Сколько слогов в слове элегантные. Правила деления на слоги. Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

    Количество слогов в слове определяется количеством гласных , которые находятся в этом слове. В слог должен обязательно входить гласный звук, например, в слове quot;го-ло-ваquot; имеются три гласных , поэтому в нем три слога .

    Следует отличать фонетический слог от слога для переноса. Фонетический слог представляет собой один гласный звук в сочетании с согласными звуками. Слоги для переноса могут не совпадать с количеством фонетических слогов. Например, в слове quot;о-го-родquot; три фонетических слога, но только два слога для переноса: quot;ого-родquot; . Здесь вступают в действие правила переноса слов с одной строки на другую.

    Слоги в словах

    Еще со школьной скамьи запомнила одно простое правило, которое мне на протяжении всех учебных дней помогало определять количество слогов в слове. А правило это звучало так:

    сколько в слове гласных — столько и слогов .

    Разберем на конкретном примере?

    Слово ра ду га — жирным я выделила все гласные в слове. Их получилось три: quot;аquot;, quot;уquot; и еще одна quot;аquot;. Таким образом, в слове quot;радугаquot; три слога: ра-ду-га.

    Более сложное слово — увеличение. Выделим все гласные жирным.

    Получается так: у ве ли че ние . На этот раз гласных получилось много: quot;уquot;, quot;еquot;, quot;иquot;, quot;еquot;, quot;иquot;, quot;еquot;. В этом слове шесть гласных, соответственно, и шесть слогов . Разбиваем на слоги: у-ве-ли-че-ни-е.

    Хочу обратить внимание, что слог может состоять из одной гласной , однако при переносе оставлять на строке или переносить на новую строчку одну букву нельзя.

    По существующему определению в русском языке, слог является минимальной фонетической и фонологической единицей. В то время, когда мы применяем фонему как минимальную звуковую единицу, слог мы применяем в языкознании как минимальную произносительную, или артикуляционную, единицу речи . Так же нам известно, что в русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности. Структурно сам слог обычно состоит из одного или нескольких звуков . Эти звуки следуют непосредственно друг за другом . В составе самих слогов можно выделить ядро, или как ее еще называют, вершину. Ядро составляет чаще всего некоторый гласный звук . После ядра идет как правило некая периферия , которая обычно представлена теми или иными согласными буквами и звуками соответственно. Ядро всегда является обязательным элементом слог а, а вот наличие периферии в некоторых случаях может быть необязательным, и полностью отсутствовать. Таким образом, мы видим, что считать необходимо ядра, то есть обязательные элементы слога, так как необязательные элементы слога (периферия) в слове попросту могут совершенно отсутствовать. Иными словами, если мы пересчитаем все гласные (ядра), то получим ответ на заданный вопрос. Но хочется еще вспомнить и такое некое устройство, которое все мы в детстве применяли на уроках русского языка, чтения и литературы, как в школе, так и дома. Помнится, мне еще мама шила такую штуку, вспомнил, quot;кассыquot; — так называлась эта учебная вещь. В ней или в них, в кассах, в отдельных кармашках как раз таки находились маленькие карточки с буквами и слогами. Карточки покупались в магазине и вырезались из листа картона ножницами, долго и аккуратно (помню сидел битый час). В итоге мы могли наглядно составить слово как из букв, так и из слогов. Поэтому, если мы повторим эту процедуру, и разложим слово на фрагменты, то опять же получится результат, то есть ответ на искомый вопрос. К примеру в слове quot;ка-шаquot; два слога, а в слове quot;мо-ло-коquot; три слога. Это видно наглядно, как при использовании карточек, а так же и при подсчете гласных букв. И в первом слове их две, а во втором слове гласных всего три. Конечно есть слова и посложнее, но принцип остается один и тот же.

