Аргументы к сочинению по проблеме влияния учителя на ученика. Проблема влияния учителя на ученика Истории из жизни

Влияние учителя на судьбу ученика — важнейшая проблема, которая часто поднимается авторами текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из ее аспектов мы подобрали аргументы из литературы. Их можно скачать в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

  1. Учитель нередко влияет на будущую жизнь своих учеников. Роль учителя стоит наравне со значением родительской опеки и воздействием среды. Яркий пример можно найти в повести Ч. Айтматова «Первый учитель» . Главный герой, сам читая по слогам, не имея особых знаний, пытается превратить старый сарай в школу. В суровые зимы он помогает детям перейти ледяные реки и старается всевозможными способами дать им знания. Однажды он спасает сироту Алтынай от изнасилования и желания её тёти насильно выдать девочку замуж. Герой, преодолевая препятствия, отправляет ее учиться в город, тем самым спасая ей жизнь. В будущем Алтынай станет доктором наук и при сооружении новой школы назовёт её именем своего первого учителя – Дюшейн.
  2. Учителя, помогавшие нам в детстве, запоминаются надолго. Так и для В.Г. Распутина его мудрая учительница сыграла важнейшую роль в жизни автора. Ей он посвящает свой автобиографичный рассказ «Уроки французского» . Главная героиня, узнав, что с помощью азартных игр один из её учеников пытается заработать на пропитание, не наказывает мальчика. Наоборот, она пытается поговорить с ним и помочь. Тайно она присылает мальчику посылку с едой и даже с помощью маленькой хитрости даёт ему деньги, чтобы не задеть его гордость. Конечно, узнав о ее методах воспитания, а именно об азартной игре с учеником, директор увольняет учительницу, но она все равно не бросает героя в беде, помогая ему получить достойное образование.

Негативное влияние

  1. Мы с детства привыкли, что учитель – это благородная профессия. Однако, не стоит забывать о человеческой природе, которая может проявить себя отрицательно где угодно. Хорошо показана разница в отношении к ученикам у разных людей в произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» . Главного героя пытаются обучить разным наукам три учителя: Циферкин, Кутейкин и Вральман. Вскоре осознав, что герой очень глуп, ленив и безнадёжен в учёбе, они перестают стараться и лишь делают вид, что обучают мальчика. Сами учителя тоже мало образованы, но матери Митрофана не особо важно обучение сына. Когда Стародум обличает нечестных учителей, лишь Циферкин отказывается взять деньги за обучение. Ведь он так и не смог передать свои знания ученику.
  2. Дети быстро и легко перенимают поведение, моральные устои от своих учителей. К сожалению, не всегда такое воспитание бывает положительным. Вспомним главного героя одноимённого романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Рассказывая о воспитании молодого человека, автор упоминает, что его учитель был французом, который относился ко всему «шутя». Он старался подавать ему материал в лёгкой манере, особо не напрягал, не заставлял трудиться. Онегина никогда не наказывали строго, не рассказывали о морали, а лишь водили прогуляться по летним садам. В итоге, мы видим поверхностного мужчину, привыкшего получать радость от жизни лёгким путём и не заботящегося об окружающих.

Подвиг учителя

  1. Учитель – это не только наставник, для многих это герой, готовый на многое ради своих учеников. В повести В. Быкова «Обелиск» Морозов не бросает учеников с наступлением войны, он продолжает преподавать. Когда пятерых его ребят фашисты захватывают в плен, он соглашается прийти за ними, понимая, что идёт на смерть. Он осознавал, что если бы отказался, то враги смогли бы использовать эту ситуацию во зло. И Морозов жертвует собой ради блага своей школы и страны. Даже если он не сможет спасти детей, он хотя бы ободрит и поддержит их в этом испытании.
  2. Стремление донести до других основы правильной, благородной жизни уже могут считаться подвигом. В романе Чингиза Айтматова «Плаха» главный герой Авдий устраивается работать в газету. На одном из заданий редакции он отправляется расследовать дело о наркоторговле. По пути он знакомится с Петрухой и Лёнькой – двумя оборванцами с тёмным прошлым, которые отправились добывать анашу. Авдий, основываясь на своём прошлом обучении в семинарии, старается наставить ребят на путь истинный, он призывает их жить по правилам, обратиться к Богу. Однако всё благородство героя не спасает его, из-за праведных речей он находит свою смерть. И все же его попытка поколебала мировоззрение этих людей, ведь впервые в жизни их кто-то попытался вытащить из бездны морального падения.
  3. Роль учителя

    1. В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» автор рассказывает о необычном подходе учителя к обучению. Он никогда не наказывал детей, а лишь шутил над ними. Один из учеников так боялся стать посмешищем из-за невыполненного домашнего задания, что проворачивает целую «аферу» с прививками. Несмотря на все его старания, его всё-таки вызывают к доске, где он не справляется с заданием. Всю эту ситуацию учитель называет тринадцатым подвигом Геракла, совершённым из-за трусости. Лишь спустя годы главный герой понимает, что преподаватель хотел показать им то, что не стоит бояться быть смешным.

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.



