Упражнения для автоматизации звука й. Коррекция произношения звука Й. Казачья колыбельная песня

Автоматизация звука [й] в слогах и словах по мотивам сказки «Маша и медведь»

Задачи:

  • закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.

Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

Ход занятия

I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Введение в тему.

Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

Я корзиночку взяла,
В лес с подружками пошла.
Но с тропинки сбилась я,
В дом к медведю забрела.

Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

II. Основная часть.

Объявление темы занятия.

Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

1. Кинезиологическое упражнение.

Идёт Маша, ягоды собирает:

Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

Покажите, как обрадовалась Маша.

2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

3. Уточнение артикуляционной позы звука [й] (с опорой на артикуляционную схему):

  • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
  • резцы сближены;
  • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
  • язык напряжён, есть желобок;
  • голосовые связки вибрируют, есть голос.

4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот).

Полную корзину ягод собрала Маша.

5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

6. Закрепление звука [й] в слогах .

а) Игра “Эхо”.

Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

Физкультминутка. Работа над тембром голоса.

б) Мимическое упражнение.

Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

А! А! – красота!

Увидал пирожки:

О! О! – всё моё!

И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

в) Игра “Запомни, повтори”.

Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

Ой-ой-ой – я хочу домой;

Ой- ой- ой – страшно мне одной;

Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

Давайте поможем Маше сделать пирожки.

Пирожки (с чем?):

Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала).

Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

Ой, горячо! Подуем на чай.

III. Заключительная часть.

Подведение итога. Прощание.


Разделы: Логопедия

Задачи: закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.
  • Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

    Ход занятия

    I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

    Введение в тему.

    Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

    Я корзиночку взяла,
    В лес с подружками пошла.
    Но с тропинки сбилась я,
    В дом к медведю забрела.

    Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

    II. Основная часть.

    Объявление темы занятия.

    Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

    Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

    1. Кинезиологическое упражнение.

    Идёт Маша, ягоды собирает:

    Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

    Покажите, как обрадовалась Маша.

    2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

    Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

    3. Уточнение артикуляционной позы звука [й](с опорой на артикуляционную схему):

    • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
    • резцы сближены;
    • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
    • язык напряжён, есть желобок;
    • голосовые связки вибрируют, есть голос.

    4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

    Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот). <Рисунок 1>.

    Полную корзину ягод собрала Маша.

    5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

    Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

    й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

    ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

    лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

    Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

    6. Закрепление звука [й] в слогах .

    а) Игра “Эхо”.

    Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

    май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

    лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

    куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

    Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

    б) Мимическое упражнение.

    Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

    А! А! – красота!

    Увидал пирожки:

    О! О! – всё моё!

    И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

    в) Игра “Запомни, повтори”.

    Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

    Ой-ой-ой – я хочу домой;

    Ой- ой- ой – страшно мне одной;

    Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

    г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

    Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

    Давайте поможем Маше сделать пирожки.

    Пирожки (с чем?):

    Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

    Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

    Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

    Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

    Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

    Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

    Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала). <Рисунок 2>.

    Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

    7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

    Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

    Ой, горячо! Подуем на чай.

    III. Заключительная часть.

    Подведение итога. Прощание.

    Жайворонок О. Б., учитель-логопед

    МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени

    Характеристика звука [ j "]

    Согласный, ротовой, щелевой, язычно-средненёбный, сонорный, мягкий.

    Описание правильной артикуляции

    Губы приближены к зубам.

    Зубы сближены.

    Кончик языка находится за нижними зубами.

    Боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам.

    Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

    Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.

    Звук [ j "] в слогах, словах и фразах

    Задание. Чётко произносить слова.

    Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як, якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, январь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, ярко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы, ярус, змея, акация, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян, моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна,

    Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья, свинья, статуя, перья, копья, прутья.

    Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, приём, питьё.

    Чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.

    Юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

    Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, ежедневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать, ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, боец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое, занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоровье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

    Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

    Задание. Чётко произносить слова с двумя звуками.

    Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

    Задание. Чётко произносить словосочетания:

    горячий чай
    маленький попугай

    моё платье
    колючий ёжик
    спелое яблоко
    зелёная хвоя
    маленькая Яна
    белая акация
    юная фея
    голодная гиена
    кожаный пояс
    раненый боец
    обойный клей
    едет еле-еле
    моё шитьё
    своё жильё
    поём втроём

    серый зайка
    высокие ели

    твоё яйцо
    колючая ёлка
    красивая ёлка
    колючий ёрш
    новая юбка
    зелёная туя
    бумажный змей
    смешная история
    тёмный подъезд
    умная хозяйка
    китайский чай
    лёгкое платье
    твоё бельё
    шьём вдвоём
    русский язык


    Задание.
    Чётко произносить чистоговорки.

    Я-я-я - Яна - ягодка моя.

    Я-я-я - Яков едет на маяк.

    Я-я-я - всё умею делать я.

    Я-я-я - с малышом гуляю я.

    Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

    Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

    Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

    Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

    Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

    Е-е-е - Яков едет на коне.

    Е-е-е - помогаю всем в семье.

    Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

    Задание. Чётко произносить предложения.

    Яна ест йогурт.

    Ёж тащит яблоко.

    Юра заводит юлу.

    Яна ест ежевику.

    Яков удит ершей.

    В ящике много яблок.

    Волк воет на луну.

    Юля решает задачу.

    Яша поёт в хоре.

    Ева играет на рояле.

    Под елью Яша нашёл ёжика.

    Яна поёт и танцует.

    Ева отдыхает на юге.

    На поляне ежиха с ежатами.

    Юра моет яблоки.

    Я сею сельдерей.

    Мы ели пироги с яблоками.

    В лесу поспели ягоды.

    Курица снесла яйцо.

    Корабль спустил якорь.

    Мой брат ходит в ясли.

    Ящерица юркнула в норку.

    У Яны новая юбка.

    Яна пьёт чай.

    Юра пилит доску пилой.

    Ева кушает суп ложкой.

    Мама моет пол водой.

    Рая кушает яблоко.

    Зоя кушает ягоды.

    Зоя даёт Яше ягоды.

    Юра и Яна катаются.

    Друзьям желают счастья.

    С ёлки сыпались сухие иголки.

    Я съел спелое яблоко.

    Змей упал на сарай.

    Яша поймал ящерицу.

    Мая и Ева гуляют.

    В лесу стоят старые деревья.

    Яблоко упало с яблони.

    У Яши на воротнике якорь.

    Яхта плывёт мимо маяка.

    Акация и ясень - деревья.

    Рая боялась ящериц.

    Майя и Зоя в яслях.

    Маяк светит ярко.

    Ящерица и змея похожи.

    У Юры поющая юла.

    Юля стирает юбку.

    Дует южный ветер.

    На пароходе уютные каюты.

    Птицы вьют гнёзда и поют.

    Осенью они улетают на юг.

    Я встаю рано и помогаю маме.

    У Юры на крючке ёрш.

    У ёлки ёжик.

    Юра ёжится от холода.

    В этом водоёме ерши.

    На ёлке поёт птичка.

    Яша даёт ёжику молоко.

    Федя поёт песни.

    Яна собирает ежевику.

    Ева едет в поезде.

    Евгений умеет ездить верхом.

    В клетке живёт енот.

    В чайнике заваривают чай.

    Соловей поёт весной.

    Май - тёплый весенний месяц.

    Над Юрой вьётся рой пчёл.

    Майя надевает майку.

    Петя, полей из лейки.

    Охотник с лайкой идёт по тайге.

    В лесу слышен вой и лай.

    Ева даёт ёжику еду.

    На яблоне спелые яблоки.

    Россия - это моя Родина.

    У Яны два яблока.

    Моя мама добрая и умная.

    Моя кошка ласковая.

    Ева рисует ели.

    У ежа старые красные тапки.

    У Евы новые красные тапки.

    У Юры брат юнга.

    У Юли новая юбка.

    Юра и Юля поют.

    Юра уехал на юг.

    Задание. Выучить наизусть. Чётко произносить три раза подряд, убыстряя темп.

    Скороговорки.

    Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.
    Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
    Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.
    Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

    Задание. Чётко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).

    Потешки

    Ежевику ела Ева,
    Кустик - справа, Ева - слева.

    Ёж под ёлкою лежит
    И от холода дрожит.

    Юра с Юлей не играл,
    Он юлу ей не давал.
    Яна якорь вышивала,
    Молча яблоко жевала.

    Ягод нет кислее клюквы.
    Я на память знаю буквы.