    Ну, насколько я знаю, количество слогов можно посчитать по количеству гласных букв. Обычно они совпадают. То есть слог это некое quot;сообществоquot; гласной и согласной или согласных букв. К примеру слово яблоко можно поделить на слоги яб-ло-ко (3 слога) (надеюсь правильно поделила:)))

    Интересный вопрос. Насколько я помню школьный курс русского языка в начальных классах, количество слогов в слове равно количеству гласных букв в этом слове. Таким образом, чтобы посчитать количество слогов, надо посчитать количество гласных букв.

    Посчитать фонетические слоги в ловах достаточно легко. Для этого нужно определится с количеством гласных звуков. Сколько гласных насчитаете — столько и слогов в слове. Правда существует еще и слог для переноса слов на другую строку и он может значительно отличаться от фонетического.

    Мне больше нравится этот способ определения количества слогов.

    Ставите ладонь под подбородок и произносите медленно слово. Например, слово парикмахер.

    Сколько раз подбородок придавит ладошку, столько слогов и будет.

    Большое затруднение вызывают Й, Ь, Ъ. С помощью подбородка легче определить, в какой слог они входят.

    О способе, предложенном Дольфаникой, тоже слышала, но это метод весьма детский 🙂 Мне кажется, человеку, который уже знает, что такое гласные буквы, проще их посчитать) Хотя, не спорю, возможно, кому-то в quot;полевых условияхquot; так удобнее) Принцип-то тот же, при произношении гласных букв рот открывается сильнее и подбородок опускается 🙂

    В слове гласный звук произносится с голосом, при этом происходит выдыхание воздуха, воздушный толчок. Поэтому в русской фонетике насчитывают столько слогов в слове, сколько в нем содержится гласных звуков . Гласный звук является слогообразующим. При этом в русской фонетике превалируют открытые слоги — это слоги, заканчивающиеся на гласный или просто представляющий собой гласный, например:

    а-ка-ци-я,

    сол-не-чный,

    здо-ро-вый,

    о-тли-чник,

    Как видно из примеров, закрытый слог образуют только сонорные в начале слова или в середине его, а в конце, как правило, если есть любые согласные, они закрывают слог.

    Фонетическое слогоделение очень часто не совпадает с орфографическим переносом слов.

    Убедимся в этом:

    о-ри-ен-та-ци-я — фонетическое деление слова на слоги;

    перенос слова: ори-ентация, ориен-тация, ориента-ция.

    Все гласные-одиночки, хотя и слогоообразующие, сами по себе не подлежат переносу, а присоединяются к последующим или предыдущим слогам, так как орфография запрещает перенос одной буквы, гласной или согласной, с одной строки на другую.

    Возьмем для примера слово:

    нАпИсАнИЕ -в этом слове 5 гласных букв, значит и слогов пять.Разобьем слово на слоги

    НА-ПИ-СА-НИ-Е

    Нужно лишь учесть, что слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.

    Или ещ пример:

    вЕртОлт-в слове 3 гласных буквы, значит и слога 3.Разобьем слово на слоги ВЕР-ТО-ЛЕТ.

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Известно, что при произношении слова распадаются на слоги.

Слоги и их классификация

Слогом можно назвать звук или сочетание звуков , которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Только гласные звуки являются слогообразующими. Согласные же просто прикрепляются к гласным, образуя слог. То есть, сколько в слове гласных, столько в нем и слогов . Слова могут быть односложными (только с одной гласной), двусложными (гласный + согласный или группа согласных), трехсложными и многосложными. Например, глаз, брат; ра-ма; до-ро-га; а-у-ди-то-ри-я.

Слог, который кончается гласным звуком – открытый (мо-ло-ко, мы, ры-ба-ки) , оканчивающийся на согласный – закрытый (ель-ник, мор-ской) .

Важно! Фонетическое деление слова на слоги (1) не всегда совпадает с правилами переноса (2) и морфологическим делением (3). Сравните: ра-ди-о (1), ра-дио (2), радио (3).

Бывает, что в слове два согласных, звучащих как один: дребезжать [др’эб’эж:ат’] . В таких случаях выделяют следующие слоги: дре-бе-зжать. Деление дре-без-жать соответствует правилам переноса, а не делению на слоги.

