Основы физиогномики. Развитие физиогномики, как науки Правила и этапы чтения лица

Физиогномика (physis - природа, природные задатки; gnomonikos - сведущий, проницательный) - ныне забытая наука, основанная на предположении о том, что определенные черты лица говорят об определенных особенностях характера и душевных качествах.

Основателем физиогномики является швейцарский пастор, поэт и мыслитель Иоганн Каспар Лафатер (учитель врача-анатома Ф. И. Галля, автора френологии). Его теория заключается в следующем: человек - существо животное, моральное и интеллектуальное - вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре, но наиболее выразительными являются череп и лицо человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека выражаются линиями рта подбородка. Центральный орган лица - глаза, с окружающими их нервами и мускулами. Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиогномика должна распасться также на три отдела. Сам Лафатер определял физиогномику как постоянно присущий субъекту склад лицевых черт и мускулов. Физиогномика, по его мнению, должна разделяться на две отрасли: физиогномический (изучение лица в состоянии покоя) и патогномический (изучение лица при волнении). Также он выделял патогномику и физиогномику в движении.

Лафатер изучал психологические особенности человека на прихожанах на исповеди, и сопоставлял полученные данные с особенностями черт их лиц. Таким образом, он изучил тысячи известных ему лиц, и на основании этого материала сделал выводы о связи формы профиля и внутреннего склада человека. В результате своих наблюдений Лафатер обнаружил ряд интересных признаков. Например, определенные складки на лице выражают досаду, выпяченная нижняя губа - признак скупости, широкое расстояние между глазами и бровями указывает на пытливый ум, воинственность определяется острым контуром носа и губ и т. д. Также он полагал, что красивые люди высоконравственный, а уродливые - безнравственны. Эти замечание являются весьма интересными, но из-за отсутствия научных методов наблюдения не представляют научной ценности. Лафатер был мыслителем, а не ученым, и не удивительно, что изложение основ его науки часто прерывались различными лирическими отступлениями: то он поучает читателя, то бранит врагов физиогномики, а иногда даже предавался отчаянию при мысли о непознаваемости человеческой природы.

Триумф физиогномики произошел после того, как Лафатер создал фонд из 600 таблиц, зарисовав огромное количество лиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал «библией физиогномики». Пример физиогномической иллюстрации Лафатера (мимика).

Он предельно точно воспроизводил пропорции и особенности строения лица, не зная научной анатомии. Также Лафатер сформулировал 100 правил физиогномики и опубликовал одноименную книгу. Его наука пользовалась огромной популярностью повсеместно, в том числе и в России. Отовсюду люди привозили к нему детей, возлюбленных, знакомых, присылали портреты и маски.

Лафатер был убежденным христианином и не понимал, как можно жить дышать без веры в Бога. Хотя он и продолжал проповедовать и писать, постепенно физиогномика все же стала главной целью его жизни. Лафатер поражал способностью правильно расшифровать мимику наблюдаемого им человека. При этом он предостерегал своих единомышленников от слепого подражания, так как «физиогномическое чутье - это дар божий». Хоть этот дар, по его словам, и присутствует в каждом человеке, присутствует он все же в разной степени. Сам же Лафатер практически не ошибался, делая предположения об особенностях личности людей, и почитатели называли его провидцем. И всё было бы замечательно, если бы каждый мог, как Лафатер, определять характер и предсказывать судьбу, основываясь на его теории. Но так как этого не происходило - не получалось закономерностей, а были лишь случайные совпадения. Критика физиогномикой теории Лафатера основывалась на ряде его ошибок, недопустимых для серьезного исследователя, а именно: предметом его наблюдений были не все черты лица в их взаимодействии, а лишь его нижняя часть и так называемый лицевой профиль; не было систематического метода наблюдения и изучения; объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора. В итоге физиогномику начали забывать и даже высмеяли как лженауку.

Другим исследователем в области физиогномики, чья теория также потерпела фиаско, был Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр криминалист. Всю жизнь он работал тюремным врачом и пытался описать портрет «преступного человека». Ломброзо анализировал внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казнённых преступников. Основываясь на своих исследованиях, он предположил, что преступники не только отличаются по внешнему виду от нормальных людей, но и несут в себе рудиментарные признаки первобытного человека. Среди них он выделил: неправильное строение черепа, асимметрию лица, притуплённую чувствительность, неспособность краснеть, склонность к татуировке и т.д. Аномалии в психике этих людей выражаются в мстительности, тщеславии, гордости, слабости рассудка, неразвитости нравственных чувств, особенностях речи и даже особом письме, напоминающем иероглифы древних.

В своей книге «Человек преступный» (1876) он пишет, что «убийцы большей частью брахицефалы (короткоголовые, с большим поперечным диаметром головы) с мощными челюстями, длинными ушами и стекловидными глазами; воры - долихоцефалы (длинноголовые, продольные размеры головы значительно превосходят поперечные) с маленькими глазами; мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом».

В 1892 году состоялся Брюссельский международный уголовно антропологический конгресс, на котором выяснилась несостоятельность понятия преступного человека как особого типа, и всех положений, которые выводятся из этого понятия. Таким образом, учение Ломброзо не нашло дальнейшего применения. Конечно, было бы очень легко и удобно опознавать преступников по форме бровей или носа. Но опыт криминалистов показывает, что преступления совершаются людьми самой разной внешности, иногда даже вполне приятной и располагающей. Тем не менее, у Ломброзо есть несколько неоспоримых заслуг. Например, рассматривая уголовное дело как отрасль физиологии и патологии, он впервые перенес уголовное законодательство в область естественно научных дисциплин.

Хотя традиционная физиогномика Лафатера до сих пор считается шарлатанством, старинная идея связи лица и характера не может быть полностью отвергнута. Сегодня существуют научные доказательства, подтверждающие связь между чертами лица, телом и некоторыми психическими функциями. Главный вывод, который можно сделать, обобщая всю историю физиогномики: накоплен огромный эмпирический материал, включающий связи между чертами лица и особенностями характера человека. Существенную часть этого материала составляют результаты наблюдений Лафатера, ведь детальность и точность его физиогномических портретов позволяют им не утрачивать своей ценности и в наши дни.

С психологической точки зрения, физиогномика определяется как «область знаний, позволяющая через восприятие и «чтение» лица человека получить информацию о его личностных особенностях, определяющих поведение и отражающих индивидуальность жизнедеятельности» . И, к примеру, определение физиогномики в словаре иностранных слов в русском языке под редакцией Попова М. от 1907 года:

«Уменье по внешности и особенно по лицу судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере» .

«Хотя физиогномика имеет длительную историю, единая терминология описывающая физиогномические феномены не выработана, нет однозначного предписания смысловым компонентам терминов». В целом, физиогномика - это эзотерическое и оккультное учение (к примеру, в Древней Греции «трактовалась как химерическое искусство, так как изучавшие её софисты отстаивали тесную связь между внешним обликом человека и его внутренними качествами, но доказать этого положения не могли» ); входит в структуру невербальных коммуникаций .