    На якоре ялик стоял у причала,
    Волна, набегая, тот ялик качала.
    А ёж-капитан по причалу ходил,
    Насвистывал песню и трубку курил.

    Ай, баю, баю, баю,
    Не ложися на краю,
    Придёт котик ночевать,
    Мою доченьку качать!

    Курочка моя,
    Умница моя.
    Вот пшено, водичка.
    Дай ты мне яичко,
    Умница моя.

    Ялик
    с якорем
    у Яшки.
    Якорь
    даже

    на тельняшке.
    Моряк наш Яшка!

    Е. Благинина

    Это яблоневый сад,
    Это яблоневый сад.
    Щёки яблоки надули
    И под листьями висят.

    Ой-ой и Ай-ай

    Ой-ой-ой! - сказал ОЙ-ОЙ. -
    Я, мой друг, совсем больной!

    Ты пойди-ка, погуляй!

    Всё пройдёт! - сказал АЙ-АЙ.

    Поиграй-ка, зайка,
    поиграй со мной.
    Отвечает зайка:

    Не могу, больной.

    Ой-ой-ой, - бедный!

    Е. Благинина

    Если Енот в ежевику полез,
    Еле спасём от иголок его.
    Если же Ёж в ежевику полез,
    То неизвестно ещё - кто кого!

    Скачет зайка маленький
    Около завалинки,

    Быстро скачет зайка -
    Ты его поймай-ка.

    С. Маршак

    Наша утка - крякалка,
    А Серёжка - якалка:

    Я сумею, я могу,
    я быстрее пробегу!

    Отдохни немножко,
    якалка Серёжка!

    И. Демьянов

    Колыбельная

    Баю-бай, баю-бай,
    Ты, собачка, не лай,
    Белолапа, не скули,
    Мою Яну не буди.
    Темна ноченька - не спится,
    Моя Яночка боится.
    Ты, собачка, не лай,
    Мою Яну не пугай!

    У меня есть лейка.
    Ой, какая лейка!
    Видели вы лейку
    Новую мою?
    Как луна сияет...
    Если будет сухо,
    Я её наполню
    И цветы полью.

    Л. Деляну

    Сельская песня

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит,

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    С нею солнце краше,

    И весна милей...

    Прощебечь с дороги

    Нам привет скорей...

    Дам тебе я зёрен,

    А ты песню спой,

    Что из стран далёких

    Принесла с собой...

    А. Плещеев

    Весёлые путешественники
    Мы едем, едем, едем
    В далёкие края,
    Хорошие соседи,
    Счастливые друзья.
    Нам весело живётся,
    Мы песенку поём,
    И в песенке поётся
    О том, как мы живём.
    Красота! Красота!
    Мы везём с собой кота,
    Чижика, собаку,
    Петьку-забияку,
    Обезьяну, попугая -
    Вот компания какая!

    С. Михалков

    Дуют ветры в феврале,
    Воют в трубах громко,
    Змейкой мчится по земле
    Белая позёмка.
    Над кремлёвскою стеной
    Самолётов звенья.
    Слава армии родной
    В день её рожденья!

    С. Маршак

    Под Новый год
    Говорят, под Новый год
    Что ни пожелается -
    Всё всегда произойдёт,
    Всё всегда сбывается.
    Могут даже у ребят
    Сбыться все желания,
    Нужно только, говорят,
    Приложить старания.
    Не лениться, не зевать
    И иметь терпенье,
    И ученье не считать
    За своё мученье...

    С. Михалков

    Новая девочка

    Девочка новая в детском саду.

    К девочке новой сейчас подойду:

    Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

    Вот наши игрушки, вот слон заводной.

    Я. Найдёнова

    Падают листья

    Падают, падают листья -
    В нашем саду листопад...
    Жёлтые, красные листья
    По ветру вьются, летят.
    Птицы на юг улетают -
    Гуси, грачи, журавли.
    Вот уж последняя стая
    Крыльями машет вдали.

    М. Ивенсен

    Улицей гуляет
    Дедушка-мороз,
    Иней рассыпает
    По ветвям берёз;
    Ходит, бородою
    Белою трясёт,
    Топает ногою,
    Только треск идёт.

    С. Дрожжин

    Ягодка по ягодке
    Собирала я в лесу
    ягоду малину.
    Я домой не донесу
    полную корзину.
    Ягодка по ягодке,
    ягодка по ягодке -
    дело подвигается,
    ягод убавляется...
    Солнце греет горячо,
    далека дорога.