Запомните, что деление типа играть-ся – это деление ДЛЯ ПЕРЕНОСА. Ведь при делении на слоги сочетание букв тс, тьс звучат как один звук [ц].

Выделяй слоги правильно

К основным правилам переноса слов по слогам относят следующие:

  1. Одна буква не переносится и не оставляется на строчке. Таким образом, двусложные слова типа я-ма, мо-я, ю-ла нельзя переносить.
  2. Односложная приставка также не разбивается переносом: правильно бес-по-лез-ный, а не бе-спо-лез-ный.
  3. К приставке нельзя присоединить одну буквы корня: по-рвать, а не пор-вать.

Исключение – буква ы после приставок. Понятно, что с ы слова не начинаются. Поэтому переносить в подобных случаях следует так: преды-ильский, а не пред-ыюльский.

  1. Двойные согласные, стоящие не в начале корня, разделяются: мож-же-вель-ник, а не мо-жжевельник. Если двойные согласные начинают корень, не делите их: правильно по-ссо-ри-лись, а не пос-со-ри-лись.
  2. Буквы й, ъ, ь при переносе не стоит отрывать от предшествующей буквы: слой-ка, объ-езд, птичь-ей.

Ч и т а ю

ч и - т а - ю Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Слог- это фонетическое (звуковое) восприятие частички слова.

На каждый слог рот открывается один раз.

Обычно слог заканчивается гласным звуком. Это открытый слог. Ма-ма, ра-ма, во-ро-на, мо-ло-ко. Бывает закрытый слог. Пример: кар-та, пар-та.
Разделять слова на слоги детей надо учить, проговаривая слова. Лучше дети запоминают, если занятие проводится в игровой форме.

Группу ставят в круг, по команде воспитателя они произносят слова по слогам. Кулачок руки подносят к нижней челюсти и произносят слово. Сколько раз челюсть коснётся кулачка, столько слогов в слове. При этом касании ребёнок притопывает ножкой.

При выделении слогов следует знать несколько правил:

  • Деление слова на слоги и перенос подчиняются разным правилам.
  • Слова делятся на слоги по фонетической транскрипции, а не орфографическому написанию слова, т.к. слог-это звучащая часть слова, а не часть написанного слова. Поэтому надо слушать звуки, а не смотреть на буквы.
  • При переносе существуют свои правила, они отличны от деления на слоги, хотя часто говорят, что перенос слов ведётся по слогам. Пример: слово о-са имеет два слога. Но оно не переносится, т.к. одну букву на строчке оставлять нельзя.

Большинство слогов в середине слова остаются открытыми, т.е. оканчиваются гласным звуком.
Пример: ко-ро-ва, со-ба-ка, пи-ро-жок.
Если слог закрыт согласной буквой, кар-та, сум-ка, то слогораздел происходит после сонорного согласного, за которым идёт шипящий или шумный звук, или после «й». Пример: сой-ка, пе-шка, сай-ра.

Для лучшего усвоения материала, с ребёнком в игровой форме потренироваться делить слова на слоги. Рассмотреть не только простые слова, но и сложные слова: э-лек-три-фи-ка-ция, ко-лле-кти- ви- за-ци-я.
Основная закономерность строения слога в русском языке называется законом восходящей звучности, согласно которому начало неначального слога строится от менее звучного к более звучному звуку.

По степени звучности звуки делятся так:

  • самые звучные – гласные - 4,
  • сонорные (р,л,м,н,й) -3,
  • звонкие согласные -2,
  • глухие согласные -1.

Пример слогораздела: ма-льчик (3,4-3,3,2,4,1), а для переноса –маль-чик.
Ру-ба-шка (3,4-2,4-1,1,4), а для переноса- ру-баш-ка.

Тренировка поможет малышу освоить правила деления слов на слоги и правила переноса, а родители должны помочь ему в этом.