Основы понимания физиогномики

Этимология

XVIII век - время формирования русской модной лексики

Изначально употребляли слово «физиономия», которое в русский язык пришло из французского языка (фр. physionomie , выражение лица < фр. physiognomie , искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица < лат. physiognomia < лат. physiognomonia < греч. Φυσιο + греч. γνωμονικά ) в XVIII в., использовалось в значении «искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица», затем - в значении «выражение лица», являлась синонимом слова «физиономика». На сегодняшнее время, физиономией называют «лицо человека» с негативной окраской, а для придания большей выразительности, вместо «физиономика» употребляют слово «физиогномика».

Происхождение термина по И. А. Сикорскому

В своем труде «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» (ib ., 1904) Иван Алексеевич писал: «Термин Физiогномика происходитъ отъ греческихъ словъ <...> отсюда физiогномонiя - искусство распознавать характеръ и склонности по внѣ шнимъ признакамъ; самые же распознавательные признаки назывались physiognomonica (множественное число отъ Φυσιογνωμονιχόν ). По сокращенiю, отъ физiогномоника получилось физiогномика. Термины: Φυσιογνωμονίη , Φυσιογνωμονιχόν уже встрѣ чаемъ у Гиппократа и у средневѣ ковыхъ авторовъ <...> Терминъ: физiогномика получилъ окончательно значенiе - распознаванiя душевныхъ свойствъ по чертамъ лица, по движенiю рукъ и по другимъ тѣ лодвиженiямъ...»

Неологизм Н. М. Карамзина (версия)

Роль лица как категории в человеческом общении

Вопрос о научности и междисциплинарные связи физиогномики

Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Чарльз Дарвин , отвечая на вопрос: «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?», писал «Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными» , но дальше слов дело не пошло. И физиогномика «вышла на финишную прямую в. в неопределённо-двойственном, растерянном состоянии» : с одной стороны, физиогномические представления систематизированы, их можно логично изучать, так как они опираются в некоторых своих «исследованиях» на многовековой опыт, но с другой стороны, «… большинство учёных отрицают прямую зависимость между чертами лица и свойствами характера». И добавляют, что оккультное учение как физиогномика, противоположна науке, но сами оккультисты, считают, что у науки и оккультизма есть общее начало. При этом, «данные полученные в физиогномике, используются в психологии общения , в управленческой практике , в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество данных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Педагогам и врачам, актерам и политикам, бизнесменам и менеджерам умение моментально снимать информацию с лица делового партнёра, собеседника, подчинённого весьма полезно» . Систематические исследования лица человека продолжаются по многим направлениям:

«Физиогномика на протяжении тысячелетий изучавшая взаимосвязь строения лица и черт характера, накопила огромный массив наблюдений и гипотез, большинство из которых, однако, не выдерживает серьёзной научной проверки» . Поэтому, всё же, её «...определяют не как науку, психофизиологический тест или диагностическую методику, а...как искусство» , поскольку понимание человеческих лиц является необъяснимым умением, что является естественным свойством человека. Гаспар Лафатер утверждал, что «физиогномическое чутье - это дар божий» и предостерегал от слепого подражания.

Типы интерпретирования (системы) или виды физиогномики

1. В зависимости от отличительных особенностей терминов:

В свою очередь, ряд источников относит к физиогномике исключительно статические признаки внешности, динамические же признает предметом изучения либо «патономики», либо «кинесики», либо рассматривает их в рамках психологии невербального поведения . Многие исследователи к физиогномике относят учение о конституции, френологию, другие же исключительно знаки лица. Но стоит отметить, что «динамические характеристики гораздо более значимы, чем статические, то есть движения лица более показательны, чем его форма ».
2. Из основных подходов к определению психотипа человека в соционике можно выделить по невербальным признакам, где типирование можно разбить на два подхода:

  • по субъективным впечатлениям от невербального поведения (мимики, телесной моторики);
  • по объективным статическим признакам тела (особенностям лица - физиогномики, строению тела).

3. Русский зоолог и антрополог Богданов А. П. в своём труде «Антропологическая физиогномика» ( г.) различал:

  • активную физиогномику , с точки зрения придавания той или другой формы;
  • пассивную или наблюдательную физиогномику , при которой составляются себе суждения о значениях и свойствах известных физиогномических данных.

4. Как известно, «изучением выражения лица можно заниматься с двух точек зрения: мимики, с одной стороны, и физиогномики, с другой. Под последней понимается …«вросшая мимика»». В связи с чем, из выдержек популярной литературы и некоторых сайтов по физиогномике, можно выделить следующие три составляющие:

5. Выделяют следующие виды физиогномики:

Основы методологии физиогномики

Правила и этапы чтения лица

Анализ каждой черты лица

идет по следующим

Направлениям:

  • размер;
  • форма;
  • расположение;
  • оттенки кожи (цвет);
  • отметины, родинки, шишки и вмятины,

бородавки, прыщи и даже следы ушибов,
а также морщины и линии, которые
появляются на них или рядом с ними.

«Мы иногда совершенно верно судим о
человеке по первому впечатлению, на
основании, быть может, и бессозна-
тельно накопленного опыта, в силу
ассоциации угадывая в человеке те
или иные качества. А потому он сразу
становится нам либо симпатичным, ли-
бо антипатичным… Мы полагаем, что
это объясняется и до известной сте-
пени интуицией - бессознательным на-
итием, тем даром угадывания, не ска-
жу ясновидения…» .

Вера в физиогномику не должна заключаться исключительно в созерцательном понятии её правдоподобности, - она непременно должна быть основана на внутреннем (личный опыт , интуиция , биоэнергетика) и духовном (моральные ценности; воспитанность - этика поведения, манера общения) впечатлении, которое оставляет в вашей душе человек, так как внешность человека в целом, может оказывать мгновенное и глубокое влияние на то, как его воспринимают другие люди и как он рассматривает самого себя. Об этом свидетельствуют результаты множества психологических и социологических исследований того, что сегодня называют словом «лукизм» (lookism ), которое переводится как оценка или дискриминация человека исключительно по внешним данным (Patzer, 2002) . Поэтому, стоит отметить, что физиогномика по чертам лица определяет не столько действительный характер и возможное поведение, а то, как в первый раз человека в большинстве случаев воспринимает незнакомый человек (или группа людей).

