Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков. Занимательная логопедия. Дефектология. Скороговорки. Чистоговорки. Логопедические стишки, рифмовки, игры, упражнения. Трудные буквы. Речевое развитие Логопедические стишки для детей 6

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Логопедические стишки для детей 4-5 лет

Логопедические стишки для детей 4- 5 лет самый эффективный способ избавления вашего малыша от различных дефектов речи и произношения, которые советуют использовать логопеды.

Логопедические занятия и упражнения для детей в домашних условиях - это систематическое общение с ребенком, с использованием игровой формы. Если вы заинтересуете своего малыша, вы сможете упражняться с ним, используя такие игры:


-артикуляционная гимнастика;
-пальчиковые игры (полезны для развития мелкой моторики);
-занятия на развитие слуха, логоритмика и игры на звукоподражание (стихи с движениями);
-разучивать стихи для развития речи и расширение словарного запаса.

Самая важная и в то же время трудная задача - это заинтересовать ребенка. Ведь усидчивость у маленького ребенка пока очень мала. Но, к слову, необязательно малыша усаживать, можно проводить занятия с ним когда он играет или вы делаете с ним какие-либо повседневные дела, на прогулке и так далее. Обязательное требование - это проведение занятий с ребенком в игровой форме. Таким образом, внимание ребенка и усвоение материала будут сконцентрированы на занятиях, ведь маленькие дети часто упрямятся если вы пытаетесь заставить их что-либо сделать, а вот игра другое дело. Используя игровые приемы в занятиях, вы избежите капризов и истерик.

Советы перед началом логопедических занятий:

Первоначально длительность занятий не должна превышать более 5 минут, затем постепенно необходимо увеличить время до 15–20 минут.
Ребенку должны нравиться такие занятия-игры, не настаивайте на них и не заставляйте.
Выполняя систематически, но кратковременно какое-либо упражнение вы сформируете у ребенка стойкий навык.
Смейтесь, не стесняйтесь похохотать от души вместе с малышом, не ругайте и не будьте чрезмерно строги с ним.

Чтобы ваш ребенок смог разговаривать четко и грамотно, а также смог выражать собственные мысли и чувства, он должен иметь хороший словарный запас.

Словарный запас вашего малыша в 4–5 лет состоит из:
- Пассивной составляющей (та категория слов, которые малыш понимает).
- Активной составляющей (та категория слов, которыми малыш пользуется при разговоре).

Изначально, активная составляющая словарного запаса у ребенка мала, однако, с течением времени слова из пассивной составляющей словарного запаса ребенок перенимает в активный. Отсюда следует, что чем больше пассивная составляющая словаря вашего малыша, тем лучше.

С целью увеличения словарного запаса читайте вместе книги, разглядывайте картинки, комментируйте свои действия и героев книги, а также разучивайте различные типы

К Чебурашке в чашку,
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка,
Вытащил букашку,
Положил букашку,
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки,
И снова чебурахнулась,
В чашку к Чебурашке.

Лунный свет голубой,
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун,
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Лы-лы-лы забивали мы голы.
Лу-лу-лу возле окон на полу,
Ла-ла-ла не заметили стекла.
Лу-лу-лу мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Злые крысы,
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали,
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок,
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!

Забрели к нам в детский сад,
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:

ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими. язычками.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет.

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.

Я в походе был,
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки.
Запасов у мышки - большие излишки!

Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: Ошибка,
Шевельнет ушами


ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ПРО ТРУДНЫЕ БУКВЫ И НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Нужная буква «Р»

Букву «Р » мы учим дружно,
Букву «Р » знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя Р одины сказать:
Р ОССИЯ.

(И. Агеева)

Буква «Р»

В букве «Р » живет Р оссия,
Р еки, р ожь, р акетодр ом,
Р уки матер и р одные
И р одительский наш дом,
И р ябиновость июля,
И р осинки, и р ассвет.
Буква «Р » - р аненье пулей,
Что у сер дца носит дед.
Р азбудили утр о р ельсы.
Р аспахнулись даль и шир ь.
Р усый ветер мчит навстр ечу
По р авнине. Ты дыши
Р усским воздухом упр угим
И р омашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Р одина и жизнь.

