К], то необходимо провести работу по различению «звонкости – глухости». Объясните ребенку, что эти звуки произносятся одинаково. Но звук [Г] произносится с голосом, а звук [К] – без голоса. Положите руку ребенка на свою шею в области гортани и поочередно произносите звуки. Ребенок должен почувствовать вибрацию от произнесения звонкого звука. Предложите ребенку произнести звук [К] как [Г], но без голоса.

Если не получится вызвать необходимые звуки самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.

Автоматизация, или закрепление, звука

Закрепляйте произносительные навыки постепенно. Отработайте сначала произношение звука в слогах, затем в словах. После этого можно переходить к фразам и стихам. На последнем этапе автоматизации вводите поставленный звук в связную речь.

Смирнова Юлия Владимировна

Вся информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Для диагностики и лечения необходимо обращаться к врачу лично!

Персональный сайт

Каталог статей

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту =>

1. Ребёнок должен "покашливать" вслед за педагогом. Широко открыть рот, чтобы ребёнок видел, где расположен язык взрослого, и, выдохнув воздух, имитировать лёгкое покашливание (такое, какое бывает. когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). "Покашливать" нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться лёгкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребёнок должен "покашливать" себе в ладонь.

​2. Показать ребёнку, как "покашливать" шёпотом - "покашливать" едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребёнок должен повторять за педагогом. Выполнять упражнение надо после полного выдоха.

3. Если получится правильный звук [к], то есть ребёнок, фактически произнесёт слог [кэ] , закрепив его, переходим к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: "Теперь будем покашливать так: [ка-ка-ка]"

4. В конце произнести звук изолированно, ребёнок повторяет звук за педагогом.

Постановка звука [Г’] по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук [К]

Постановка звука [Г] с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».

Постановка звука [Х] по подражанию.

а). - Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].

1. Покусать язык.

6. «Ветерок дует с горки»

Постановка заднеязычных звуков (К, Г, Х)

Зонд для постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные звуки (К, Г, Х) в речи ребёнка появляются достаточно рано, обычно до 2х лет, однако в практике не редко встречаются дети, у которых нарушено произношение этих звуков.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х,) можно прочитать здесь.

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению заднеязычных звуков, выполняются определённые упражнения артикуляционной гимнастики. В основном, это упражнения на укрепление мышц задней части языка.

Упражнения для подготовки к постановке заднеязычных звуков

1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, задняя часть спинки языка поднимается и опускается. Рот широко открыт. Необходим зрительный контроль в зеркале.

2. Присасывание спинки языка к твёрдому нёбу. Кончик языка у нижних дёсен.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Постановка звука Г

1. Звук Г ставится от звука К путём озвончения.

2. Так же звук Г можно поставить по аналогии со звуком К от слога ДА механическим способом.

Постановка звука Х

Добавляйте свои способы постановки заднеязычных звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки заднеязычных Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Методическая разработка на тему:

Постановка заднеязычных звуков в речи детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Звуки К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).

При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Постановка звука [к]

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически

механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

Аналогична постановка звука [г] от ДА; [х] от СА.

Постановка звука [г]

Постановка звука /Г’/ по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук /К

Постановка звука /Г/ с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».

Постановка звука [х]

Постановка звука /Х/ по подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим - горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

У ребёнка не получаются звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"]

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К"]. Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г"], хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х"]. Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

Звуки [К], [К"], [Г], [Г"], [Х], [Х"] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т"], [д], [д"], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К"] [Г], [Г"] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х"] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

Остались не поставленными звуки [Х], [ Х" ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка была представлена учениками 5а и 6а классов. Такая форма работа моим детям особенно нравиться.

Сценарий составлен по повести-сказке И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». В роли ведущих, автора - старшеклассники, а в роли букв - героев постановки могут быть сами первоклассники. Во время.

1. Логопедическое занятие:»Постановка звука (р)» (индивидуальное, старшая группа).2. Выступление «Значение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.».

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека.

От степени владения техникой дирижирования во многом зависит действенность восприятия дирижерских жестов коллективом. «Чтобы быть свободным в искусст.

