Сборник идеальных эссе по обществознанию. Домский собор. Домский собор Домский собор читать

Прочитайте текст
Определите стиль
и тип текста
Составьте к тексту
план
О чем этот текст?
Какие вопросы
выносит автор на
обсуждение?
Что волнует
автора?
Назовите основные
проблемы текста
Выпишите эти
предложения
Сформулируйте
проблему своими
словами
В каких предложениях
выражена авторская
позиция?
Что хотел
сказать
автор?
Чему учит
текст?
Ради чего
написан
текст?
Сформулируйте авторскую
позицию словами
Приведите аргументы к этой мысли из
текста
Согласны ли вы с точкой
зрения автора?
Сформулируйте
свое мнение
словами
Какие два
аргумента вы
можете привести?

Проблема
Комментарий
Позиция автора
Своя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод

Домский собор – это старинный собор, который, к
сожалению, полностью не сохранился до наших
дней. Находится он в столице Латвии – Риге.
Здание строилось из красного кирпича и увенчано
черным
колокольным
куполом,
который
выполнен в стиле барокко. Внутри Домского
собора
расположен
орган,
обладающий
неимоверной акустической силой. Он имеет 4
набора клавиш для рук. Орган реконструировался
трижды. Произведения для великого органа
писали многие выдающиеся композиторы и
давали свои концерты прямо в соборе. Орган
высотой 25 метров, звучит он идеально.

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху
плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов
весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор
перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы,
осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом
месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни,
там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны,
кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими
судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром...
(14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей?
(15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце.
(24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой,
со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую
жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый
преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и
нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и
восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она
сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил
дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый
вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим

(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от
ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о
том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно
волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову
перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за
восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое
этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)

О чем же прочитанный текст?
(О музыке).
Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?
(О том, как под влиянием музыки меняется восприятие
окружающего мира, меняется душевное состояние
героя).
О чём хочет автор сказать нам через этот текст?
(Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на
душу человека, исцелять людские сердца).

Автор текста В. Астафьев размышляет
о силе воздействия музыки на человека
Музыка объединяет людей.
Что спасёт человеческую душу?
Только музыка.

Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа,
земля, мир.
Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это
осталось в другом мире…
Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки…
3ачем так напряженно и трудно живем мы на
земле нашей?
3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
В предложенном для анализа
тексте автор размышляет о
роли музыки в жизни
человека.

План сочинения-рассуждения по
заданному тексту.
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного
текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1й аргумент в защиту собственной позиции;
2й аргумент;
VI. Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет
примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с
красной строки. Последовательность частей также менять не
нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме
(идее, проблеме).
Ряда назывных предложений, создающих
образную картину, возникающую по ассоциациям в
связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы,
поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление
к
сочинению
по
тексту
В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).

Вступление может быть таким:
Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда
она совершенна, приводит сердце в точно такое же
состояние,
какое
испытываешь,
наслаждаясь
присутствием любимого существа, то есть, что она дает,
несомненно самое яркое счастье, какое только возможно
не земле».
Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора
высказывания или цитату дословно:
Один (французский) писатель сказал, что музыка дает
человеку самое яркое счастье, какое только возможно не
земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как
любовь».

Формулируем проблему

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Назывное предложение, в котором формулируем
тему
текста (например, Музыка… Волшебные звуки…)
Риторический вопрос, обращенный ко всем или
к самому
себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас?
Или:
Почему человек в минуты печали или радости поёт,
слушает
музыку? Чем она помогает?)

проблема назначения искусства;
роли музыки в жизни человека.
сформулирована проблема;
затронута проблема;
поднята проблема;
освещена проблема;
обсуждается проблема;
проблема, рассматриваемая автором и др.

Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере…
Комментируя эту проблему, хочется отметить…
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание
читателя на…
В литературе нет единого мнения по высказанной
проблеме…
Проблема (какая? чего?) по – разному решается
исследователями, но…
Это одна из самых актуальных проблем…
Рассмотрим эту проблему подробнее.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

КОММЕНТАРИЙ К
СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
ИСХОДНОГО ТЕКСТА
В комментарии не должно быть
пересказа исходного текста или любой его
части;
рассуждений по поводу всех проблем
текста;
комментариев о действиях героев текста;
общих рассуждений о тексте, ведь вам
нужно прокомментировать одну из
проблем!