Рыцарь (Р - Л)
(Стишок-скороговорка)

В бою прохудились у рыцаря латы,
И рыцарь поставил на латы заплаты,
Да прямо в заплатанных латах с цветами
Пришёл на свиданье к возлюбленной даме.

А дама взглянула на рыцаря гордо,
Схватила цветы и ответила гордо:
- Не нужен мне рыцарь с большою заплатой!
А нужен мне рыцарь с большою зарплатой!
(Г. Дядина)

Тигрёнок у логопеда (Р - Л)

Тигрёнок к логопеду
Явился на приём,
А тот, видать от страха,
Запрятался под стол:
Ещё бы! Целый тигр
И сто зубов при нём!
Да и когтей немало:
Должно быть, тоже сто!

Вот это незадача!
А тигр чуть не плачет:

Я, доктол, этих игл
Ужасно не люблю.
Я тигл, тигл, тигл,
А "ЛЛЛ"
не говолю.
И мне никто не вЕлит,
Что нет стлашнее звеля...
Я сполить не хочу.
Я лучше залычу
ЛЛЛЛ!

Логопед из-под стола:
Я В-в-вам очень ла... ла... ла...
То есть, я Вам очень РРРад!
Я рюбрю речить тигрят!
РРРРР!

(Е. Евсеева)

Переполох (Р)

Слушай…
КРАжа!
КРАжа!
КРАжа!
ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?

Что уКРАли?
Два пеРА,
БезобРАзие!
С утРА…
Вы укРАли?
Мы не бРАли!
БРАли!
БРАли!
КРАли!
КРАли!

Это я
Грачиный крик
Перевёл
На наш язык.
(А.Шибаев)

Четыре чертёнка (Ч)

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж:
Черны чулки, часы, чулан и собачонка,
А чёртов дедушка на чучело похож.
За час внучата перепачкали всю дачу,
И чайник с чашками, и бабушку в придачу.
(А. Усачёв)

Смычок (Ч)

Сломался смычок
У сверчка о сучок.
На печку, в печурку
И чуркой – молчок.


Изба затаилась.
Что будет? Что будет?
Кто новый смычок
Для сверчанья добудет?


Но сам домовой
Для бедняги сверчка
Смычок смастерил,
Изловчась, из сучка.
(В. Бахревский)

Весной (Ч, Ш)

Шепчет солнышко листочку:
- Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов)

Роща и Чаща (Ч, Щ)


Сказала летом Роща Чаще:
«Ты одеваешься кричаще».
«И пусть, – сказала Чаща Роще. –
Придёт зима – оденусь проще».
(Рената Муха)

Буква «Ч»

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
(М. Яснов)

ЧА

Я по чаще брёл, ворча,
Еле ноги волоча.

Повстречался в этой чаще
С чародеем настоящим.

Чародей налил из чана
Чай волшебный в два стакана.

Я случайно выпил чаю
И теперь хожу, скучаю.

Правда, больше не ворча,
А копытами стуча.
(А. Игнатова)

Прятки (Ш, Щ)

Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.
(Е. Серова)

Рысь (Ш)


Пятнистая, пушистая,
Кисти на ушах.
У неё неслышный,
Как у кошки шаг.
(Л. Преображенская)

Уроки шипения (Ш)

У всех уроки пения,

А у ужей - шипения.

Прошипеть вас попрошу:

"Ши-ши-ши" и "шу-шу-шу".

"Шу-шу-шу" и "ши-ши-ши" -

Повторите, малыши.

Выше, выше, не фальшивьте!

Прошипели?

Запишите!

(А. Усачёв)

Груша под грушей (Ш, Р)

Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
(С. Погореловский)

Простокваша (Ш, Р)

Простокваши дали Клаше –
Недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
– Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.

А поела – встала,
Спасибо сказала.

(Е. Благинина)

Птичий обед (Ш, Р)

У сороки и вороны
В сковородке макароны!
У воробышка Ерошки
Есть горошки на дорожке.
(И. Синицына)

Шмель (Ш)

Шмель жужжит
Над пышной кашкой,
Травку мелко шевеля.
Станет розовая кашка
Сладкой кашкой
Для шмеля.
(Л. Яхнин)

Шапка (Ш)

Шура шапку в школу шила.
Шура в шапке в школу шла.
Шапка шита из шиншиллы.
Шура в шапке хороша.

(А. Леонтиенко)

Обращение к кошке (Ш)

Мышка не пышка,
Не ешь её, глупышка!