    Не отведать ли ещё
    ягодок немного?
    Ягодка по ягодке,
    ягодка по ягодке.
    Тают, как снежинки,
    ягоды в корзинке.
    Закатилось солнышко,
    показалось донышко,
    а на донышке видна
    только ягодка одна.
    Не идти же с ней домой!
    Съем её - и с плеч долой.

    Н. Саконская

    Помчался

    Не угнаться

    За тобой!..

    С. Я. Маршак

    Поспевает брусника,
    стали дни холоднее,
    и от птичьего крика
    в сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают
    прочь за синее море.
    Все деревья блистают
    в разноцветном уборе.

    К. Бальмонт

    Какие бывают слова
    Есть сладкое слово - конфета.
    Есть быстрое слово - ракета.
    Есть кислое слово - лимон.
    Есть слово с окошком - вагон.
    Есть слово колючее - ёжик.
    Есть слово промокшее - дождик.
    Есть слово упрямое - цель.
    Есть слово колючее - ель.
    Есть книжное слово - страница.
    Есть слово лесное - синица.
    Есть слово пушистое - снег.
    Есть слово весёлое - смех.

    М. Пляцковский

    Яблоко спелое, красное, сладкое,
    Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
    Яблоко я пополам разломлю,
    Яблоко с другом своим разделю.

    В лесу недолго до беды.
    Умей запутывать следы!
    Попробуй, угадай-ка,
    Куда девался зайка!
    Туда-сюда петляет след.
    Где зайка был, там зайки нет!

    Вдруг весенний ветер

    налетел с горы.

    Он подкрался к детям

    и унёс шары.

    Улетели стайкой,

    лёгкою, цветной...

    Ну-ка, угадай-ка:

    от кого - какой?

    Разные-разные,

    воздушные шары.

    Н. Саконская

    Задание. Чётко произносить тексты. Пересказывать (на выбор).

    Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

    Папа поймал зайку. Он отдал зайку Юре. Юра посадил зайку в сарай. Он кормил зайку капустой. А потом Юра выпустил зайку.

    Яша и Яна собирали яблоки. Они увидели на пне змею. У змеи яд. Змея опасна. Яша и Яна убежали от змеи.

    Я была дома одна. Пришла моя бабушка Яна. Она купила яблоки и ягоды. Спасибо, бабушка!

    У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удастся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

    Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

    Сереже купили ежа. Увидел Серёжа колючий шарик и спросил:

    Это ёжик от холода съёжился?

    Нет, он просто боится. Давай нальём ёжику молока.

    Он пьёт, пьёт! Какой забавный ёжик!

    Под яблоней

    Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

    Яша, Зоя и Рая пришли в сад. В саду росли яблони. На яблонях было много яблок. Дети кушали яблоки. Яблоки были вкусные.

    Зайчишки (литовская сказка)

    Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:

    Я с усами, и вы уже с усами. Так вот, значит, добывайте себе пропитание сами.

    С тех самых пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу; ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добыть себе пропитание сами.

    1. Что сказал зайчатам их отец?

    2. Как живут зайчата?

    На сосне да ёлке растут иголки. Зелены да колки. Зимой и летом одним цветом, а ушка-то и нету! Нитку не проденешь, платье не сошьёшь!

    Дядя Евсей - егерь. Быть егерем - очень нужное и почётное дело. Егерь охраняет лес и всё живое в нём. Дядя Евсей выхаживает малышей, если взрослое животное погибнет. Ещё егерь помогает больным и раненым животным. Каждый день дядя Евсей объезжает лес и защищает его от пожаров и браконьеров.

    В дупле у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Ева и Егорка увидели в норке маленьких ежат.

    Ева, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё маленькие.

    Я только поглажу ежат, - ответила Ева.

    На другое утро дети пришли снова к норке ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

    Жил-был ежонок, да такой ленивый! Даже иголки у него были не колючие. Ежиха еле-еле научила его есть. Ежонок лежит под елью - ест да спит, спит да ест. Однажды ежиха не вернулась к ежонку. Ждал, ждал он её, но есть хочется, пришлось вылезать. Вскоре стал ежонок, как все взрослые ежи, колючими научился сам находить себе еду.