Методы исследования

Существуют определённые методологические ограничения на познание личности по внешним признакам, так как трудности возникают в связи с необходимостью определения того, в какой мере и в каком объёме объективное репрезентирует внутренний мир человека. Тем не менее, выделяют два метода оценки, в зависимости от аспектов анализа внешних черт лица:
1. микроанализ - анализ внешних признаков черт лица, с целью выявления психологических качеств и составление характеристики личности. «Этот подход используется издревле <...> Но с развитием психологии как науки и появлением различных типологий характера предприняты попытки соединить признаки лица с определенной типологией характера» ;
2. макроанализ или «макроперспектива» - выявление взаимосвязи между внешними признаками лица и перспективами человека в профессии, семье, удаче. Такой анализ, предположительно, позволяет получить представление о судьбе человека и понять на каком периоде жизни находится человек. В этом случае, рассматривается структура лица в виде его «районирования»:

Симметрия и асимметрия

В мире не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Поэтому в любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии. Ярким примером асимметрии является лицо человека, которое связано с «функциональной (неравномерность развития полушарий головного мозга) и морфологической (асимметрия черепа отмечается уже во внутриутробном состоянии) асимметриями». Такие изменения, происходящие вследствие различных причин внутреннего и внешнего характера, создают односторонние различия формы лица, которые в пределах физиологической асимметрии являются выражением индивидуальных особенностей личности . Однако, есть мнение о том, что морфологическая (анатомическая) асимметрия является структурной основой функциональной асимметрии, но доказательства этого не получены до сих пор . Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин, правилом билатеральной симметрии . Таким образом, создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала . «Сравнивая два снимка - «жёсткий» и «мягкий», сделанные с одного и того же лица, можно … установить весьма интересные зависимости».

«Попробуем выполнить следующее: сфотографируем общеизвестный эталон красоты - лицо Венеры Милосской, потом вертикальной линией разделим его на две части. К левой половине добавим ее зеркальное изображение, то же самое сделаем и с правой. Полученные в результате сложения таких двух строго симметричных фотографий лица окажутся не похожими на Венеру. Одно, широкое, округлое, в лучшем случае будет напоминать пушкинскую Ольгу, а другое, узкое, длинное, отдалённо смахивает на образ, который мы приписываем пушкинской Татьяне. Ни Ольга, ни Татьяна не претендовали на роль общепризнанных красавиц. А вот изваянная великим мастером античной Греции Афродита , с ее одновременно и «правосторонней» и «левосторонней» половинами лица, вне конкуренции. Напрашивается вывод: строгая симметрия убивает человеческую красоту. Кстати, поэтому так безжизненны лица кукол, у которых одинакова повторяемость сторон лица. Другое дело, что наша асимметрия должна и обычно бывает умеренной, ибо, если один глаз где-то около лба, а другой залезает на щеку, - так уж лучше кукольность» - писал д.м.н., профессор Л. Е. Этинген.

Подобная система деления лица называется видеокомпьютерным психоанализом (ВКПА), разработанная Автандилом Ануашвили (патент №2201131) или «Способом определения психического состояния» у А. К. Журавлева и С. В. Михальчика (патент РФ RU2303947 от 15.07.2004), ранее описанная В. В. Куприяновым и Г. В. Стовичком (1988), которые считали в своё время, что объективные параметры лица удастся выразить только с помощью научных методов, поиска новых методов изучения лица, способных повысить диагностическую ценность мимики, решить вопросы измерения индивидуальных признаков лица, так как лишь при их строгой идентификации можно продолжить анализ и выявлять корреляцию между психическими потенциями и физическими трансформациями лица (фенотипология является одним из методов применения на сегодняшний день). «Объективный научный анализ лица безусловно реален, - заявляют учёные. - Предстоит использовать разнообразные средства получения точных количественных показателей. Насколько велика будет их прогностическая функция, в настоящее время оценить трудно. Однако вряд ли возникнут разногласия по поводу целесообразности постановки и разработки данной проблемы. Уже одна только перспектива дифференциации лица больного способна заинтересовать и воодушевить исследователя» . Однако факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен ещё древним художникам и ваятелям античного мира, и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям.

Принципы или основные положения физиогномики

Физиогномика базируется на следующих основных принципах и они следующие:

  • принцип внутреннего и внешнего подчеркивает взаимосвязь видимого и невидимого, указывает на взаимосвязь формы и содержания, физического и психического, морфологических особенностей строений лица с внутренним содержанием личности;
  • принцип целостности подразумевает, что целое всегда нечто большее, чем просто сумма его частей. Чем сильнее связи различных элементов, тем больше и качественнее целостность. Исходя из этого принципа, каждая часть тела может нести информацию о целом. Но эта информация будет несколько неполной. Поэтому информация, полученная только на диагностических данных, не может дать полного представления о личности;
  • принцип субъективности указывает на то, что любая информация считывается человеком только на том уровне, до которого он дорос, и с той точностью и целостностью, на которую способен благодаря своим возможностям и компетенции (развития);
  • принцип избирательности констатирует, что все, что соответствует личности - ее мировоззрению, ценностям, мышлению, напрвленности и т.п., - воспринимается быстрее, качественнее. Субъективная оценка восприятия весьма зависима от мотивации, интересов и потребностей человека;
  • принцип равновесия проявляется через баланс и пропорции физического и психического. Любое нарушение равновесия свидетельствует о дисгармонии, внутренней борьбе, конфликте с самим собой;
  • принцип соотношений является основополагающим при считывании информации. Соотношение форм, цветовой гаммы, твердых и мягких тканей и других признаков частей лица.

«Трудности перевода», или факторы затрудняющие «чтение» лица

Физиогномика является целостной системой, так как черты лица тесным образом взаимосвязаны. И точность результата «чтения» зависит от умения оценить все факторы, влияющие на лицо, которые, в свою очередь, делятся на следующие группы:

Старение лица человека: это уменьшение объёма мышц, более жёсткую кожу, выпадение волос.

1 . в зависимости от воздействий, оказывающих на лицо человека :
«современные физиогномисты полагают, что любое изменение в чертах лица связано со значительными внутренними и эмоциональными изменениями» . Подобные изменения возможны двумя факторами или группами воздействий:

2 . в зависимости от культурных особенностей :

3 . в зависимости от метода идентификации психологических параметров человеческой личности в контексте аналитической психологии :

4 . в зависимости от ошибок атрибуций приводящие к социальному искажению или эффекты субъективного социального восприятия лица человека :

Достоверность физиогномических выводов, однако, весьма спорна и основаны они на процентах вероятности, а это значит, что никаких постулатов в корреляциях внешности и личности нет. Представление о том, что, зная некоторые закономерности, можно сделать точный вывод о характере незнакомого человека по лицу - одно из типичных заблуждений авторов так называемой популярной литературы. «Конечно, всем хочется научиться читать человека, как книгу. Но это невозможно: слишком много факторов нужно учесть, чтобы делать выводы». Поэтому, о человеке, которого вы видите впервые, сказать можно не так уж и много - велик риск ошибиться. «Тем не менее, несмотря на эти трудности, физиогномика имеет несколько привлекательных черт. Ее исследования носят холистический (нередукционистский), феноменологический (опытно-описательный) и междисциплинарный характер».

Историческая справка

Физиогномика Востока

Основные представления физиогномики зародились в древности на основе представления о предопределённости психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу.