Машина (Ш)

Машина Машина
Машей покрашена.
(Э. Красноруцкий)

Что сказал карандаш (Ш)

Карандашик, ты грустишь?
Был большой, а стал малыш?!
Но зато художник мой
Был малыш, а стал большой!
(С. Погореловский)

Лесные шорохи (Ш, Щ)

Шепчет сосенка детишкам,
Шалунам – сосновым шишкам:
«Тише, шишки, не шалите!
Не шумите, лучше спите.
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер по лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит.
Непослушных ищет ветер.
Тише, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал… и сам затих.
(А. Александров)

Щегол (Щ, Щ, Ц)

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
(А. Барто)

Солнышко (Щ - Ч)

Солнце глянуло сквозь
Щёлку ,
Свесив огненную
Чёлку .

(Я. Козловский)

Иголки (Ш – Ж)

У ежа иголки
И остры и колки,
Но они не для шитья
Для спокойного житья !
(С. Пшеничных)

Строгий носорог (Р, Г)

Строг с врагами носорог –
На носу суровый рог.
И врагов рог носорога
Встретит строго у порога.
(Е. Весельева)

Гром (Г, Р)

Грозно гром
Гремит, грохочет,
Град на землю
Бросить хочет.
(В. Васина)


Гусь – герой (Г, Р)

Гусь отважный, гусь герой,
За гусыню гусь – горой,
Гусенят не даст в обиду,
Погляди, как грозен с виду.
(С. Пшеничных)

Ехал грека через реку (Р, Г)

Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

– Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Рак в реке ответил греку:
– А не лезь руками в реку,
Будь ты турок, или грек,
Или русский человек.

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)

Уроки рака (Р)

С утра в реке у рыб урок.
Директор Рак сердит и строг.
Кричит он утром на рыбят:
– Пишите «Р» сто раз подряд.

Ро-са, ре-ка, мо-ряк, крю-чки,
Ру-чей, ра-кита, ры-баки.

А в третьем классе, у коряг,
Диктант диктует рыбам Рак:

«Край родной! Река родная!
Нет тебе ни дна, ни края.
Широка и глубока
Наша русская река!»

Труднее в старшем классе Раку:
Карась с ершом устроил драку,
Налиму сом сломал пенал.
И пишет Рак в речной журнал:

«У пескаря нет букваря –
Он на уроки прибыл зря.

У карася промок дневник –
Неаккуратный ученик.

У осетра тетрадь сыра».
Урок закончился.
Ура!
(А. Усачёв)

О чём кричат грачи (Р)

Кем кар-кар-кар-картошина
Укра-кра-кра-украдена?
Вот враки, вра-вра-враки-то,
Что гра-гра-гра-грачом!
Не кра-кра-кра, не крали мы!
Не бра-бра-бра, не брали мы!
Живём не кра-кра-кражами,
Не гра-гра-грабежом!

Напра-пра-пра-напрслина! –
С обидой кар-кар-каркаем,
Сердито как-кар-каркаем,
До вечера с утра –
Стать пра-пра-пра-правдивее
И спра-пра-праведливее
К пернатой бра-бра-братии
Пора-ра, пора-ра, пора-ра!!!
(С. Погореловский)

На горе Арарат (Р)
(Картавый марш)

Мне с детства не давалась буква «Р»,
И маму этим я тревожил очень:
Она мне папу ставила в пример,
И с ним я повторял с утра до ночи:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

А счастье проходило стороной,
Картавила, увы, моя невеста –
И мы не целовались под луной,
А до рассвета с ней твердили вместе:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

Но утешеньем стал для нас сынок,
Ведь он, чтоб нам с женой доставить радость,
Не слово "мама" первый раз изрек,
А четко произнес, как на параде:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

(С. Осиашвили )

Нырок (Р)

Нырок,
Ещё один нырок,
И рыбку выловил
Нырок.
(Л. Яхнин)

Приглашение (Р)


«Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар-р!
Не жалей завар-рки!
Пр-ринимай подар-рки!»

(О. Александрова)

Р-считалка

Речка. Рыба. Рыболов.
Раки. Ряска. Раколов.
Рощи ропот. Родничок.
Рад раздолью ручеёк.