Сочинение

На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников - они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Знакомство с профессией учителя на уроке литературы. Валентин Распутин «Уроки французского» Учитель русского языка и литературы Лихобабенко Наталья Николаевна Тема урока В.Распутин «Уроки французского». Каким я вижу современного учителя Валентин Григорьевич Распутин Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя! Цели урока раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина  Создать образ современного учителя  Валентин Григорьевич Распутин Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. После окончания УстьУдинской средней школы поступает на историкофилологический факультет ИГУ. Еще студентом сотрудничает в газете "Советская молодежь". Валентин Григорьевич Распутин После университета работает корреспондентом "Советской молодежи", редактором на Иркутской студии телевидения, в красноярских газетах. Родина писателя - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Из истории создания рассказа …Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице-Анастасии Прокопьевне… Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой. Лидия Михайловна «В лице ее не было жестокости…» Аккуратная вся, умная, красивая и в одежде и во внешности. До меня доходил аромат её духов, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была не учительницей какой-нибудь арифметики или истории, а французского языка, от которого тоже исходило, чтото особое, сказочное, неподвластное. Главный герой Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. Марк Сергеев   «Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила. И я ответил ей: «Хочу всего: высот, что нелегки, как доброта, лесов, что обступают, как сомненья, дорог, порой ведущих в никуда, ладоней, что, встречаясь, дарят сердце». Жизнь в райцентре Мама главного героя присылала ему продукты и деньги. Но мальчик всё равно голодал из-за того, что хозяйские дети таскали у него все то, что присылалось ему из деревни. Вопросы урока   Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре? Почему он не вернулся домой? Из- за голода он ввязался в игру на деньги. Его пригласил сын хозяйки квартиры. Сначала он просто смотрел, а потом, вникнув в игру, стал играть. Он проигрывал и выигрывал. Если он выиграл 1рубль,сразу бежал домой. Это не понравилось авторитетному Вадику и мальчишки решили избить главного героя. Проснувшись, мальчик увидел в зеркале, что у него распух нос,много ссадин и синяк под глазом. Он не хотел идти в школу, но пропускать занятия мальчик не решался. Первым был урок французского языка. Перед уроком Лидия Михайловна тщательно рассматривала всех учеников, и сразу заметила ушибы мальчика. Он не рассказывал, что с ним случилось, и лгал, что упал. Но Тишкин (одноклассник главного героя), рассказал о драке Лидии Михайловне. Учительница после уроков поговорила с мальчиком и узнала, что он голодает, а играет, чтобы купить себе молока. Сначала она прислала ему посылку, где были макароны, сахар, гематоген. Мальчик решил, что посылку прислала его мать, но позже понял, что это Лидия Михайловна, и пошел к ней. Она пыталась помочь мальчику, но он упорно не принимал никакую помощь. Тогда Лидия Михайловна решила помочь мальчику другим способом. Лидия Михайловна играет на деньги с главным героем, чтобы помочь ему выжить. Как -то раз, погруженные в игру, они не услышали стук в дверь. Это был директор школы. Вскоре Лидия Михайловна уехала. И среди зимы, уже после январских каникул, мальчику пришла посылка. Там лежали макароны и 3 красных яблока. Он раньше видел яблоки только на картинках… Вопросы урока     Исчерпав возможности помочь герою законно, Лидия Михайловна решается на отчаянный поступок. Какие правила она нарушает? Правильно ли она поступает? Справедливо ли повел себя в данной ситуации директор? Какие же уроки преподала Лидия Михайловна герою? Уроки доброты Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Уроки доброты В мальчике сочетаются светлая, весёлая, свойственная детству беззаботность, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесённых войной. Уроки доброты Рассказ помог Распутину найти ту самую учительницу. Она прочитала рассказ и узнала себя в нём; только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. Валентин Григорьевич Распутин «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства» Каким должен быть хороший учитель? 1. Добрый 2. Отзывчивый 3.Внимательный 4. Справедливый 5. Мудрый Отрывки из сочинений учащихся 6б класса «Я постараюсь быть похожей на Лидию Михайловну, потому что в наше время таких удивительных людей очень мало» «Я считаю, что директор поступил правильно с Лидией Михайловной. В школе должен быть порядок»

Митрофан – воспитанник нескольких учителей. Но влияние Цифиркина, единственного учителя, который пытается дать какие-то знания, совсем незаметно, потому что его перекрывает матушкина забота о сыночке. Поэтому влияние Вральмана, совпадающее с матушкиным, оказывается сильнее остальных. В итоге «злонравие» даёт достойные плоды в лице этого недоросля, хорошо усвоившего урок: придерживайся только властьимущих.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Monsieur l"Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Так или иначе, Онегин воспринял от своего учителя поверхностное отношение к жизни, тот европейский менталитет, который способствовал потребительской концепции поведения героя. Что, собственно, и составило трагедию жизни Евгения, который привык получать удовольствие от всего, не тратя собственных душевных сил для постижения мира и своего места в нём.

3. Б. Васильев «Завтра была война»

Валендра – так называли ученики девятого класса завуча школы Валентину Андроновну, женщину-кремень. Именно она сыграла главную роль в жизни учеников этого класса, выпуск которого пришёлся на 21 июня 1941 года. Именно она требовала провести комсомольское собрание, по вопросу исключения Вики Люберецкой из комсомола, если та не откажется от отца, арестованного по ложному доносу, как враг народа. Дети, прошедшие суровую школу сталинского воспитания, одержали победу над режимом своим сопротивлением. Им пришлось встретить войну первыми. Мало, кто остался в живых, но они отстояли родину.

4. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.

5. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Требовательный и строгий Харлампий Диогенович легко раскусывает мелкое преступление мальчика – главного героя рассказа, который, боясь оказаться в безвыходном положении, согласен на что угодно, даже на прививку, лишь бы не отвечать у доски. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. После случившегося он пришел к выводу, что хуже всего, когда человек перестает бояться быть смешным. И становится на путь лжи и обмана.

В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них - профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна - молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

2 вариант

Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества - доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна - прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что... может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников - одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стремиться.