КАК ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на
прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария
можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское
отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от
формулировки проблемы к изложению авторской позиции.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить
следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста
Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В.
Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о
возвышенном, божественном звучании органа, который
заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем
людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет
души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил
дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны,
кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце».
Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно
использует сравнения: звуки, «как ладанный дым», метафоры;
вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев
обращается к Домскому собору как к живому со словами
благодарности за это душевное очищение и просветление.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в
другом мире…
Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш
мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим
ртом к святому роднику добра...
Все преображается вокруг.
благодарю за счастье, за восторг и веру в разум
людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь.
Автор считает, что музыка обладает огромной
силой, она способна будоражить человеческую
душу, менять отношение к окружающему миру.
«Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы – все-все это
осталось в другом месте, в другом свете…» и др.
Рассказчик убежден, что только музыка
спасет мир и каждого из нас от
внутреннего распада, поможет лучше
понять себя.

КАК ВЫЯВИТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция
автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию
автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что
хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется
довольно просто. Значительно труднее определить авторскую
точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт
хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так
как именно через их анализ мы можем определить отношение
автора к своим героям, к проблеме.

Отражение позиции автора исходного текста

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ
АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Авторская позиция может быть выражена
четко, прямо,
непосредственно
в названии текста;
в отдельных
предложениях
текста;
через ряд
аргументов;
через модальный
план текста
риторические
вопросы;
риторические
восклицания;
порядок слов;
лексические
повторы;
оценочную лексику.

Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!
Не путать автора текста и героя рассказа!!!
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Чему учит текст?
Положительно
Отрицательно
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически…
«С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка
мнения автора.

я согласен (согласна) с мнением
автора в том, что…
автор прав в том, что…
я согласен с позицией автора и
считаю, что…
МОЖНО НАПИСАТЬ:
«Невозможно не согласиться с
точкой зрения автора на
(указываем проблему)».
Если ты не согласен с авторской
позицией, выражай своё несогласие
очень корректно. Например, так:
«При всём моём уважении к
авторской точке зрения (или к
мыслям NN о …), я всё-таки
позволю себе высказать
собственное видение этой
проблемы (или я попытаюсь
опровергнуть его мнение)».
и далее вновь повторяем позицию
автора только другими словами.
Каждый аргумент желательно
писать с красной строки, одним из
самых удачных приемов включения
аргументов в текст сочинения
считают использование вводных
слов: во-первых, во-вторых. Но
можно аргументировать и без
вводных
слов.
Не советуют
приводить аргументы, используя
конструкцию с союзом потому
что.

Приведем пример
Сошлемся на пример
Возьмем в качестве примера
Сопоставим
С одной стороны
Никто из нас не будет возражать
Ярчайшими примерами тому могут служить…
В этой части вы не выводите ничего нового, а только
подтверждаете сказанное!!!
Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные
положения.
Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать
актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой
аксиомы.

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту» (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).

План сочинения-рассуждения по заданному тексту .

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

V. Изложение собственной позиции:

1) 1 й аргумент в защиту собственной позиции(литературный);

2) 2 й аргумент(жизненный);

3) Вывод.Заключение. Уроки, извлеченные из текста.

Как правильно понять исходный текст.

1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

1.Вступление может быть написано в форме :

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

3. Диалога с воображаемым собеседником.

4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую в связи с проблематикой текста.

5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.

2. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:

Взаимоотношения человека и природы;

Проблема снижения культурного уровня общества;

Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;

Проблема «отцов» и «детей»;

Роль детства в становлении личности человека;

Проблема духовности;

Проблема милосердия;

Проблема назначения искусства;

Проблема истинной интеллигентности;

Проблема совести;

Роль чтения в детстве и др.

Опорные фразы для формулировки проблемы текста:

Сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема;

Проблема может быть философской, нравственной, злободневной, актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.

3.Комментарий может быть:

1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.

В комментарии не должно быть:

1. Подробного пересказа исходного текста (очень кратко, сжато);

2. рассуждения по поводу всех проблем текста;

3. общих рассуждений о тексте.

4.Возможные варианты формулировки позиции автора:

Общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования личности;

Писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честными даже в самых бесчеловечных условиях;

Детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;

Массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека;

Война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;

Конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;

Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.