В Китае Ф. считалась полноправной отраслью медицины. Сянфа 相法 («законы внешнего облика»), сяншу 相术 («искусство гадания по внешнему облику») или сяньжэньшо 相人說 («искусство предсказания судьбы по внешнему облику») были основаны на представлении о взаимосвязи судьбы и характера человека с его физическими характеристиками. Первые упоминания о физиогномике встречаются в летописи Цзочжуань (V в. до н. э.). Однако, Сюнь-цзы (3 в. до н. э.) доказывает как то, что Ф. уже существовала как система, так и то, что её практичность подвергалась сомнению (гл. Фэйсян, «Отрицание физиогномики»). Среди китайских отрицателей Ф. выступал также Ду Му 杜牧 (803-852).

«Цисец Куай Тун, понимая, что судьба Поднебесной в руках Хань Синя, решил с помощью хитроумного плана поколебать [его намерения]. Он стал наставлять Хань Синя, исходя из учения сянжэньшо. Он сказал: «Я освоил искусство угадывания личности по внешности». «Как же вы определяете судьбу человека по лицу?» - спросил Хань Синь. Куай Тун отвечал: «Благородство и подлость человека отражаются в строении его костей, заботы и радости сосредоточены в его внешнем виде, свершения и провалы проявляются в его решительности. То, кто все это учитывает, в десяти тысяч дел не совершит и одной ошибки».

«В физиогномической практике Китая применялись схемы и термины. Физиогномические термины «5 вершин» (лоб, нос, подбородок и скулы), «3 двора» («верхний двор» - от границы волос до переносицы, «средний двор» - от переносицы до кончика носа и «нижний двор» - от кончика носа до подбородка) и пр. размечающие расположение частей лица. Все разнообразие частей лица сводилось к нескольким типам: восемь типов носов, шесть типов глаз и т. д., с каждым типом связывался иероглифический аналог и определённый прием письма. Контуры лица определялись восемью иероглифическими подобиями («8 норм»): квадратное лицо сравнивалось с иероглифом тянь («поле»), лицо, расширяющееся в нижней части, уподоблялось иероглифу фэн («ветер»)» .

Основные моменты, на которые были обращены гадательные практики в Китае - обильное потомство, материальное благополучие и продвижение по службе. К примеру, «физиогномисты - конфуцианцы старались прежде всего обнаружить наличие или отсутствие на лице признаков таких нравственных качеств, как почтительность к родителям, благопристойность, преданность своему господину, верность властям» . При этом особенно важны были симметрия и гармония черт лица, сулившие хорошую судьбу. Крупные, правильные черты, квадратное лицо у мужчин и круглое лицо у женщин (символ полноты, достатка в семье) служили признаком богатства и знатности. Всякая же асимметрия черт, а также узкий лоб, маленький подбородок назывались «отклонениями» и свидетельствовали либо о каком-то нарушении здоровья, либо предвещали беды. Лоб - «если его выпуклость как стоящая стена, он широк, прям и высок - это облик знатного и долголетнего человека»; уши - «они возвещают долголетие, если толсты и крепки, приподняты и длинны»; складки у глаз - «когда они идут кверху - богатство и счастье непрерывной чередой»; нос - «должен быть толст и плотен - будешь жить долгие годы»; подбородок - «если подбородок остер или придавлен - не займешь почетного положения»; скулы - «должны быть выдающимися, если они не выступают, не заметны, то человек ничтожен и рано умрет».

Физиогномика Запада

Античная физиогномика

Физиогномика Средневековья и Возрождения

Последующие исследования по физиогномике относятся к Средневековью. В этот период в Европе произошло отделение физиогномики от науки. В таких условиях физиогномика вырождалась в антинаучные спекулятивные направления, родственные чёрной магии , астрологии и хиромантии . Однако, среднеазиатский философ и врач Ибн Сина (980-1037), разделял взгляды Аристотеля, хотя только ссылался на его труды, когда речь шла о мимике. Вместе с тем в своей практике он подробно анализировал выражения лиц больных и приобщал результаты наблюдений к другим аргументам при постановке диагноза и оценке состояния больного.

XX век в истории физиогномики

Визуальная психосемиотика

Физиогномика способна помочь человеку проанализировать черты лица, с тем чтобы истолковать их на различных уровнях и приобрести глубокое понимание как собственной личности, так и личности других людей. Начать можно в любое время и заниматься этим практически где угодно: в автобусе, на работе или на улице. Однако начать читать по лицам лучше дома, а самый простой способ - посмотреть в зеркало. После прочтения собственного лица, придет время сосредоточиться на лицах других людей. Привыкание наблюдать за лицами и ассоциировать их черты с определёнными формами поведения, заметно повышает способности (навыки) социального общения .

Все черты, от лба до подбородка, могут раскрыть важную информацию о личности и здоровье обладателя. Визуальная психосемиотика предполагает разделение всех признаков лица на четыре группы:

  • тип лица - формы лица (профиль и анфас) и головы , цвет лица, понятие классических пропорций ;
  • волосяной покров (волосы на голове, брови , усы , борода и бакенбарды , ресницы);
  • естественные отверстия лица (рот - губы и зубы , нос , уши , глаза);
  • прочие рельефы (костные выступы лица: лоб , скулы, подбородок ; мягкие покровы: щеки и морщины и особенности кожи человека - родинки).

Тип лица

Формы лица и головы

Учёные добавляют, что у людей с идеальными пропорциями лица, возможно, хорошее здоровье .

Волосяной покров

Волосы имеются почти на всей поверхности кожи, в частности, и на голове. И с точки зрения физиогномики, каждый признак волосяного покрова может многое рассказать о том, как человек желает выразить себя и быть воспринятым другими людьми, но и как воспринимает вокруг себя окружающий мир. Их рассматривают по следующим критериям:

  • по типу - сухие и жирные волосы, нормальные и смешанные, мягкие и жёсткие, толстые и тонкие, здоровые и истощенные;
  • по виду - пушковые, щетинистые (брови, ресницы) и длинные волосы (волосы головы, бороды, усов);
  • по цвету - блондины или белокурые (белобрысые, русые, золотистые и т. д.), рыжие, шатены , брюнеты;
  • по форме - гладкие или прямые волосы, волнистые и кучерявые;
  • по восприятию - в физиогномике важно общее восприятие от формы различных волос - прическа .

Естественные отверстия лица

Анатомическое рассмотрение лица предполагает выделение две группы мышц: жевательные, мимические и подзатылочные. Определение функций последних зависело от направления мышечных пучков и важно было определить с чем связано натяжение кожи в месте фиксации к ней пучков той или иной мышцы. Оказалось, что концы мышц прикрепляются к коже, располагающейся по окружности одного из естественных отверстий на лице, а именно вокруг орбит носа, рта, ушей и глаз. Таким образом, мимические мышцы либо расширяют вход в эти естественные отверстия, либо суживают его, либо хоть как-то изменяют его форму. Эти мышцы определяют мимику лица, что является хорошим дополнением изучения физиогномики в комплексе.

