Каким предстает мир природы в лирике фета. "русская природа в лирике фета" - сочинение. Философские размышления о вечном

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

…Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье". Он был убежден, что человек носит в своей груди "огонь сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я" .

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, "где воздух, свет и думы заодно", где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи" и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка - "кроткий серафим", глаза ее - "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные как рай" и т. п.

В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста - символы оживающей весенней природы .

А в стихотворении "Пчелы" я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в "гвоздик душистой сирени". Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле". Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".

У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд" и "дремлет тополь сонный". Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души .

В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества - всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: "Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…" Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения - "пахучая страсть", "устало все кругом: устал и цвет небес…" и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души". Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый "звездный цикл": так много писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. "Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность .

Афанасий Афанасьевич Фет - замечательный поэт 19-го века. Его мелодичные стихи давно были положены на музыку и известны нам как романсы. Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики. в лирике Фета стала чуть ли не главным предметом изображения. Именно этой чудесной стороне творчества великого поэта посвящена данная статья.

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, - именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга - лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

В лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды... Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я... Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «... сердце слышит... И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Заключение

Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы... постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица...

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях...

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом...

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет...».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю...».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...», так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
...отовсюду на меня весельем веет...
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

Рецензии

Дорогая Зоя,
Очень давно от Вас ничего не было слышно!
Надеюсь, все хорошо.
Хотела Вас поздравить с Днем учителя -
неутомимого труженика на ниве народного образования)))!
И пожелать Вам самого-самого доброго.
P.S. Вам не хотелось бы заглянуть ко мне и прочитать
новое эссе о Смердякове Достоевского "Вынести себя - нет сил"?
Мне всегда интересно Ваше мнение.

С искренним уважением,

Дорогая Зоя,
Спасибо большое, что Вы прочитали и поделились со мной Вашими мыслями.
Поделюсь и я с Вами своими мыслями. Но только заранее чувствую, что как бы не смею говорить о христианстве и православной церкви в силу того, что стою я только на пороге, но благодарна уже и за это.
Да весь "бунт" Ивана (не Смердякова!) Достоевского именно о том, что не может он смириться с несправедливостью этого мира, который "лежит во зле". Но веди Сам Господь отдает на смерть и муки своего единородного Сына. Даже Христос на кресте перед смертью "возопил громким голосом: "Боже Мой,Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"(Евангелие от Матфея, 27.46)
Этот мир и мы в этом мире - это СТРАШНАЯ ТАЙНА, и уж, конечно, она так просто логически не решается - "покаялся" - "спасёшься", а главное, - "будешь жить хорошо". Ходишь в церковь - значит всё в твоей жизни будет "отлично".
Этот мир давно отпал от Бога и мы в нём. Но Господь, всё равно присутствует в нашей жизни, и спасает нас... Но только это вопрос Веры, а не логики и математики.
Зоя, простите, но я чувствую, когда пишу это, то превышаю свою МЕРУ. Поэтому хотелось бы замолчать.
Недавно я закончила книгу Юрия Лощица "Дмитрий Донской".
Меня просто потрясло описание Куликовской битвы, через какие муки и сомнения прошел святой князь Дмитрий Донской и русские люди того времени. Сколько сил отдал Преподобный Сергий Радонежский, чтобы смирить распри между русскими князьями и вдохновить их на служение Руси. Книга написана на основе документов и автор очень осторожно работает с историческими источниками. Когда я читала её, то даже плакала, так это всё близко и созвучно нашему времени. Очень рекомендую.
Ещё раз простите и спасибо за разговор.
С искренним уважением,

Человек и природа в лирике А А Фета

В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Билет 9

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всœем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. При этом он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелœело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека (ʼʼмировой душиʼʼ), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всœегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителœен:

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: ʼʼ...Романсы его распевает чуть ли не вся Россияʼʼ. Фет - певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом. Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом. Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

В одном из своих циклов, который принято называть ʼʼСнегаʼʼ, Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении ʼʼПечальные березы...ʼʼ основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.

Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

Оригинальность его стихотворений состоит по сути в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). ʼʼЦветущееʼʼ сердце в данном случае - символ этого слияния.

Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет - уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

Фет дорожит мигом, его называли ʼʼпоэтом мгновенияʼʼ. Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах...

Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая - это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинœено природе: ʼʼРаспахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лесʼʼ. В стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ радость любви неотделима от радости, разлитой в природе. Элементы пейзажа органично соединœены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. ʼʼШепот, робкое дыханьеʼʼ созвучны с ʼʼтрелями соловьяʼʼ, в ночных тенях происходит ʼʼряд волшебных изменений милого лицаʼʼ. В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления. Но всœе предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в данном стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка - ʼʼИ заря, заря...ʼʼ - звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви. Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного всœелœенского процесса.

Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство состоит по сути в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объёме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия. В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсœе мгновения. В стихотворении ʼʼФантазияʼʼ (ʼʼМы одни, из сада в стекла окон светит месяц... Тусклы наши свечиʼʼ) прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет" постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении ʼʼУчись у них - у дуба, у березы...ʼʼ мы видим суровый зимний пейзаж, ʼʼжестокую поруʼʼ. Деревья стойко переносят ʼʼхолод, лютыйʼʼ,порывы ветра, злую метель: ʼʼΟʜᴎ стоят, молчатʼʼ, ʼʼ...молчи и ты!ʼʼ - обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить всœе невзгоды судьбы. Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всœегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателœей. Природа, в представлении Фета͵ - это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, в связи с этим стихи Фета всœегда будут актуальны и современны.