    Что такое юрта? - спросила Юля дядю Юру.

    Юрта - это лёгкий круглый дом, который можно перевозить, - ответил дядя Юра.

    А из чего делают юрты? - спросила Юля.

    Юрты делают из лёгких, гибких прутьев, а сверху покрывают их тёплым войлоком.

    Мама купила Юле голубую юбку. В новой юбке Юля пошла гулять. Юля бегала и повсюду лазила, а когда вспомнила про нарядную юбку, то увидела, что её новая юбка превратилась в грязную.

    Юзик прочитал в книге про храброго юнгу. Он тоже захотел стать юнгой. Но папа сказал: «Чтобы стать юнгой, надо быть сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать юнгой, надо учиться на "пять"». А бабушка прибавила: «Чтобы стать юнгой, надо мне помогать».

    Про зайку

    Глупый зайка попал под трамвай. Ему отрезало лапки. Зайка плакал. Плакала зайкина мама. Плакал зайкин папа. Все плакали. Добрый доктор Айболит пришил зайке лапки. Спасибо, милый, добрый доктор. Не бегай на красный свет, зайка! Это опасно! И зайка всегда ждёт зелёный свет. Теперь он стал умным.

    1. Что случилось с зайчонком?

    2. Почему зайка попал под трамвай?

    3. Что сделал доктор Айболит?

    4. На какой свет светофора можно переходить улицу?

    5. На какой свет нельзя переходить улицу?

    6. А что делают, когда на светофоре горит жёлтый свет?

    Помог ли Яша тёте Майе? Достаёт как-то тётя Майя швейную машинку, чтобы сшить Яше майку.

    Ну-ка, Яшенька, помоги мне, дай-ка вон тот синий кусок материи, - просит она.

    Тётя Майя, а я уже из него вырезал майку. Посмотрела тётя Майя и ахнула: от материи остались одни

    лоскутки.

    Тётя Майя, не сердись, я хотел, чтобы майка сшилась поскорее, - оправдывается Яша.

    А как ты думаешь, помог Яша тёте Майе или нет?

    1. Что решила сделать тётя Майя?2. О чём она попросила Яшу?

    3. Что ответил Яша?

    4. Что должен был сделать Яша, чтобы по-настоящему помочь тёте Майе?

    На яблоне выросли красивые румяные яблоки. Яблоня была большая и старая, и яблоки на ней висели высоко. Яша и маленькая Яночка попросили дедушку Якима нарвать яблок с этой яблони.

    Яша хочет быть моряком и носит рубашки с якорем. Один раз дедушка Яким рассказал, что якорь есть у каждого корабля. «Моя игрушечная яхта тоже корабль», - подумал Яша. И он приделал якорь к своей яхте. Вот яхта в ванне, а Яша то поднимает, то опускает якорь.

    На камне грелась красивая нарядная ящерица. Ксения стал её ловить и схватила ящерицу за хвост. Но ящерица оставила свой хвост и убежала. Ксения подержала хвост, а потом заплакала и сказала: «Теперь ящерица стала некрасивая и бесхвостая». «Не плачь, Ксения, - сказала старшая сестра Майя. - Скоро у ящерицы вырастет новый хвост».

    Земляника

    Рая спросила: «Какая она - земляника?» Яна ответила: «Она красная, крупная, сладкая». Ева возразила: «Нет, она не крупная, а как бусинка, и вся розовая».

    Яна заспорила: «Но я сама собирала землянику у нас в саду».

    Юля сказала: «У вас в саду не земляника, а клубника. А земляника - в лесу, на поляне».

    Юра улыбнулся и заметил: «Земляника бывает лесная, дикая, а бывает садовая. Вот она-то крупная».

    Кто сказал, что ящерица противная? Как только у него язык повернулся? Наверное, он ящерицу никогда близко не видел.

    Особенно красива ящерица весной. Весной она в праздничном зелёном наряде: горят щитки и чешуйки! Сказочная малахитовая красавица. И уж если лягушки бывают царевнами, то ящерицы и подавно!

    Н. Сладкое

    Ева с папой поехали в еловый лес за ёлкой. Там лесник разрешил им срубить одну ёлочку. Ева выбрала самую пушистую ёлку. Когда папа хотел срубить ёлочку, Еве её стало жалко.