Глаза

Глаза - главный индикатор настроения человека. Глазам в физиогномике уделяется особое внимание.

Одним из самых красивых компонентов лица являются глаза человека. В народе глаза ассоциируют с «зеркалом души» (хотя это латинское изречение связано с лицом, а не с глазами, высказанное Цицероном : «Imago animi vultus est» ), физиогномисты говорят, что это «зеркало мысли», а вот древние восточные (в частности, китайские) физиогномисты называли их «зеркалом ума». Русский поэт - сатирик Дон Аминадо , тонко подметил:

«Глаза - это инициалы души».

Глаза являются самыми сложными для изучения и интерпретации. С точки зрения оценки глаз как материальной структуры (форма, разрез, цвет и т. д.) к ним приемлем и духовный оценочный компонент - взгляд . По глазам всегда определяли внутренние переживания людей, возможно, поэтому древние китайские физиогномисты, как и японские, считают глаза важнейшей частью лица, и, если они «благоприятны», то это обстоятельство перевешивает отрицательные свойства всех остальных деталей лица. Для оценки глаз применяют целый ряд признаков: размер, посадка, профилировка и длина глазных щелей, взгляд, фокусировка, цвет (разработана классификация психо­логических типов по критерию цвета глаз, которая не носит строго научного характера и возникла, главным образом, на основе житейских наблюдений. Поэтому использовать её следует осторожно, лучше - в сочетании с трактовкой других призна­ков), характер строения глазниц, век, их складок и ресниц. «И это далеко не все. Таких характеристик более сотни». Существенным дополнением к характеристике глаз являются брови.

Рот

При определении характера и судьбы человека рот является одним из основных, который поддерживает жизнь человека, так как тело получает воду и пищу через рот. Рот действует, как аппарат речи и выражает мысли человека, приоткрывая склад его характера и, наконец, размер и форма рта помогают определить внутреннюю энергию человека. Характеристика рта исходит из следующих признаков - губы, зубы и улыбка.

Зубной врач Вильям Роджерс (La Buccomancie, 1851 г.) писал: «Покажите мне только губы лица, и я скажу вам, что оно было, что оно есть и что оно будет».

Нос

«... носы бывают десяти видов: пря-
мые, горбатые, продавленные, с выпук-
лостью выше или ниже середины, орли-
ные, ровные, курносые, закругленные и
острые; они хороши, поскольку речь
идет о профиле. Спереди носы бывают
одиннадцати видов: ровные, толстые в
середине, тонкие в середине, с тол-
стым концом и тонким местом прикреп-
ления, с тонким концом и толстым мес-
том прикрепления, с широкими и узкими
крыльями носа, с высокими и низкими
ноздрями, открытыми или загороженными
концом носа. И так же найдешь ты раз-
личия в других частях...»

Ash. I, 26 v. XV в.

Архитектурным центром лица является нос, состоящий из костной основы и хрящевых тканей, образующих носовую полость. У всех новорождённых, независимо от наследственных признаков, носики маленькие и курносые, но в последующем приобретают доминантные признаки: горбинку, уплощенность, форму, длину и другие. Характеризуют носы по форме, ширине, длине, по его кончику, переносице, крыльям носа, по основанию и спинке. Разнообразие всевозможных сочетаний этих признаков легко прослеживается в обыденной жизни и имеет этнические и географические особенности строения и конфигурации. Физиогномисты важным показателем уровня интеллекта считают угол, образуемый носом и верхней губой. В связи с этим выделяют - прямой угол, при горизонтальной линии ноздрей; нос, расположенный под тупым углом по отношению к верхней губе, приподнятый слегка вверх и опущенный, образующий острый угол. Кроме других признаков, существенным являются ноздри. В целом, анализируя нос, как важную деталь лица, следует сопоставить его размеры, форму и другие признаки со всем лицом, и только в сравнении говорить о гармонии, соразмерности и пропорциональности.

Для носа характерны выраженные возрастные изменения, которые проявляются в увеличении выраженности спинки, опущении его основания и кончика носа, в уменьшении носогубного угла на фоне углубления носогубных складок.

Костные выступы лица

Скелет лица представляет его основу. Поэтому, как бы ни были развиты мускулатура и подкожная жировая клетчатка лица, его облик в значительней мере определяется конструкцией и формой костной основы.

Мягкие покровы и особенности кожи лица человека

Прикладные аспекты физиогномики

Лицо в криминалистике

Идентификация человека по признакам внешности представляет собой установление тождества или различия конкретного лица путем описания примет внешности по определенной системе и с применением специальной терминологии. Отождествление человека по признакам внешности возможно в силу того, что каждый человек обладает лишь ему присущей индивидуальной совокупностью признаков, которые отличают его от других людей и даже близких родственников (неповторимость форм, размеров и пр.), а также их относительной устойчивостью (форма головы, линия профиля, нос , скулы). Различные отображения признаков лица человека в виде описания примет человека («словесный портрет ») и субъективного портрета - габитоскопия , пластического и графического реконструкций лица по черепу применяются в практике расследования преступлений и биометрии .

Лицо в медицине

«Лицу человека на протяжении всей истории человечества уделялось пристальное внимание. Научный интерес к изучению человеческого лица в разные периоды характеризовался различными специфическими особенностями и интенсивностью <...> В настоящее время отмечается устойчивый рост числа подобных исследований в различных областях науки, начиная с традиционных направлений психологической науки <...>, включая медицинскую и онтопсихологию , в которых особенности и черты лица человека используются в качестве дополнительных критериев оценки для выявления предрасположенности к образованию патологий (Л. Сонди , Л. В. Куликов, К. Теппервайн) и для дифференциации психосоматических состояний (Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль, А. Менегетти и др.) <...>» В связи с этим, «в научной и народной медицине сложилось несколько подходов, основанных на установлении связей между особенностями лица и заболеваниями человека» :

  • психосоматический подход занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний;
  • патофизиогномический подход, который представляет западный взгляд на признаки болезней, предполагает диагностику болезней по внешним признакам на лице человека.

Лицо в искусстве

Физиогномика в кадровой службе

Лицо в профессиональной деятельности

См. также

Пояснительные примечания

Ссылки на источники

  1. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А. Н., 1910
  2. «Объяснение 25000 иностр. слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А. Д., 1865
  3. Богомолов А. С. «Диалектический логос. Становление античной диалектики». - Москва, 1982. - 263 с.
  4. Маккарти П. «Тайны судьбы - в лицах людей» / пер. с англ. Г. А. Хен. - М.: АСТ Москва, 2009. - 28|5 с.
  5. И. М. Нахов «Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе» // В сб.: Живое наследие античности. Вопросы классической филологии , вып. IX. М.: Изд - во МГУ, 1987. С. 69-88
  6. Штаерман Е.М. «Кризис античной культуры». М.: 1985. - 44-74 с.; Она же. «Человек и космос в мире Рима» // ВДИ. 1992. № 3. 179-211 с.
  7. «Словарь русского языка»: В 4 - х т./АН СССР, Ин - т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2 - е изд., М.: Русский язык , 1984.
  8. Ясперс К. «Общая психопатология» / К. Ясперс; Пер. Л. О. Акопян. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.
  9. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
  10. Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) . - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. - 246 с.
  11. Л. П. Паршукова, В. М. Карлышев, З. А. Шакурова «Физиогномика» / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
  12. Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». М: г.
  13. Феизов Э. З., Исаева А. Ю. «Личность в физиогномической проекции». Чебоксары : Изд-во ЧГУ , . - 142 с.
  14. Равенский Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, поза мимика. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 416 с.