(Люба Гром )

Жук по имени Жак (Ж)

Жил Жук по имени Жак.
Сшил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе жабо,
А себе – ничего.
(А. Усачёв)

Жужжащие стихи (Ж)

Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел Ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
– И совсем я не жужжу.
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
– Ну, жужжу,– ответил Жук. –
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу
После ужина, жужжу!

(А. Усачев)

Жук (Ж)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Про Жабу с мужем (Ж)

Жили-были Жаба с мужем.
Каждый вечер у реки,
Жабы ждали, что на ужин
К ним пожалуют Жуки.

Жаба – в кожаном жакете,
С ожерельем желудей.
Важный муж её а жилете.
Ждут-пождут – но нет гостей.

Жаль, не знали Жаба с мужем,
Что в болотце на мели
Каждый вечер их на ужин
Поджидают Журавли.
(Т. Крюкова)

Про Жору и ужа (Ж)

Жора с ужиком дружил.
Уж у Жоры дома жил.
Дом стерёг от грабежа,
На пороге возлежа.

Жора, дружбой дорожа,
Жаб ловил, кормил ужа,
Иже жулики от Жоры
Так и бегали, дрожа.

Жил бы ужик, не тужа,
Жоре сторожем служа,
Да у Жориных соседей
Не хватило терпежа.

Как же жить, коль от ужа
Воры бегают, визжа,
Так, что стёкла в целом доме
Выпадают, дребезжа?!

В-общем, Жора, не брюзжа,
В зоопарк отнёс ужа,
А взамен ужа на рынке
Он купил себе ежа.

Ёжик жил у стеллажа.
Дом стерёг от грабежа.
Словом, сказочку про Жору
Можно дальше продолжа…

(А. Ерошин)

Жук

Я в саду поймал жука.
Жук, жужжа, шагал по тропке.
Поживи-ка, жук, в коробке,
Пожужжи-ка там пока.

Рассердился жук, брюзжа:
"Не хочу леж-жать, жужжа.
Если долго я леж-жу -
Из терпенья выхож-жу.

У ж-жуков другой реж-жим!
Мы, ж-жуки, леж-жать не мож-жем,
Мы прогулкой днем погож-жим
Просто ж-жутко дорож-жим!

Обиж-жать ж-жуков ненуж-жно,
Нуж-жно ж-жить с ж-жуками друж-жно,
Уваж-жать и обож-жать,
И в коробки не саж-жать!"

У жука броня крепка,
У жука внутри жужжалка.
Мне жука немножко жалко
Выпускать из коробка.

Но ведь мы с жуком похожи -
Любит жук прогулки тоже!
Что же, жук, живи в саду,
В гости сам к тебе приду.

(А. Ерошин)

Шмель (Ж, З)

Шмель над клумбою кружит
И восторженно жужжит:
З-з-замечательный пейзаж-ж-ж!
Жу-жу-жу! Вхож-жу в вира-ж-ж!
Жу-жу-жу-жу! Тормож-ж-жу!
На посадку захож-ж-жу!
З-з-здесь мне ж-ж-жутко нравится!
Виж-ж-жу, я летел недаром,
З-з-замечательным нектаром
Мож-жно з-здесь з-з-заправиться!

(А. Ерошин)

Жалоба калитки (Ж, Л)

Тебе прилежно я служу,
Железом, жалуясь, визжу:
Уж ты, пожалуйста, уважь –
Жирком заржавленную смажь!
(С. Погореловский)

Буду полярником (Ж, Р)

Нам, полярникам отважным,
Простужаться не положено.
Чтобы стужи не бояться,
Закаляться стал мороженым!
(Заки Нури)

Стрижи (Ж, Р)

Купаются в небе стрижи –
Стремительны их виражи,
Не призраки, не миражи,
Для них не страшны этажи.
(А. Горских)

Рожь (Ж, Р)

Я хожу
По меже…
Пожелтела рожь уже…
Дождик, рожь
Не тревожь:
Ожидает жатвы
Рожь.
(В. Воскобойников)

Звездочёт (З)

Звёздный учёт
Ведёт звездочёт.
От звезды к звезде,
А звёзды – везде!
Вот звёздный парад
Звёзд звездопад.
(Е. Весельева.)