    Не надо рубить ёлку. Пусть эта ёлочка растёт, - сказала Ева. - Дома мы поставим ёлку искусственную.

    Мама, я купила ёршика, - сказала Ева.

    Где, где ёршик? Покажи! - попросил братик Егорка. Ева достала из сумки ёршика.

    Это не ёршик, а какая-то щётка, - огорчённо сказал Егорка. - Ёршик - это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ёршик.

    Правильно. Есть рыба - ёрш, а это щётка для мытья бутылок, - объяснила Егорке Ева.

    Лиса и Ёж

    Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

    А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

    Да не то чтобы некрасивый...

    Может, я с колючками неуклюжий?

    Да не то чтобы неуклюжий...

    Так какой же я такой с колючками-то?

    Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

    Я Сладкое

    Два певца

    Ну что ты, Соловей, всё поёшь да поёшь? На заре поёшь, днём поёшь. Даже ночью поёшь?

    Это я не пою, это я ещё только учусь.

    Учишься? Эх ты, неумёха! А я уж давно научилась. Вот слушай: кар-кар-кар!

    С. Иванов

    Яшка бяка

    День был ясный-ясный, а котёнок Яша хмурый и сердитый. Он гулял по двору и упал в яму. Вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то всё равно! Яша тогда стал всех подряд дразнить. Лягушонку язык высунул - лягушонок обиделся.

    Ага, вот тебе!

    Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык показал. Ящерица глазами хлоп-хлоп - и в слёзы.

    А Яша уже ягнёнка своим языком дразнит. Ягнёнок смотрел-смотрел и говорит.

    Бяка ты, Яша.

    Я - бяка? Ну, тогда держись!

    Влез он на кучу ящиков, а тут с яблони яблоко упало и прямо Яше по лбу - бац!

    Мяу!!! - замяукал Яша, думая, что это на него ястреб напал. Скатился с ящиков, хвост трубой - и домой.

    Всё маме расскажу! А все смеются.

    Бяка-бояка и ябеда!

    Длинная змея (перевод со шведского)

    Жила-была у нас змея. Такая длинная змея, такая длинная змея - длинней змеи не видел я.

    Такая длинная змея, что я сравненья не найду. Читает книгу голова, а хвост купается в пруду. Однажды дома голова пила с вишнёвым джемом чай. А хвост отправился гулять и покататься сел в трамвай.

    Ну, а теперь, пожалуй, мне пора кончать стихи мои,

    Чтоб и они не стали вдруг длиннее длинной той змеи.

    Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает».

    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

    Замена звука й на звук ль относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Звук й нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким ль (в его нижней и верхней артикуляции).

    Сбой в артикуляции: кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

    Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

    I этап: дифференциация неречевых звуков.

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
    На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
    На данном этапе можно использовать следующие игры:
    Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

    Игра «Тишина»

    Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

    Игра «Угадай, на чём играю»

    Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

    Игра «Шумовые баночки».

    Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

    II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

    Дифференциация звуков по долготе:

    Игра «Близко – далеко».

    Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

    Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

    Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

    Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

    Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

    Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

    Дифференциация по высоте:

    Игра «Угадай, кто сказал».

    Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

    III этап: дифференциация слов

    1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

    Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

    мак, бак, так, банан;

    сом, ком, индюк, дом;

    лимон, вагон, кот, бутон;

    2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению:

    Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка; Маша, Саша, Даша и т. д.).

    Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

    Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

    3.Дифференциация в словах квазиомонимах.

    Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

    А) Дифференциация гласных звуков : ки т-ко т, па лка-по лка, до м-ды м, со к-су к, бу тон-ба тон и т.д.

    б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : кл асс-кв ас, р ечка-п ечка, М аша-к аша

    в) Дифференциация шумных звуков : б инт-в инт, б очка-д очка

    г) Дифференциация между сонорными звуками : игл а-игр а, кор обок-кол обок

    д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук-л юк, м ышка-м ишка

    е) Дифференциация звонких и глухих звуков :г орка-к орка, иг ра-ик ра

    ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки-т анки, С еня-В еня

    ж) Дифференциация внутри свистящих звуков : коз а-кос а, зуб -суп

    з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

    и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар-ж ар, лещ –леч ь

    К) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

    IV этап: Дифференциация слогов.

    Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог йа.

    КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.)

    ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

    ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

    ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

    РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

    V этап: Дифференциация фонем

    На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.


    Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

    Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
    1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
    2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

    Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук й

    А-О-Й-У-Ы-И

    К-Т-Й-П

    Ф-Й-Х-С-Ш

    Г-Й-Б-Д

    В-Ж-Й-З

    Р-Л-М-Й-Н

    VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

    Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

    Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

    Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

    -Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

    Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.(В начале даются слова легкими звуками: р ука-пар -вор она) й од-воробей -чай ка.

    Лото «Необычные цветы»

    На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

    Игра «Светофор»

    Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

    Для подготовки к постановке звука Й используются упражнения на подъём спинки языка:

    - «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

    "Мостик построим - мостик разрушим" : Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.

    Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

    Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

    Санки привезли ребятки
    Горка есть и – всё в порядке!

    «Кошка сердится» - язык выгибается, конец его смотрит вниз.

    Улыбка» («Лягушка»)
    Цель.

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
    Описание .
    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звуки . Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
    Внимание!
    1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
    2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
    3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

    Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

    Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

    Постановка звуков.

    Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

    После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

    Другими приемами постановки звука й будут следующие:

    а) произнесение звукосочетаний йа-йа при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я , т.е йа );

    б) использование как промежуточного звука ЗЬ (нажимая на кончик языка при произношении звука ЗЬ , получается звук й);

    в) озвончение звука ХЬ.

    В случае замены звука й через ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

    1.Автоматизация в слогах

    Йо-йо-йо-йо ай-ой-эй-ий

    ен-ен-ен-ен ой-ий-ай-эй

    ён-ён-ён-ён эй-ай-ий-ой

    юн-юн-юн-юн ий-эй-ой-ай

    Чистоговорки

    Ай-ай-ай - скоро май.

    Уй-уй-уй - ветер, дуй.

    Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

    Эй-эй-эй - сидит на ветке воробей.

    2.Автоматизация в словах

    Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
    Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: ежик, вьюнок, маяк, юбка, чайник, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, змея, ежи, ежевика, поезд, ружье, приемник.

    Ход игры . Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

    3.Автоматизация в словах и фразах

    Игра «Скажи, что ему делать»

    Цель. Автоматизация звука Й в словах и фразах.

    Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

    Ход игры . На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

    Автоматизация звука в тексте

    Знает юнга южный край,

    Есть у юнги попугай!

    Юнга наш - герой бесстрашный!

    Юный юнга, но отважный!

    4.Дифференциация звуков в произношении:

    Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

    Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й - опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.

    Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

    Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

    я- я я- ля л я- я- ля я- л я-я

    ле - е е - ле ле - е - ле е - ле - е

    лю - ю ю - лю лю - ю - лю ю - лю-ю

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками

    Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

    ля - е ли - ю ле - ю - ля

    лю - я ле - е л е - е - ли

    е - ли я - лю ли - я - лю

    ю - ле е - ля ля - е - ле

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах

    Четко повтори пары слов.

    В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

    и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й.

    Яна - Ляля, Мая - миля, юбка - любим, ежик - лежа, яхта - лямка, йод - лед, юг - люк, есть - лезть, ехать - лето, поет - полет, ябеда - лебеда, юнга - клюква, едва - листва, дай - даль, мой - моль, топай - тополь, куй - куль, бой - боль, соя - солит, стая - встали.

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов

    (местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения. Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

    Например: Я пою- они пели. Я киваю- они кивали.

    Я знаю- они (знали), я умею - они (умели), я пою - они (пели), я даю - они (давали), я кидаю - они (кидали), я киваю - они (кивали), я покупаю - они (покупали), я топаю - они (топали), я пылю - они (пылили), я пилю - они (пилили), я лью - они (лили), я клею - они (клеили), я пью - они (пили).

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове - названии объекта

    Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

    Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах предложения

    Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.

    У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

    Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения

    Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

    Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

    Дифференциация звуков Й –ЛЬ в тексте

    Как у нашей ЛЮБОЧКИ
    В складочку все ЮБОЧКИ!

    Я на пляже видел ГАЛЬКИ! -
    Ни одной на пляже ГАЙКИ!

    Очень жалко плащик МОЙ:
    В нём дыру проела МОЛЬ...

    Была ВОЙНА. За боем - БОЙ...
    Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?

    Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах

    Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем

    весь рассказ целиком.

    ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

    Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.

    III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

    Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

    На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.