Издревле сложилось представление о лице,как "зеркале души". Все, что происходит с человеком на протяжении жизни, оказывает влияние на его организм, изменяет его. А так как наиболее восприимчивы к этим изменениям лицо, то по нему можно воссоздать неповторимую картину личности.

Лицо это миниатюрная сцена на которой разыгрываются все события индивидуальной жизни человека от рождения до смерти.

Во все времена люди верили, что существуют общие правила, с помощью которых по внешним признакам можно определить душевные качества человека (врожденные или приобретенные). Так возникла физиогномика учение об определении характера и душевных свойств людей по их лицу.

Ее творцом считают Пифагора (около 500 г. до н.э.). Известно, что он принимал или, напротив, отказывал в приеме к себе учеников только после того, как тщательно осматривал их в буквальном смысле с головы до ног. А над входом в школу Платона (427 - 347 гг. до н.э.) была прибита надпись: " Пусть ни один неизмеренный не входит сюда".

Учение о линиях лица было известно древним грекам и римлянам: Цицерон (106-43 гг. до н. э.) писал: "У Сократа было выражение постоянно неизменным, так как в душе его не происходило ни каких перемен, которые могли бы отпечататься на его лице. Однако и тогда к физиогномике относились скептически.

До наших времен сохранился любопытный анекдот передаваемый Цицероном и другими авторами, о том, как некий физиономист Зопир нашел по правилам своего искусства, что Сократ (469-399 гг. до н. э.) по природе глуп и женолюбив.

Первый физиогномический трактат, дошедший до нас от греков, приписывается Аристотелю (384-322 гг. до н. э.). В нем говорится, что физиономисты, устанавливая правила определения характера человека по его лицу, шли тройным путем:

  • сравнение животных и людей;
  • наблюдение различных рас;
  • наблюдение" за выражением ощущений и страстей.
  • Поэтому первоначальный принцип, что красивое лицо говорит о хорошем характере, а некрасивое о дурном, у Аристотеля дополняется сравнением с животными. Правда, в том же трактате говорится о ненадежности этих правил.

Несмотря на некоторое недоверие физиогномика процветала и в античном мире. Римский историк Светиной (между 16070 гг. до н. э.) рассказывает, что некий гадатель предсказал Британку (около 41-55 гг. до н. э.) и Титу (39-81 гг. до н. э.), что они будут императорами.

Выдающийся врач Гамн (около 130-200 гг. до н. э.) считал физиогномику весьма полезной и нужной, но обосновать свое мнение не пытался.

Усиленное изучение начинается с XI века н. э. По выражению лица, величине, форме и цвету отдельных его частей пытаются "определить" характер человека.

Рассуждения на эту тему пишет знаменитый врач Авиценна (около 980-1037 г.г). В своем "Медицинском каноне" Авиценна не очень одобрительно пишет о том, что "чтецы по лицам" утверждают, что человек труслив, нерешителен. Однако он с этим не согласен, так как считает, что некоторые выражения лица приводят к постановке диагноза.

От XIII века до нас дошли трактаты Альберта Великого (1193-1280 гг.) и английского врача Михаила Скотта (умер в 1201г.).

В средние века произошло отделение физиогномики от науки. Причиной тому было игнорирование знаний, несогласных с догматами церкви.

На лице человека искали предзнаменование его будущей судьбы, хироманты пытались по чертам лица найти подтверждение информации, прочитанной по линиям на ладони.

Почти все гадатели начинают рассматривать физиогномику в связи с астрологией, т.е. каждый человек находится от рождения под влиянием того или иного из созвездий или планет.

Была создана так называемая планетарная классификация человеческих лиц. Например, " люди Венеры" имеют яркий ум, легкий и уравновешенный характер, стремление к возвышенному; им свойственны большая страсть, вообще - вялые, малоэнергичные и недоверчивые к себе люди.

Каждая часть лица человека по мнению предсказателей, также находилась под влиянием той или иной планеты, того или иного знака.

XVI и первая половина XIII века особенно обильно такого рода

Сочинениями. Одно из них принадлежит итальянскому ученому, врачу, математику, философу, астрологу Джироламо Кардано (1501-1576г.г.)

К своему сочинению он приложил трактат Меламта о родимых пятнах, а само сочинение сопровождалось множеством рисунков человеческого лица, с изображением линий на лбу. Например, "женщина, имеющая на лбу крестообразную линию, будет убита мужем и т. д.".

В то же время эпоха Возрождения открыла пути новым течениям в науке и искусстве. Появляются труды Леонардо да Винчи (1452-1519rj\). В своих трудах он угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. В XII веке началась активная борьба с пророчеством физиогностики. Френсис Бэкон (1561-1626 г.г.) указал на противоречия в оценке лица.

Скептически отнесся к физиогномике знаменитый французский философ Мишель де Монтень (1533-1592 г.г.).В своих "Опытах" он писал:.. что не следует по чертам и выражениям лица определить внутреннюю сущность... Бывают красивые лица не только гордые, но и надменные, не только кроткие, но и не выразительные". Вскоре практика физиогномистов была призвана шарлатанством.

Взрыв интереса физиогномики приходится на конец XIII, начала XIVb; когда вышла в свет книга КЛафатера1 "Искусство познавать людей по их физиономии" он высказал несколько оригинальных мыслей о том, что можно восстановить физиономию человека, никогда невидимому, по его действиям и убеждениям. Эту мысль он пытался применить к изображению Иисуса Христа. В 1775-1777 г.г. вышло в свет сочинение на эту тему с многочисленными иллюстрациями.

Карамзин пропагандировал учения Лафатера, даже Пушкин отдал дань этому учению распознавать характер по чертам лица. В библиотеке Пушкина сохранилось 10-ти томное издание сочинений Лафатера. Ссылки мелькают и в произведениях Пушкина. Например, в "Дубровском" слуги Троекурова за обедом " стали разносить тарелки по чинам" ... т.е. Лафатер так анализирует:" Каждый класс общества, каждая профессия обладает своей физиономией..."

К учению физиогномики можно отнести таких ученых, как Дарвин, Павлов и др.

Лицо человека представляет собой лишь небольшой отдел головы, но является главной характеристикой его внешности. Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретишь и двух с абсолютно одинаковыми лицами. Академик П.К-Анохин писал: "Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являлись источником вдохновения во все времена и у всех народов.