Коза и стрекоза (З, Р)

Под кустом, закрыв глаза,
Спит Двурогая Коза.
Вот Коза, открыв глаза,
Видит: в небе Стрекоза.
Огорчается Коза,
Что она – не Стрекоза!
Тоже хочется Двурогой
Покружиться над дорогой!
(Тим Собакин)

Грызун (Г - Р)

Грызуну везёт:

Всё грызун грызёт;

И зубы от грызения

Растут - вот так везение!

(Е. Весельева)

Про Захара и Сахару (З – С, Р)

Сахара для Захара – из сахара Сахара:
Там сахарные горы сахарского песка.
Почаще бы в Сахару захаживать Захару,
Да очень от Захара Сахара далека.
(С. Погореловский)

Любопытная Варвара (Р, С)

Любопытная Варвара
Приходила на базар
И во всё свой нос совала:
В сапоги, в сметану, в сало,
В самовар и в скипидар.
(А. Усачёв)

Отгонялка для осы (С)

Не зуди вокруг, оса –
завидущие глаза.
Не садись на нашу сладость,
поищи другую радость.
Не боюсь тебя совсем,
но боюсь – случайно съем.

Снегопад (С)

Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт,
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая.
(Э. Фарджен)

С-считалка (С)


Семь сосулек Сима съела.
Сто сосулек Сеня съел.
Сима семь суббот сипела.
Сеня сорок сред сопел.
(Люба Гром )

В ванной (Ф - П)


В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.

(Я. Козловский)

Для чего? (Ч, П - Б)

Для чего вода на свете?

Чтобы пить .

Ну, а чашки для чего?

Чтобы бить .

(О. Тихомиров)

Просьба (С - Ц)

– Эй, баран, подай
Овса !
Просит белая
Овца.
(Я. Козловский)

Палатка (Ё - О, У - Ю)


Мы в поход с утра идём .
Заберём с собою дом .
Трудно дом нести в руках,
Сложим этот дом в рюк зак.
А когда мы в лес придём ,
Под сосной поставим дом .
(А. Масленникова)

Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.

Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

  1. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут).
  2. Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
  3. Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
  4. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
  5. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
  6. Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
  7. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
  8. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
  9. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
  10. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома
Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
— Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»

*****************

— Кра! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
— Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. —
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки — в лесках,
В силках — ласки, в лесках — лиски.

*****************

С осины осенней
Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
се — зе се — зе я нарвал травы козе.
ри — ли ри — ли прилетели журавли.
ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
зу — су зу — су не пускают в дом лису.
ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

*****************

пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
па — ба па — ба а под дубом есть изба.
пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
пе — бе пе — бе та изба идет к тебе.

*****************

ты — ды ты — ды я нашел твои следы.
те — де те — де только нет тебя нигде.
ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет — самые простые.

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
«Ты мне спинку не потpешь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Все по расписанию,
По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела —
Белой даже не была.

Логопедические стихи (100 шт) Может, кому пригодится для занятий с детьми.