    Звук Ю-(йу) обозначает два звука: - в начале слова -после гласного звука; -после Ь(мягкого) знака

  • 5. Послушай и повтори аю играют читают отвечают помогают рисуют танцуют гуляют вытирают
  • 6. Измени глаголы по образцу Я читаю Я рисую Я пою Я танцую Я встаю Я работаю Они читают Они … Они … Они… Они … Они …
  • 7. Собери слово из слогов но ша по ла сто мор Ю ный ра мо
  • 8. Составь словосочетания Вытирают Читают Помогают Выполняют Рисуют задание бабушке Пыль красками журнал
  • 9. Вставь глаголы в предложения. Я громко… песню о дружбе. Они …пыль с подоконников. Ребята … на учас(т)ке. Девочки…бальный танец. Одноклассники … в шахматы. Слова: играют, работают, пою, исполняют, вытирают
  • 10. Выделяй голосом логическое ударение Неслышно с неба льются Весенние лучи. Прислушайся: смеются, Звенят, поют ручьи.
  • Прочитай текст Я встаю рано утром. Хватаю полотенце и бегу на речку. Снимаю рубашку, прыгаю в прохладную воду. Плаваю, ныряю. Потом вылезаю, вытираю тело полотенцем. Быстро иду домой.
  • Прочитай стихотворение -Дождик, дождик, Что ты льёшь, Погулять нам не даёшь! -Я водою дождевою Землю мою, Мою, мою! Мою крышу и забор, Мою улицу и двор.
  • 13. Поздравь маму с 8 Марта. Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с Международным женским днём. Желаю быть здоровой, красивой и любимой. Целую. Юра.
  • 14. Южно-Африканская Республика Южная Корея Южный Судан Назови страны на букву Ю
  • 15. Назови города на букву Ю Южа Южно-Уральск Юрга Юрмала
  • 16. Юнко Юрок Юхина Желтоголовая Назови птиц на букву Ю
  • 17. Назови слова на букву Ю
  • 18. Отгадай имена по первым буквам
  • 19. Дополни предложения 1. По парку шёл … . 2.Кокосовое дерево вырастили… 3.В магазине продавали красивые … . Слова: юннаты, юноша
  • 20. Дополни предложения 4. помогал матросам на корабле. 5.Киргизы живут в … 6. учились в военном училище. Слова: юнкера, юрта, юнга
  • Прочитай стихотворение на букву Ю На самом краешке стола Крутилась юркая юла. Крути, малыш, юлу свою, Она всегда на букву Ю.
  • Прочитай. Правильно говори звук Ю Юра к Юле в гости пришёл, Юлой они играли хорошо, Букву Ю они узнали, Всем о букве рассказали.
  • 23. Однажды букве Ю стали задавать вопросы, а она на них отвечала: Чем ты любишь играть? - Юлой. Что ты любишь носить? - Юбку. Где ты хочешь жить? - На юге. Кем ты хочешь стать? -Юнгой. Какие планеты ты знаешь? - Юпитер. Ответь на вопросы вместе с буквой Ю
  • 24. Отгадай загадку Я в июне и июле, Чтобы не случилось вдруг Вместе с мамой уезжаю. А куда? На …
  • 25. Отгадай загадку Ребятам весело со мной, На ножке я кружусь одной. Пока верчусь, я не тужу, Кружу-жужжу, Жужжу-кружу.
  • 26. Отгадай загадки Одежды не шью, А ткань всегда тку. Летом вырастают, а осенью опадают.
  • 27. Назови существительные в единственном и множественном числе Вьюга- вьюг… Вьюнок-вьюнк… Каюта-кают… Юнга-юнг… Юра-Юр… Юноша –юнош…
  • 28. Ответь на вопросы -Когда бывает вьюга? -Когда улетают птицы?
  • 29. -Когда возвращаются птицы? -Где растёт вьюн? Ответь на вопросы
  • 30. -Где живёт рыба вьюн? -Когда видны на небе звёзды? Ответь на вопросы
  • 31. Отгадай слова, а потом букву Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода - Птицы улетят туда. Юкола Юг Юбка
  • 32. Послушай, поставь ударение в словах. Подбери слова к ритмам Юнга Юпитер Юля Юноша Юркий
  • Прочитай скороговорки  Юлил, юлил-и выюлил.  Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.