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !

Эту статью я посвящу эзотерике.

Но не в том смысле, что будем управлять судьбой посредством мыслей и энергией привлекать события. Нет. А вот использовать интересные и полезные эзотерические знания для развития наших качеств это мы попробуем.

Возьмем к примеру такое качество как, наблюдательность .

Ведь по сути дела уметь наблюдать — означает уметь видеть детали в предмете/явлении, которые не замечают другие.

Но как можно заметить, а тем более отличить одно от другого, если не знаешь — а из каких собственно частей состоит предмет и как правильно он описывается. Ведь нужно не только иметь возможность видеть, но и знать – что нужно видеть в том или ином объекте наблюдения .

Типологии

С давних времен люди пытались классифицировать однотипные свойства объектов в так называемые Типологии .

Например, существуют типологии человека по темпераменту: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По типу строения тела: астеник, нормостеник, гиперстеник.

Или деление по знакам Зодиака или году китайского календаря.

Аналогично типовые свойства замечали в линиях ладони – возникла хиромантия , в расположении предметов — фэн-шуй , в почерке – графология и тд.

Было также подмечено, что люди с одинаковыми чертами лица очень часто имеют и схожие черты характера. Так возникла физиогномика.

О ней сегодня и пойдет речь в нашем «Книгообзоре».

Понятие Физиогномика

Физиогномика – это метод определения типа личности и характера человека и даже судьбы по внешним чертам лица. Это если кратко.

Первые упоминания о физиогномике приписывают Аристотелю. Еще ранее этим интересовался и Гиппократ.

В русский язык сначала пришло слово физиономия (от фр. physionomie) – искусство распознавать характер человека по чертам его лица.

Сегодня физиономией называют лицо, а вместо «физиономика » употребляют слово «физиогномика ».

Позже из понятия «физиономики» выделились кинесика (жесты, мимика), френология (изучение структуры черепа), окулесика (язык глаз) и др.

Принципы физиогномики

Выделим основные принципы физиогномики человека, чтобы использовать их как фундамент дальнейшего изучения.

1. Баланс и пропорции.

Изучаются пропорции одних черт лица по отношению к другим. В идеале они должны быть сбалансированы.

Для изучения лицо делят горизонтальными линиями на 3 части: верхнюю, среднюю и нижнюю зону.

2. Зоны и формы – это второй принцип.

Каждая зона управляет своим возрастом, так например, верхняя расскажет о периоде от 15 до 30 лет и от 64 до 93 лет.

Изучаются также формы лица. Какие они – продолговатые, квадратные, треугольные или другие, что позволяют дополнить характеристику человека.

Интересные исследования, провел в начале XX века К. Хутер. Он также разделил лицо на 3 части и показал, что верхняя часть (лоб) определяет мыслительную деятельность, средняя — чувственную и духовную, нижняя – любовь к наслаждениям и выгоде.

Арабский физиогномист Абуль-Фарадж (1226—1286) в «Книге занимательных историй» привел описание внешности человека и ее связь с характером.

Некоторые выдержки:

— Сильный, смелый человек: слегка продолговатое лицо, глубоко сидящие глаза, большой лоб, «орлиный» нос, жесткие волосы, густые брови, узкие губы.

— Любитель мудрости: красивое лицо, светящиеся силой глаза, тонкие губы.

— Медлительный человек: толстый кончик носа, большие уши.

3 . Сис тема позиций.

В китайской системе чтения лица – выделены специфические позиции на лице и они отвечают за определенный возраст. Всего 99 позиций.

Например, 37 лет – позиция 37 (зрачок левого глаза). Особенности этой позиции будут характеризовать человека в 37 лет.

Каждая позиция имеет свои особенности, а некоторые из них являются наиболее важные.

Так позиция 19 (в области лба) отражает судьбу и характер, унаследованный с материнской стороны. А позиции 44 связана со средним возрастом (это середина носа).

4. Пять важнейших черт.

Их выделено пять: брови, глаза, нос, рот и лоб .

Изучаются и другие черты лица: желобок на верхней губе, морщины, родинки, скулы, челюсти, подбородок.

В целом, это очень интересный способ анализа и самоанализа. Лишний повод взглянуть на себя и отвлечься от суеты. А при тщательном изучении — это и возможность саморазвития.

Вот такая небольшая справка. Для расширения кругозора.

И хотя физиогномика лица за тысячелетия накопила огромный массив наблюдений и гипотез, но тем не менее большинство из них не выдерживает серьёзной научной проверки. Т.е. не считается научно доказанной.

Хотя в Китае Физиогномика считалась полноправной отраслью медицины.

Однако попытки использовать физиогномику не прекращаются. Ведь многим работающим в системе «человек-человек » необходимо умение моментально получать информацию о клиенте, партнере, собеседнике. Это нужно педагогам и врачам и бизнесменам и …., да всем это нужно.

Ведь даром ясновидения обладают немногие, а о наблюдательных людях иногда говорят как о ясновидящих, ведь они видят то, что не видят другие. Потому что они знают, — как нужно видеть (наблюдать).

Вот этому навыку – учиться наблюдению и читать по лицу, я думаю можно уделить внимание и время. Никакой магии, а просто умение работать с визуальной информацией.

Хотя я не исключаю, что длительные занятия и опыт в изучения физиогномики позволит заглянуть и в будущее человека, т.е. прочесть его судьбу. Ведь физиогномика заявляет, что это также возможно. Есть шанс проверить.

Зная будущее, его можно изменить, если оно не устраивает. Ведь что такое судьба , — это колея по которой идет человек, а поскольку все мы пассивны и действуем на автомате (спим по Гурджиеву), то что-то изменить не в состоянии, пока не проснемся.

Но проснувшись и взяв на себя ответственность за свою судьбу мы можем изменить то, что не устраивает в этой колее и даже перейти в другую, более предпочтительную, собственно выстроенную.

Вот это уже некая магия, но магия осознанная, а не такая, когда «управляют энергией» не понимая, что за этим стоит и как это скажется.

У А.Маловичко, есть такая фраза «мы и с 2 % нашей физической сущности не можем разобраться, а пытаемся работать с совершенно непонятными 98 % ».

Я не против энергетики, сам в этой теме уже не один десяток лет, но то что я понял – это не стоит лезть через забор, когда рядом — калитка.

Способности будут даны человеку, когда его состояние будет готово их принять. Вот достигать такого состояния – это задача достойная и перспективная.

Подходы к изучению физиогномики

Не буду навязывать подходы, но я бы выделил три уровня ее изучения.

Первый уровень – качество наблюдения.

Знания физиогномики позволяют запоминать лица человека. Ведь так часто мы просто не можем описать или вспомнить кого-то. Для этого необходимо знать – что и как описывать, по какому алгоритму.

И здесь очень удобны подходы физиогномики – делящие лицо на зоны, области, ключевые черты и дающие краткие характеристики всего этого.
Так легче запомнить и легче описать.