5.Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:

6.Типы аргументации. (лат. argumentatio – доказательство)

Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

I. Логические аргументы . 1. Факты. 2. Выводы науки. 3. Статистика (количественные показатели). 4. Законы природы.

5. Свидетельства очевидцев. 6. Данные экспериментов и экспертиз.

II. Иллюстративные аргументы 1.Конкретные примеры:

а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае (телевидение,газеты) б) литературный пример.

2.Мнение специалиста, эксперта. 3.Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Заключение.

1.Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2.Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3.Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4.Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

5.Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Текст из КИМа .

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Текст № 2 (1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (б)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул....(В. Астафьев)

Пример сочинения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.

Музыка

Вступление Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.
Формулировка основной проблемы текста Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.

Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К. Паустовский «Старый повар»

Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.

В. Короленко «Слепой музыкант»

Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Л.Н.Толстой «Альберт»

Главный герой рассказа - гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

Роли художественной литературы в становлении личности

М. Горький «Мои университеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…

Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».

Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспоминания»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

Нравственной ценности художественной литературы



Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»

Роли живописи в жизни человека

Б. Екимов «Музыка старого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Роли искусства в жизни человека человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока- воровка»

Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.

ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ

Личности и власти

М.Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.

Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. Телефонная линия была протянута по парку и уходила в подвал панского дома, куда прибыл, обосновался командир роты со своей челядью. По заведенному не нами, очень ловкому порядку, если связь рвалась, мы, и без того затурканные и задерганные связисты с передовой, должны были исправлять ее под огнем, а ротные связисты - нас ругать, коль мы не шибко проворно это делали. В свою очередь, ротные связисты бегали по связи в батальон; батальонные - в полк, а дальше уж я не знаю, что и как делалось, дальше и связь-то повреждалась редко, и связисты именовали себя уже телефонистами, они были сыты, вымыты и на нас, окопных землероек, смотрели с барственной надменностью.

Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» Я спрашивал его, ел ли он. Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле - убьют ведь, а он отрешенно, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»

Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь.

Сам-то ты шпион! - рассмеялся младший лейтенант. - Оставь ты их в покое. Они о великих творцах-художниках говорят. Пусть говорят. Скоро наступление.

Творцы! - проворчал Васюков. - Знаю я этих творцов… В тридцать седьмом годе такие творцы чуть было мост в нашем селе не взорвали…

Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. Замазали раны на ней нечистым гипсом, собрали грудь, но без сосца собрали. Богиня сделалась уродлива, и ровно бы бескровные жилы на ней выступили, она нисколько не повеселела. Все так же скорбно склонялась богиня в заплатах над замолкшим фонтаном, в котором догнивали рыбки и чернели осклизлые лилии.

Немцы что-то пронюхали насчет нашего наступления и поливали передовую изо всего, что у них было в распоряжении.

С напарником рыскали мы по парку, чинили связь и ругали на чем свет стоит всех, кто на ум приходил.

В дождливое, морочное утро ударили наши орудия - началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху.

Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать за ними в атаку. Я весело помчался по линии сматывать провода: хоть и уютно в панской избе и усадьбе, а все же надоело - пора и честь знать, пора и вперед идти, шуровать немца до Берлина еще далеко.

Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. Немцы отвечали реденько и куда попало - я был опытный уже солдат и знал: лежала сейчас немецкая пехота, уткнувшись носом в землю, и молила Бога о том, чтобы у русских запас снарядов скорее кончился. «Да не кончится! Час и десять минут долбить будут, пока смятку из вас, лиходеев, не сделают», - размышлял я с лихорадочным душевным подъемом. Во время артподготовки всегда так: жутковато, трясет всего внутри и в то же время страсти в душе разгораются.

Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. Оба они были убиты. Это перед утром обеспокоенные тишиной немцы делали артналет на передовую и очень много снарядов по парку выпустили.

Поляк, установил я, ранен был первый - у него еще в пальцах не высох и не рассыпался кусочек гипса. Абдрашитов пытался стянуть поляка в бассейн, под фонтанчик, но не успел этого сделать - их накрыло еще раз, и успокоились они оба.

Лежало на боку ведерко, и вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини и одним беззрачным оком смотрела в небо, крича пробитым ниже носа кривым отверстием. Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ног ее, в луже крови, лежали два человека - советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.

Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Терских Людмила Юрьевна
Должность:
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Сорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Размышляя над рассказом В.П.Астафьева "Домский собор"
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: среднее образование

Размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Домский собор»

Статья. Литература.

Терских Людмила Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

«Сорская СОШ №3 с углубленным

изучением отдельных предметов». Республика Хакасия, город Сорск.

Миниатюра «Домский собор» принадлежит перу В.П.Астафьева, нашего земляка,

талантливейших

писателей

Произведение

на этой бренной земле. Где искать приюта человеческой душе? Где искать покоя, мира,

Двадцатый век. Век, в которых насилие и зло стали повседневностью. Естественно,

окаменели,

зачерствели,

ожесточились.

противостоять этому миру зла? Что может спасти, согреть эту метущуюся душу?

Как много доброго, теплого, светлого и великого слилось в этом слове для автора.

Чувствуется

восторженность,

торжественность

Астафьева,

делится своими впечатлениями с нами, читателями. Да ведь по-другому и нельзя! Ведь

забываются

страсти»,

«будничные

заботы», «душевная смута». Здесь душа человека словно освобождается от бремени,

становится на время светлой и свободной.

Астафьев не использует пышных сравнений, нагромождение эпитетов, но, несмотря

на это, ему удается с большой точностью и яркостью рассказать нам о необыкновенных

которыми

наполнены

мгновение

оказываешься там и восторженно слушаешь божественную музыку, которая как будто с

неба льется журчащим потоком вниз.

Астафьев, описывая звуки музыки, прибегает к контрасту: музыка то грозная,

похожая на тревожные раскаты грома, то нежная, тихая, как «голос влюбленных». Автор

настолько проникается

ею, что она заполняет все его существо, всю душу: «Звуки

повсюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир». Автору кажется, что весь суетный,

бегущий куда-то мир, «грозный и клокочущий», замирает, затаив дыхание.

Благодаря атмосфере спокойствия и доброты, в храме на человека перестают давить

невзгоды, заботы, мрачные мысли. Люди приходят в храм, чтобы духовно приблизиться ко

всему прекрасному, отдохнуть всей душой, насладиться божественным покоем. Начинает

казаться, что все сомнения и тревоги остались в другой жизни. Автор задает себе и всему

миру вопрос: «Может, все, что до этого было, - сон? Война, кровь, братоубийство,

сверхчеловеки,

играющие

людскими

судьбами

утвердить

миром». Да, хорошо, если бы все это было сном, но мир не совершенен.

Астафьев не перестает мучиться наболевшим вопросом: «Зачем так напряженно и

трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?» Этот вопрос отнюдь не риторичен.

чтобы взошло солнце мира и озарило всех людей своим светом. Но прежде чем мир

наступит на земле, нужно, чтобы он наступил в душе каждого человека. Отсутствие мира

в самом человеке – не в этом ли наша основная беда? В человеке всегда борются два

начала – добро и зло. Жизнь человека – это компромисс между двумя этими началами.

Виктор Петрович Астафьев считает, что люди должны потрудиться, чтобы

исцелить свои души, «припасть иссохшим ртом к святому роднику добра..» Тогда, может

быть, и жить станет намного легче.

Астафьев, наверное, видит Бога, как великого уравнителя. Действительно, в

собираются

несмотря

душевные

качества,

национальность, они все становятся равны в этом святом месте, все они ищут защиты у

великую..

ракетами».

опустошенная,

окаменевшая

человека,

поднявшего

Писатель

восклицает: «Не может быть! Не должно быть!» Он считает, что человек должен унести в

своем сердце не «звериный рев убийцы», а «музыку гения».

Музыка для Астафьева является чем-то необыкновенным, она словно имеет свою

душу. По его мнению, она может «дрожать», «леденить кровь», «стучаться в больные

сердца». Возможности соборной музыки не ограничены.

Что ж, остается верить и надеяться вместе с автором в то, что заледеневшие души

усталых людей все-таки немного оттают при звуках целительной, воскрешающей веру в

жизнь музыки. А мы снова уверимся в правоте Льва Толстого: «…Вся эта цивилизация,

пускай она пропадет к чертовой матери, только.. музыку жалко!..»

Некоторые из нас верят в то, что красота спасет мир. Другие утверждают, что

духовная культура сможет сделать нас чище и светлее. Астафьев придерживается второй

точки зрения. А мне все равно, что спасет мир, красота или вера в Бога, лишь бы он был