История из моей жизни.
Когда моему сыну исполнилось 6 лет, я не хотела, чтобы он пошел в "0" класс, решила ещё годик повременить (мы только приехали с севера - точнее сбежали от нашего "папочки", и ребенок был очень слаб, бледен и постоянно болел), поэтому перед 1 сентябрем из садика мы ушли "В отпуск" и вернулись только в октябре в садик. Но наша заведующая заочно "отправила нас в школу", лишив места в садике.
Ничего добиться я не смогла, мне нужно было выходить на работу и оставлять 6 -летнего ребенка дома одного на целый день мне тоже не хотелось, (я всю жизнь работала в больнице на 1,5 ставки!)
А тут ещё опять сын заболел! Огромное спасибо нашему участковому педиатру, за то, что она сумела выбить тогда для моего ребенка путевку на 2 месяца в санаторий для больных и ослабленных детей! Так прошел ноябрь и декабрь.
А в январе все же пришлось собирать документы в школу и проходить медосмотр, в том числе и ЛОРа.
Врач (молодой мужчина) осмотрел его и задал вопрос: "Тебе сказку про Буратино читали? Кто испугал Буратино, когда Папа Карло ушел за азбукой?"
Сын помолчал, а потом выдал: "Сушера!"
Честно говоря, я сама онемела. Книжка "Буратино" у нас дома была, и мы её часто читали, но она была для малышей и в каком-то "усеченном" варианте - большие картинки и под ними по 2 - 3 предложения. Естественно, ни о какой крысе Шушере и речи в ней не было! Странно, что ребенок вообще смог про неё вспомнить - может в садике им читали? Я вот сама не сразу вспомнила.
А врач сразу же начал кричать на меня: "Мамаша, разве вы не слышите, как картавит ваш ребенок? Он же букву "Ш" не выговаривает! Бел как простыня, ростом мал, худ. Какая вам школа, январь на дворе! Я вам не даю допуска, и направляю к логопеду!"
Никакие мои слабые попытки возразить, что с произношением у нас всё в порядке, не принимались во внимание. "Принесете справку от логопеда - тогда и поговорим!"
Оставлять ребенка дома одного я боялась, всё-таки в школе хоть продленка была!
Пока мы 1 час сидели в очереди к логопеду, я успокоилась и прочитала в карточке, что у сына "проблемы с шипящими звуками".
Вспомнила я детский стишок (другого я просто не знала) и сказала сыну: "Сейчас ты тёте прочитаешь это стихотворение, давай выучим!"
Вот оно:
"Щука в озере жила, червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей, пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши: "Щи у щуки хороши!"
Сын рассказал всё без запинки, мы получили от логопеда справку, что у нас нет проблем с речью и вернулись к ЛОРу. Как говорится - у него "челюсть отвисла"!
Вот так с середины января мой сын пошел в школу - первый раз в 1 класс!
А эти стихи, когда мне попались на глаза, я сохранила.
В будущем они пригодились мне при работе с людьми, парализованными после инсульта - у многих страдала речь и эти стихи (и скороговорки) помогали восстановлению.

Звук Ш
Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Звук Л
Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…

И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Звук Р
Логопедический стишок №3

Злые крысы грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий,
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С - Ц
Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.

Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К
Логопедический стишок №5

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:
ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая -
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Логопедический стишок №51

С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.

Логопедический стишок №52

На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.

Логопедический стишок №53

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Логопедический стишок №54

Коля и две Оли
В поле лук пололи.

Логопедический стишок №55

В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.

Логопедический стишок №56

Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.

Логопедический стишок №57

Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.

Логопедический стишок №58

Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.

Логопедический стишок №60

Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.

Логопедический стишок №61

Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.

Логопедический стишок №62

Ушла гроза за горизонт -
Закрыла Зоя сразу зонт.

Логопедический стишок №63

Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)

Логопедический стишок №64

Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.

Логопедический стишок №65

Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
- А в уже и еже есть по букве «Ж»!

Логопедический стишок №66

Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.

Логопедический стишок №67

Мужа жена
Обожать должна.

Логопедический стишок №68

У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.

Логопедический стишок №69

Маша - малышка,
У Маши пустышка.

Логопедический стишок №70

Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.

Логопедический стишок №71

Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)

Логопедический стишок №72

Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.

Логопедический стишок №73

В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.

Логопедический стишок №74

Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.

Логопедический стишок №75

Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.

Логопедический стишок №76

Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.

Логопедический стишок №77

Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.

Логопедический стишок №78

Нас «огорчили»
Перчики чили.

Логопедический стишок №79

Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.

Логопедический стишок №80

Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.

Логопедический стишок №81

Калачи из печи
Очень-очень горячи.

Логопедический стишок №82

Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!

Логопедический стишок №83

Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

Логопедический стишок №84

Ученик ворчит беззвучно -
Ах, учителю как скучно.

Логопедический стишок №85

Увеличили зрачки
Очень новые очки.

Логопедический стишок №86

Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.

Логопедический стишок №87

Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.

Логопедический стишок №88

На пиджачке значок,
На значке жучок.

Логопедический стишок №89

Сверчок в ночи
Сверчит у печи.

Логопедический стишок №90

Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.

Логопедический стишок №91

На веточке птички,
В лесочке лисички.

Логопедический стишок №92

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

Логопедический стишок №93

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Логопедический стишок №94

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

Логопедический стишок №95

Уголёчки в печке,
А песочек в речке.

Логопедический стишок №96

Часики точные,
Яблочки сочные.

Логопедический стишок №97

Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.

Логопедический стишок №98

Тучка мрачная,
Крылечко дачное.

Логопедический стишок №100

На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут). Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна. Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу. Хвалите ученика даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.
Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка Появилась у стола.
— Опоздала я немножко, Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»

— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
— Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно.
— Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!

К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка Вытащил букашку,
Положил букашку Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.