Второй уровень знаний – это умение делать выводы о характере человека по анализу его лица.

Третий уровень читать по лицу судьбу человека .

Можно ограничиться и одним уровнем, но можно при желании углубить свои знания и стать настоящим физиогномистом.

В любом случае знания, почерпнутые из изучения Физиогномики могут оказаться полезными в повседневной жизни.

Искренний интерес к изучению физиогномики – это возможность естественного запоминания, а не того механического по типу «5 шагов к запоминанию лица человека». Ведь проявляя искренний интерес к изучению лиц людей – вам не придется себя напрягать, все происходит естественно, а память в таких условиях работает гораздо лучше.

Книги по физиогномике

Для изучения физиогномики написано множество книг. И среди них есть такие с которых можно начать введение в физиогномику.

Начну с двух – которых в принципе для начала достаточно.


Физиогномика. Серия «Четвертое измерение». Составитель Г.М. Новоселова. 1993 г.

В этой книге содержатся:
Тимоти Мар. Чтение лица, или китайское искусство физиогномики.
Элдар Разроев. Зеркало души.
Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений.
М. Гибадуллин. Физиогномика.
Ф. Томас. Тайны лица Физиогномика.

В качестве источника информации для выработки навыка наблюдения за лицами следующая книга, наиболее подходящая для этой цели.

Попов С.В. Визуальное наблюдение .2002 г.

Помимо множества интересной и полезной информации, помогающей в визуальном наблюдении за человеком в книге приводятся подробные сведения и ориентиры для запоминания лица человека, о чем я говорил в начале – это первый уровень использования знаний физиогномики. Практичные и наиболее применимые в жизни знания.

И. Лафатер. Сто правил физиогномики .2008 г

Иоганн Каспар Лафатер (1741—1801) - швейцарский писатель, богослов и поэт.
С 1769 г. он собирал материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., с множеством рисунков лучших граверов.
Публикуемый труд явился квинтэссенцией всего физиогномического опыта и гениальных прозрений Лафатера.

Иван Сикорский. Всеобщая психология с физиогномикой. 1912 г

Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919 гг) — русский психиатр и антрополог.

Фулфер М. Искусство чтения по лицам. 2004 г
Автор — юрист с двадцатилетней адвокатской практикой, изучив множество книг по физиогномике он на практике получил опыт занимаясь тем, что более 2-х лет на различных ярмарке и фестивалях предлагал «Чтение лиц с гарантией». Это позволило ему набрать практический опыт.
Затем его стали приглашать в различные компании, он проводил обучение среди учителей, художников, фотографов, психологов, врачей, адвокатов. Его приглашали в качестве консультанта подбирать присяжных в суде. Это человек, получивший практический опыт, поэтому почитать его интересно и полезно.

Нами Тикл. Лицо- зеркало души. Физиогномика для всех. 2010 г
Интересно почитать, как автор книги пришла к физиогномике. Много примеров и описаний относящихся к психологии.

Вельховер Е, Вершинин Б. Тайные знаки лица. 2002 г

Ближе к научному и системному изложению. Исторический ракурс этой науки и глубокая детализация описаний.

Рошаль В.М. Физиогномика. Сигнатуры жизни. 2006 г
Речь идет о четырех сигнатурах: первая – лицо человека, этим занимается физиогномика. Вторая – руки, занимается хиромантия. Третья – шишки и выпуклости на голове, занимается френология. Четвертая – отпечатки на теле (родинки и тд), называется морфоскопия.
В книге:

Западный метод анализа по форме лица. Индусский метод деления на касты. Китайский метод пяти элементов. Основы классической физиогномики.

Теодор Шварц. Читаем лица Физиогномика. 2010
Популярное изложение, в качестве примеров — описание лиц известных личностей.

К книге прилагается программа на компакт диске PiterFizio, позволяющая составлять портреты.

Физиономизм. Элдар Разроев. 2005 г
Ознакомившись с Типологией, Соционикой и ТИВ (теорией информационного взаимодействия) автор нашел много общего со своей техникой анализа. Что и описал в своей книге, предложив восьмисекторную структуризацию. На рис. ниже.


Каждый сектор несет информацию о свойствах человека в определенной сфере:
1. Проницательность. 2. Духовность.
3. Настойчивость. 4. Обучаемость.
5. Практичность. 6. Адекватность.

7. Задатки. 8. Перспективность.

Следующий блок книг – книги также интересные, и хотя во многих информация повторяется, но в каждой есть что-то свое. Это тоже полезно для расширения знаний.

Список книг этого блока:

1. Б. Хигир. Физиогномика. 2006 г.
2. Анджело Репосси. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица. 2003 г.
3. Френсис Томас. Секреты на лице. 1993 г. (Особенность книги — о связи физиогномики и астрологии).
4. Паршукова Л.П., Карлышев В.М. Шакурова З.А. Физиогномика. 2004 г (Учебник для высших учебных заведений в сфере сервиса. Интересен уже тем, что это учебник. Чему же он учит студентов — можно почитать).
5. Паршукова Л.П., Шакурова З.А. Физиогномика: читай по лицу. 2004 г. (Это уже популярное издание тех же авторов).
6. С. Панфилов. Физиогномика человеческих эмоций и характеров. 2007 г.
7. Т. Клипина, В. Леонкин, И. Грибулина. Как читать человека по лицу. Доступная каждому физиогномика. 2008 г.
8. Джонатан Ди. Китайская физиогномика. 2004 г.
9. Куай Ч. Как научиться читать по лицам. 2003 г.
10. Джонатан Ди. Читаем по лицу. Как узнать характер человека. 2007 г.
11. Джеффри Форд. Физиогномика. 2005 г.
12. Хомич Е.О. Как читать мысли человека: физиогномика. 2006 г.
13. Морок А, Разумовская К. Читаем по лицу. 2000 г.
14. Щеголев И. Тайны лица: Физиогномика для всех. 2006 г.
15. Л. Нимбрук. Физиогномика для всех. 2006г.
16. Джин Ханер. Мудрость твоего лица. Измени свою жизнь с помощью китайского искусства физиогномики. 2013 г.
17. Роза Роузтри. Чтение по лицам. Искусство видеть людей насквозь. 2011 г. Серия: Менталист.
18. Б. Лин Генри. Чтение по лицам. 2003 г.
19. Менте Бой Лафайет. Азиатские методы чтения по лицу.2005 г.

Физиогномика несет много интересных впечатлений тому, кто подойдет к ней непредвзято.

Конечно можно сказать, что это не научно, тем более, что попытки моделировать на компьютере связь облика человека и его характера не дали положительного результата.

Но все же человек не машина и наблюдательность заключается не только в том, что он по формальным признакам оценил человека и все.

Нет, он добавляет к этим признакам и свой опыт и знания в других областях, т.е. имеет целостную картину того, что видит.

Именно поэтому есть люди проницательные и действительно читающие человека как книгу.

Почему бы не попробовать?

С уважением, Медведев Николай.