положение о постановке на внутришкольный учёт учащихся.

Мультимедийный материал к уроку «Выполнение ящичного соединения на шип открытый прямой».

Логопед-А

О разрешении проблем речи у детей.

Навигация по записям

Постановка звуков «К, Г, Х»

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» - спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» - весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, - иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» - настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» - коньки, «тино» - кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» - гуси, «дездо» - гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» - хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» - гости, «леб» - хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки , - это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,

Водит деток около клеток.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.

Как Ока, широка наша река.

Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Коли Коля около колли,

То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой,

Идет козa с косым козлом,

Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или [Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

Га-га-га! - гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,

Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, - к сложному. Самое простое, - звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

У мышки в норке

В кладовке у мышки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

В миске у мышки

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К]. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х]: слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

У нас многонациональная страна, и поэтому в зависимости от принадлежности человека к какой — либо национальности произношение разных звуков может вызывать затруднение. Специфическое строение органов артикуляционного аппарата меняет силу и направление потока воздуха, выходящего из организма. Бывают случаи, когда разговаривая с кем-то, по акценту его речи понимаем, что он из другого региона, области или города. Но это не единственная причина, по которой плохо выговариваются буквы нашего алфавита. Данная статья, независимо от того где человек родился и где живёт, даст необходимый навык в правильном произношении звука, связанного с высоким подъёмом корня языка.

Возможные проблемы

Интересен факт произношения звука «к». Он напрямую связан с корнем нашего главного речевого органа. В ряде случаев звук произносится смазано и нечётко, цепляя другие звуки — «г», «х», «д», «т». Здесь возможна причина, связанная с врождённым отклонением. Могут повлиять на качество произносимого звука стрессовые ситуации, последствия повреждения органов речи и дыхания, после каких либо травм. Самая простая причина — ребёнок просто ленится. Мы должны вовремя, на раннем этапе разобраться с ситуацией и своевременно начать работу по коррекции речи.

Взгляд со стороны

Посмотрим на человека, у которого не всё нормально с дикцией. Общаясь с ним, трудно понять, о чём он говорит. Нередко отпадает желание продолжать разговор или что-то объяснять ему. Над таким человеком смеются, а многие даже злятся на него. У детей такие взаимоотношения очень ярко выражены. И вот поэтому надо править речь с раннего возраста, чтобы дети свободно себя чувствовали в обществе, хотя, конечно, эта проблема не относится к основным в жизни. Но если есть возможность, желательно потренировать речь, чтобы произношение было четким.

На что делаем акцент

Тонкость обучающего процесса в произношении буквы «к» заключается в том, что надо направить внимание малыша на внутреннюю (среднюю и заднюю) часть языка. Но в образовании выговариваемых букв активно участвуют и другие органы нашего речевого аппарата. Это верхняя и нижняя челюсть, губы, мягкое и твёрдое нёбо. Поможет нам в правильном взаимодействии всех этих органов артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

Занятие

Занятие артикуляционной гимнастики для звука «к» кроет в себе совокупность работы речевых органов и мозга. Ученик должен осмыслить положение артикуляционных органов и правильно их сориентировать. К тому же он должен, понять какие мышцы нужно напрягать, а какие расслаблять. В этом помогает ему педагог.

Организация занятий

Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.

Главные этапы обучения

Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.

1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.

2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.

3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.

4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.

5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.

6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.

7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.

8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.

9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.

Подсказки и вмешательства

Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.

Шагаем к цели

С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу. Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно. Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс. Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Для формирования правильного произношения звука [к’] предлагаю выполнять следующие упражнения:

«Прятки».

Цель : укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Наш Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели спокойно, голову держали прямо, не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу. Если у кого- либо не получается это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка.



«Змейка».

Цель : укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение выполняется в заданном темпе.

Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала-
Жало вынула опять,
Хочет всех вас испугать!

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Змейка».
Делай четко, плавно, не торопясь.
Повтори 8-10 раз.
Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и по описанию.

Цель : учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд.
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

«Пароход».

Цель : учить непроизвольно оттягивать язык кзади.
Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал?»

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...
Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе. Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.