Человек и природа в лирике А А Фета - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человек и природа в лирике А А Фета" 2017, 2018.

Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)

Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…

И. Никитин

А. А. Фет снискал в литературе славу тончайшего лирика. Ни эпический, ни драматический род литературы не был его призванием. Он был одним из самых крупных поэтов так называемой школы «чистого искусства», резко противопоставившей себя представителям гражданского направления в литературе, писателям-демократам, соратникам Чернышевского и Некрасова. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые волновали его современников, Фет ограничил свое творчество тремя темами: любовь, природа, искусство.

«Стремясь от людей утаиться», поэт уходит в мир природы, чтобы обрести гармонию. Фет сумел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам, передать красоту родного пейзажа. «Природы тайный соглядатай», поэт обладал острым поэтическим зрением и слухом, что дало право П. И. Чайковскому указать на певучесть и музыкальность лирики Фета: «...Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...» - одно из ранних в лирике Фета и одно из самых популярных. Темы любви и природы, затронутые здесь,- вечные темы поэзии, Однако Фет сумел сказать в своем произведении нечто новое. От его поэтического шедевра веет свежестью. Оно ни на что не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его поэтическим установкам. Фет писал: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».

Необычно уже само начало стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать...». Для нас сегодя эта строка удачна с художественной точки зрения, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же поэт шутливо и не без гордости называл свои произведения стихами «в растрепанном роде».

Неточные слова и как бы «растрепанные» выражения создают в стихах Фета не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом...» кажутся особенно органичными и естественными для живой речи, Создается впечатление, что поэт не задумывался специально над словами, а они сами сложились в его голове.

Стихотворение заканчивается строками:

…не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

Эти строки тоже о естественности поэтического слова.

Опорными, ключевыми в стихотворении являются слова: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании: о радости, счастье, любви и весне. Они похожи на звонкий музыкальный аккорд, который нарастает, усиливается.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...» отличается удивительной цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, оно произносится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Лирический герой видит рассвет и луч солнца, который бежит по листьям:

Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой...

Птицы начинают петь. Оживает природа - оживает и душа лирического героя. Природа и чувства героя соотносятся, и все это находится в движении: радость героя и мир, залитый солнцем, проснувшийся лес, жаждущий весны, и человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, и зреющая в душе торжественная песня.

Цельности стихотворения способствуют и повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф повторяется слово «рассказать»: «Рассказать, что солнце встало...», «Рассказать, что лес проснулся», «Рассказать, что с той же страстью...», «Расказать, что отовсюду...» Именно это слово является скрепляющим строфы элементом, придает всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы: «лес проснулся» - «весь проснулся»; «веткой каждой» - «каждой птицей». Многократное повторение союза «что» придает стихотворению плавность.

В стихотворении можно выделить яркие эпитеты, помогающие создавать радостно-приподнятое настроение, например, «горячий свет», «весенняя жажда». Фет также использует и олицетворения: «лес проснулся», «солнце встало».

Логическим ударением автор выделяет главное смысловое слово стихотворения - любовь, радость жизни и пробуждающаяся природа вызывают в душе человека песню. Это песня о весне в природе и о зарождающихся чувствах человека. Как лес «весенней полон жаждой», так и душа лирического героя открыта счастью.

Фет большое значение придавал концовке стиха, считая, что именно здесь должна сосредоточиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка данного стихотворения. Она действительно завершает лирический сюжет. Стихотворение заканчивается песней. Песня - это высший взлет, высшая точка радости. Для песни еще нет слов, но сама мелодия уже есть, она просится наружу.

Молодой поэт заявил о себе в русской литературе этим стихотворением. Он пришел рассказать о блеске солнечного утра и страстном трепете молодой, весеней жизни, о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне. Он принес этим стихотворением романтическое дыхание весны в поэзию.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» темы любви и природы также слиты воедино. Здесь получила наиболее яркое отражение такая особенность фетовской лирики, которую критики назвали «безглагольность», Действительно, в стихотворении нет действия - лишь быстрая смена картин:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Картины, возникающие перед читателем, статичны - в них самих нет движения. Фет использует тот принцип, который можно было бы назвать принципом перебирания фотографий. Смена этих картин придает стиху удивительную динамичность и воздушность, помогает изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. На фоне картин природы «милое лицо» изменяется.

Читатель будто наяву видит свидание в саду. Ночной полумрак. Поют соловьи, и цветут пурпурные розы. Ничего не происходит, но поэту удается через серию картин передать напряженное лирическое переживание, эмоции героя, момент любви. «Пурпур розы» в финале плавно перетекает в цвет зари. Это символ света, любви, высшее выражение душевного подъема:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

В основе эстетико-философской концепции Фета лежит мысль о тесной взаимосвязи человека и природы. Лирический герой его поэзии стремится стать частью природы, что позволит ему обрести радость в душе и абсолютную свободу. Он растворяется в мире природы и потому видит ее душу, ее тайну. Поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний, Его лирические миниатюры отличаются богатством оттенков, нежностью, душевной теплотой. Их назначение передать не столько мысли и чувства поэта, сколько его «летучее» настроение.